Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дети «группы риска» как объект психологического консультирования






Дети и подростки, подвергающиеся в повседневной жизни воздействиям различных факторов риска, относятся к «группе риска». В эту группу входят:

1) дети, проживающие в асоциальных, дезорганизован­ных семьях с наркологической, психопатологической отягощенностью родителей, аморальным или криминальным поведением старших членов семьи;

2) дети (социальные сироты), оставшиеся без попечения одного или обоих родителей в связи с лишением их роди­тельских прав и находящиеся на государственном интернат­ном обеспечении или под опекой лиц, которые не в состоянии обеспечивать жизненно необходи­мые потребности детей;

3) дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся на государственном обеспечении;

4) дети с асоциальным (криминальным) поведением, не достигшие возраста уголовной ответственности (14 лет) и нуждающиеся в связи с социально-педагогической запущен­ностью в принудительных мерах воспитательного воздействия;

5) дети, находящиеся в особо трудных условиях (дети беженцев, вынужденных переселенцев, дети безработных родителей, дети одиноких несо­вершеннолетних матерей);

6) дети с физическими или психическими недостатками и отклонениями в развитии.

Таким образом, к основным факторам риска относятся:

- алкоголизм, криминальность, психопатические черты родителей;

- отсут­ствие необходимых для развития ребенка бытовых и материальных условий;

- незрелость родителей (низкая самооценка, снижение толерант­ности к стрессам);

- авторитарные родители, нарушение баланса власти, жесткие моральные нормы;

- неполные семьи (одинокие матери, разведенные семьи);

- психотравмирующие ситуации в семье (болезнь, смерть близких).

Семьи с хроническими конфликтными отношениями, а также асоциальные, дезорганизованные семьи являются в настоящее время облас­тью повышенного риска. Другая область – государственные учреждения интернатного типа. Можно выделить следую­щие особенности этой области, в силу которых ребенок подвергается риску эмоционального отвержения и психологи­ческого насилия:

- помощь и особая защита, предоставляемые государством ребенку, лишенному семейного окружения, чрезмерно фор­мализованы;

- условия обучения и воспитания в учреждениях интернатного типа при­водят к тому, что дети испытывают серьезные социально-психологические проблемы, дискриминационное отношение и притеснение при включении в ре­альную социальную среду;

- особые условия обучения и воспитания, создаваемые детям с физическими и психическими недостатками, становятся формой социаль­ной и психологической изоляции.

Школьная среда в общеобразовательной школе, пережи­вающей нарастающую дифференциацию программ, внедре­ние «элитарных» форм обучения, создает зоны повышен­ной конфликтности между сверстниками различных соци­альных групп. Это приводит к повышению агрессивности в системе межличностных отношений. Рост «социального сиротства» вытесняет детей из неблагополучных семей на улицу, сокращает базу досуга детей школьного возраста. Большое число детей находится в условиях криминального окружения и не только вовлекается в преступную деятельность, но и подвергается риску различ­ных форм насилия. Таким образом, наблюдается рост факторов, существенно увеличивающих риск насилия, жестокости и эмоциональных нарушений у детей и подростков.

Дети с эмоциональными нарушениями также относятся к «группе риска». Проблема агрессивности занимает одно из первых мест среди нарушений эмоциональной сферы. Агрессивность затрудняет приспо­собление детей к условиям жизни в обществе. Агрессивное поведение вызывает со­ответствующую реакцию окружающих, что ведет к усилению агрессивности и возникновению ситуа­ции порочного круга. Подростковая агрессия может выступать как средство достижения значимой цели, как способ психологической разрядки или как самоцель, удовлетворяющая потребность в само­реализации и самоутверждении.

Среди детских эмоциональных нарушений наиболее распространенной является гиперактивность, или синдром дефицита внимания. В раннем детстве гиперактивным детям присущи следующие признаки: сверхактивность (ребенок беспокоен, непоседлив, очень энергичен, агрессивен), отвлекаемость и рассеянность внимания (трудности при сосредоточивании, неспособность довес­ти начатое дело до конца), импульсивность (ребенок поступает необдуманно, может солгать, взять чужую вещь, нарушить запрет, не задумываясь о последствиях), возбудимость (ребенок крайне раздражителен, неурав­новешен, часто плачет, быстро обижается, по незначитель­ному поводу начинает кричать, ломать вещи, драться).

Аффективно-дина­мический подход к объяснению причин нарушения поведе­ния у детей заключается в том, что ребенок, попада­ющий в ситуацию сильной депривации психически и соци­ально важных потребностей, когда оценка вероятности их удовлетворения падает, испытывает сильные негативные переживания. Такое состояние психоэнергетического дис­комфорта сопровождается астеническими эмоциональными переживаниями ситуации фрустрации (беспокойство, печаль, горе, отчаяние) и часто приводит к поиску замещающих форм поведения – агрессивности, пас­сивному негативизму, асоциальному поведению.

Модели поведения родителей оказывают огромное влияние на эмоциональное развитие детей. Нарушения во взаимоотношениях меж­ду родителями и детьми способствуют возникновению агрессивности. На первом месте здесь стоят отношения родителей, ссоры и драки между ними, а также агрессивное поведение родителей по отношению к другим людям. Наказания, применяемые взрослыми, следует также рас­сматривать как акты агрессии, которые могут стать моде­лью агрессивного поведения. Так, исследования поведения пятилетних детей показали наличие зависимости между вы­сокой агрессивностью и частотой применения к ним физи­ческих наказаний. Существенную роль в формировании агрессивности сыновей играет модель поведения отца. Возникновению агрессивности также способствует равнодушие родителей к агрессивности своих детей.

Другой важной проблемой является воздействие средств массовой информации (кино и телевиде­ния) на агрессивное поведение. Здесь имеет место эффект научения – обучение новым формам агрессивного поведения при наблюдении детьми и подростками сцен насилия и жестокости. Это ведет к снижению эмо­циональной чувствительности к насилию и к повышению вероят­ности агрессивного поведения в реальной ситуации. Чрез­мерное увлечение телепередачами со сценами насилия и же­стокости развивает агрессивные фантазии у подрос­тков. Отождествляя себя с героями телепередач, они усваивают варианты решения проблем и переносят их в межличностные отношения. Подкрепление агрессивных дей­ствий формирует агрессивные привычки и тормозит развитие социальных умений. Низкий социальный статус в формальных группах, как правило, способствует переходу подростков в неформальные группы с отклоняющимся поведением, где они перенимают агрессивное поведение или сами становятся жерт­вами агрессии.

К индивидуальным детерминантам агрессивного и отклоняющегося поведе­ния относятся определенные личностные особенности (тре­вога, страх социального неодобрения, раздражительность, эмоциональная чувствительность, авторитаризм, напористость) и биологические предпосылки (хромосомные нарушения, гормональные сдвиги, отклонения со стороны центральной нервной системы). В основе отклонений чаще всего лежат неудовлетворенные потребности общения, слабость социально ценных связей. Асоциаль­ное, в том числе и агрессивное, поведение нередко связано с нарушением общения в семье, в результате чего у детей искажаются этические по­нятия и моральные чувства. Общение в детском саду, школе не только не компенсирует недостатки семейного общения, но чаще всего усугубляет поло­жение. Основным видом компенсаторной деятельности для детей является сублима­ция и фантазия, а для подростков более типичны рациона­лизация и фрустрация (агрессия и уход).

Агрессивные тенденции могут проявляться в виде само­агрессии и агрессивных действий по отношению к другим людям; приобретать форму физи­ческой агрессии или вербальной, символической агрессии; носить эпизодический, нестойкий характер или являться наиболее частым способом реагиро­вания и выгля­деть как патологическое влечение. Обычно детская агрессия выполняет защит­ную функцию и легко поддается психо­терапевтическим воздействиям. Но если агрессивные действия ребенка возникают импульсивно и не связаны с наличной ситуацией, то они прак­тически не поддаются психокоррекционным воздействиям, и это свидетельствует о наличии у него тяжелого эмоционального расстройства или психического отклонения.

В коррекционной работе с детьми и подростками при разных формах агрессивного поведения применяются различные методы: дыхательные уп­ражнения, аутогенная тренировка, обсуждениепробле­мы и дистанцирование проблемы с после­дующей переоценкой. В работе с агрессивными детьми дошкольного и младшего школьного возраста показаны психогимнастика, изотерапия, игровая коррекция поведения. Они направлены на снижение эмоционального напряжения, формирование у детей мораль­ных представлений, развитие способности понимать и адек­ватно выражать свое эмоциональное состояние.

Основные задачи коррекции агрессивного поведения детей и подростков:

- формирование новых форм психологи­ческой поддержки в кризисных ситуациях;

- фор­мирование осознанной необходимости в изменении стиля пове­дения;

- формирование устой­чивого уровня правового и морального самосознания;

- развитие адекватного восприятия образа «Я»;

- развитие самоконтроля и способности самостоятельно действовать в различных жизненных ситуациях.

Управление агрессией может осу­ществляться через демонстрацию моделей конструктивного поведения, ког­нитивные методы контроля агрессии, тренинг социальных умений, тренинг модификации поведения и др. Целью тренинга модификации поведения является поиск альтернативных (социально-прием­лемых) способов удовлетворения потребностей и взаимодействия с окружающими. В ходе тренинга решаются следую­щие задачи: осознание собственных потребностей; отреагирование негативных эмоций и обучение приемам регули­рования своего эмоционального состояния; формирование адекватной самооценки; обучение способам целенаправлен­ного поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных стимулов и негативных импульсов; формирова­ние позитивной моральной позиции, жизненных перспектив и планирование будущего.

Тренинги для родителей подростков с нарушениями поведения направлены на создание психологических условий для преодоления родительских ограничений иприобретения нового опыта взаимодействия с собственными детьми путем практической тренировки коммуникативных на­выков. В процессе занятий происходит пе­реосмысление роли и позиции родителя, развитие взаимо­понимания и взаимоуважения, снижение тревожности и приобретение уверенности в себе, выработка сти­ля эффективного взаимодействия с детьми.

Тренинги для учителей направлены на информирование педаго­говоб индивидуально-психологических особенностях детей и подростков и обучение эффективным способам взаимодействия с ними. В ходе тренинга изучаются приемы регуляции психического равновесия, снимаются личностные и профессиональные зажимы и ограничения, осваиваются методики эффективного взаимодействия с неблагополучными деть­ми разного возраста.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал