![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно. Тема поколения у М.Ю. Лермонтова и А.С.Пушкина. Сопоставительный анализ.Стр 1 из 10Следующая ⇒
Творчество М.Ю. Лермонтова приходится на 30-е годы XIX века, эпоху очень непростую, как называют ее историки, — «эпоху безвременья». Так называют время, Когда одна общественная идея ушла, а другая еще не успела сформироваться. В тридцатых годах этой ушедшей идеей была идея «декабризма». Третье десятилетие XIX века — это время николаевской реакции, когда всякое свободомыслие пресекалось. Лермонтов, будучи поэтом, а следовательно, человеком, который обостренно воспринимал действительность, ощущал мрачность своего времени. Переживания за судьбу своего поколения он выражал в стихах. Также в своем творчестве Лермонтов обращался к темам любви, Родины; в его стихотворениях звучат романтические мотивы. Но я думаю, что одним из главных вопросов, поднимаемых поэтом в творчестве, является тема судьбы поколения, на которой можно остановиться подробнее. Тема судьбы поколения присутствует во всем творчестве Лермонтова, в том числе и в лирике. Ключевым для понимания данной проблемы является стихотворение «Дума». Следует обратить внимание на название произведения, так как оно определяет жанр: дума — размышление. Интересно, что в этом стихотворении Лермонтов не обличает кого-либо, а лишь рассуждает, размышляет. Вторая особенность текста — это использование личных местоимений 1-го лица множественного числа («наше», «мы»). Несмотря на то что Лермонтов дает объективную картину действительности и в первой строчке определяет свое отношение к поколению: «Печально я гляжу на наше поколенье!» — поэт и себя тоже причисляет к нему, так как человек не может быть свободен от общества. Исходя из этого стихотворения можно составить портрет поколения, которое характеризуется словами «бездейственное», «бесплодное», «бесцельное», «бесполезное». В начале стихотворения Лермонтов рассуждает о прошлом, настоящем и будущем своего поколения. Оно не научилось на ошибках предков, их настоящее — это «ровный путь без цели», а будущее — «иль пусто, иль темно». Такое отношение к действительности порождает нравственное равнодушие, и соответственно, человек с одинаковым безразличием совершает как добрые, так и злые поступки. Кроме того, Лермонтов подчеркивает, что люди не могут найти себя ни в чем: ни в науке, ни в искусстве. Любые ценности оказываются для них никчемными. Ключевой фразой стихотворения, определяющей суть поколения, являются слова: «И царствует в душе какой-то холод тайный, / Когда огонь кипит в крови». И самое ужасное, по мнению Лермонтова, что поколение пройдет по миру, не оставив никакого следа. В конце стихотворения поэт выносит своего рода приговор: И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Бели и останется какая-то память, то она будет негативной. В будущем порвется связь времен, и Лермонтов видит в этом катастрофу для своего поколения. Но более резкая характеристика дана обществу в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен...». Лермонтов описывает конфликт между лирическим героем и обществом, между мечтой и действительностью. В стихотворении возникает портрет общества: «образы бездушные людей, приличьем стянутые маски». Образ маскарада характерен для Лермонтова, с ним у поэта ассоциируется общество: «бестрепетные руки», «холодные руки» —такова реальная картина общества. Лирический герой считает мечту избавлением, уходит в нее; мечта — это Родина, природа, детство, гармония: «Люблю мечты моей созданье...» Но, когда лирический герой возвращается к реальности, еще острее воспринимается несоответствие действительности мечте и еще сильнее разочарование лирического героя: Когда ж, опомнившись, обман я узнаю, Эти строки говорят о том, что лирический герой готов вступить в открытый конфликт и оружием для него является слово—«железный стих». Но, естественно, тема судьбы поколения связана с темой поэта и поэзии, тем более что Лермонтов ощущает, что поэт в этом мире и обществе не нужен. Обратимся к стихотворению «Пророк», которое является ключевым для понимания образа поэта. С одной стороны, стихотворение связано с одноименным стихотворением А.С. Пушкина; и в самом деле, «Пророк» Лермонтова начинается с того места, где заканчивается произведение Пушкина. С другой стороны, Лермонтов, так же как и Пушкин, считает, что поэт — это пророк. Однако, выполняя свою миссию, поэт Лермонтова вступает в конфликт с толпой, но если у Пушкина стороны просто расходятся, не поняв друг друга, то у Лермонтова толпа становится агрессивной: она не просто не принимает поэта, а полностью его отвергает, и поэт становится изгоем. Он уходит туда, откуда пришел, то есть в пустыню, и только на фоне природы ощущает гармонию: Завет предвечного храня, Там он находит связь между собой и природой. Лермонтов подчеркивает безнадежность ситуации, показывая, как «старцы» учат детей не быть похожими на поэта. Они считают поэта отрицательным примером. И следовательно, новое поколение вырастет с такими же принципами, с таким же отношением к поэту: Смотрите: вот пример для вас! Такое положение поэта в обществе еще раз доказывает, что слово, поэзия служат оружием. Тематика вопросов в лирике Лермонтова схожа с проблемами, которые поднимали другие поэты в своих стихотворениях. Но на взгляды Лермонтова очень повлияла «эпоха безвременья», которая и сформировала их. Новаторство лирики поэта проявляется в осмыслении тем судьбы поколения и по- эта и поэзии. Сравнивая строки Лермонтова с пушкинскими стихотворениями, читатель может увидеть, как изменились взгляды на поэзию не только у поэта, но и у общества. Лирика Лермонтова, как и любого творца, отражает эпоху, взгляды и проблемы, которые ее характеризуют. Я думаю, именно поэтому стихотворения Лермонтова о судьбе поколения наполнены искренним беспокойством за будущее поколения, за будущее России. ___________________________________________________________________
Поэзия М. Ю. Лермонтова и спустя полтора столетия сохраняет свое редкостное обаяние, потому что в ней мы находим " союз волшебных звуков, чувств и дум". Многие проблемы, интересовавшие поэта, давно ушли в прошлое и стали историей. Но его поэзия по-прежнему актуальна и в наше время. Каждый мыслящий человек, даже далекий от искусства и литературы, рано или поздно задумывается о судьбе того поколения, к которому принадлежит. Что он оставит миру? Чем запомнится, заслужив добрую славу или упрек? Эти вопросы глубоко волновали Лермонтова. И мы имеем прекрасную возможность узнать, что думал великий поэт о своем поколении, какую судьбу ему предрекал, обратившись к таким его произведениям, как " Дума" и " Монолог". Эти стихотворения, объединенные общей темой, по-разному раскрывают ее. В " Монологе" выражены мысли юного Лермонтова о своем поколении. Но и почти спустя десятилетие с тех пор, когда была написана " Дума", духовный облик поколения 30-х годов не изменяется. Значит, даже в раннем произведении Лермонтов сумел увидеть его характерные черты и причины, их породившие. Говоря о жизни молодых дворян, своих ровесников, поэт отмечает ее однообразие, бесцельность, безрадостность, подчеркивая это выразительными сравнениями с образами из мира природы: северным растеньем, тусклым зимним солнцем, пустыми бурями: Как солнце зимнее на сером небосклоне, Такое существование приводит к ранним разочарованиям, к утрате веры в любовь и дружбу, убивает желание наслаждаться радостями жизни. Поэтому лермонтовское поколение не знает юности, не ведает " ни любви, ни дружбы сладкой". Но автор отмечает, что у его молодых соотечественников есть и " глубокие познания, жажда славы и пылкая любовь свободы". Однако все эти прекрасные качества не нужны в обществе, где царят насилие, жестокость, пустота. Они оказываются лишними, так как не находят применения. " Мы их употребить не можем", — говорит автор. Кто же в таком случае торжествует в обществе? Лаконичный и горький ответ содержится в первой же строчке стихотворения: " Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете". Все стихотворение пронизано чувством боли и страдания лирического героя, размышляющего, о поколении, к которому он принадлежит. Поэт сам вдыхает душную атмосферу николаевской России, поэтому он прекрасно понимает состояние и настроение своих ровесников. Ведь он один из них. Это подчеркивается неоднократным употреблением местоимения " мы". В " Монологе" звучит сочувствие автора своему поколению, которое не виновато в трагическом финале декабристского восстания, в том, что попытка изменить строй России путем решительного действия потерпела крах, положив начало политической реакции в стране. Иными настроениями проникнута " Дума". В ней Лермонтов беспощадно судит свое поколение за равнодушие, с которым оно относится к будущему Отчизны и даже к своей собственной судьбе. Такое поколение ничего не заслуживает, кроме презрения потомков. Эти мысли и вызывают у автора чувство грусти, с которым он смотрит на свое поколение: Печально я гляжу на наше поколенье! В этих лермонтовских словах не только выражено отношение поэта к своему поколению, но и указаны причины его нынешнего удручающего состояния. Молодые дворяне 30-х годов имеют блестящее образование, они обладают богатыми знаниями, которые, однако, не находят достойного применения, превращаясь в бремя, то есть ненужную тяжесть. На заре своей жизни эти люди были свидетелями безрезультатности попытки первых русских революционеров вооруженным путем изменить государственный строй России. Они поплатились за это самым дорогим — жизнью и свободой, некоторые из них, не выдержав тюрьмы и Сибири, отреклись от своих взглядов, обогатив следующее поколение лишь " ошибками отцов и поздним их умом". Отсюда и особенность нового поколения — все подвергать сомнению, неверие в возможность перемен, а значит, осознание тщетности этих попыток. А это неизбежно ведет к бездействию — самому характерному признаку духовного облика молодых дворян эпохи реакции. Итак, главное, в чем обвиняет Лермонтов свое поколение — это отказ от борьбы, равнодушие к общественным вопросам. Пассивность и бесцельность жизни сверстников поэта убивает в них все то, что составляет радость молодости: стремление к познанию " иссушило ум наукою бесплодной", желание любви и страстей привело к пресыщению — " из каждой радости, боясь пресыщенья, мы лучший сок навеки извлекли". Ни искусство, ни поэзия не могут взволновать современников Лермонтова, так как они разучились чувствовать, испытывать восторг или гнев. Мечты поэзии, создания искусства Но более всего равнодушие молодых дворян сказалось в их неспособности к жертвам ни во имя любви, ни во имя ненависти. Лермонтовское поколение безразлично к своему настоящему, не верит в будущее, не уважает прошлое. И предков скучны нам роскошные забавы, Такая суровая оценка своего поколения заставляет поэта сделать вывод о том, что это обанкротившееся поколение пройдет над миром " толпой угрюмою и скоро позабытой", ничего не оставив людям, " не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда". Поэтому оно обречено на забвение потомков, которые оскорбят воспоминания о людях 30-х годов XIX века " насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом". Думается, великий поэт был слишком суров к своему поколению, которое все-таки оставило свой заметный след в истории. Свидетельство тому — удивительная лермонтовская поэзия, проникнутая духом мятежности, неуспокоенности, стремлением к высокому идеалу. Горячим желанием пробудить молодые умы и сердца для борьбы и настоящей, полнокровной, яркой жизни и были продиктованы горькие и суровые строки " Думы".
В своем романе " Евгений Онегин" Пушкин дает широкую, полную и верную картину жизни русского общества его времени. Он рисует быт и нравы разных групп дворянства: петербургского, московского и поместного. Но полнее всего он раскрывает образы представителей молодого поколения. Главное действующее лицо романа, молодой дворянин Евгений Онегин, показан Пушкиным как человек с очень сложным и противоречивым характером. Поэт не скрывает его недостатков и не старается оправдать их. Уже из первой главы мы узнаем, что автор подружился с Онегиным, что поэту " нравились его черты" и что он любил проводить с ним пора. Автор по-разному относится к своему приятелю на протяжении всего романа. Он хоть и ценит дружбу Онегина, но изредка относится к нему иронически, а изредка строго осуждает его поведение. Противоречивость в характере Онегина делает его образ более жизненным, далеким от схематизма. Онегин не " положительный", но и не " отрицательный" герой. Пушкин, рассматривая жизнь Онегина, обращает большое чуткость на его воспитание. Оно оказало на героя губительное действо. Вследствие этого из Онегина вышел настоящий эгоист, человек, думающий только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий обращать чуткость на чувства, интересы, страдания других людей, способный с легкостью обидеть, оскорбить, причинить беда человеку, более того не замечая этого. Таким бы Онегин и остался для нас, если бы мы не узнали о нескольких событиях, о которых с необычайной точностью повествует Пушкин и которые произвели сильнейшее действо на героя романа. И под их влиянием Онегин обнаруживает такие свойства своего характера, о которых более того не подозревал. Прежде всего это было убийство Онегиным на дуэли его молодого друга, Ленского. От этого бессмысленного преступления Онегин приходит в ужас. Убийство Ленского перевернуло всю жизнь героя. Он не в состоянии больше существовать в тех местах, где все напоминало ему о содеянном, почему и отправляется странствовать. Им овладело беспокойство, Охота к перемене мест... Онегин уже теперь не может, как прежде, проходить по жизни, совсем игнорируя чувства и переживания людей, с которыми он сталкивается, и мыслить только о себе. Герой, вернувшийся из путешествия, не похож на прежнего Онегина. Он стал существенно серьезнее, внимательнее к окружающим, теперь он способен к сильным чувствам, целиком захватывающим его и потрясающим его душу. И тут судьба снова сводит его с Татьяной.
|