Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность, структура и типология социальных организаций






Социальная сущность организации проявляется в реализации своих целей через достижение личностных.

Без этого союза между целым и элементами нет организации как системы.

Люди будут объединяться и работать в организации только тогда, когда будут получать то, что нужно каждому из них, т. е. доход, образование, реализацию своих способностей, профессиональное продвижение.

Таким образом, можно говорить об организации как о социальной системе, элементами которой являются люди, группы, коллективы.

Вместе с тем любая организация сама является элементом общественной системы. Общество может рассматриваться как совокупность взаимодействующих организаций. Они являются самыми распространенными формами человеческой общности, первичными ячейками социума.

Организация выполняет роль посредника между человеком и обществом, а социальная жизнь организации – это постоянное разрешение противоречий между интересами личности, организации и общества.

С социологической точки зрения структура социальной организации определяется ее ценностно-нормативными стандартами, регулирующими размещение и взаимосвязь социальных позиций (должностей) с присущими им ролевыми предписаниями.

Характерной особенностью социальной структуры организации является обязательная иерархическая упорядоченность социальных позиций, позволяющих координировать социальные позиции различных уровней присущими им кругом прав и обязанностей.

На базе этой иерархии возникает своеобразная лестница должностных зависимостей, предполагающая обязательную подчиненность низших звеньев персонала высшим.

Кроме того, социальные позиции и роли, из которых складывается социальная структура организации, отличаются весьма строгой и однозначной нормативной регуляцией, которая предписывает каждому члену организации строго очерченный круг должностных обязанностей и соответствующий уровень ответственности.

Одним из обязательных условий для успешного функционирования организации является возможность служебной карьеры для ее членов, так называемая «вертикальная мобильность» или успешное продвижение по иерархической лестнице служебных должностей.

Следует отметить, что современный работник должен постоянно повышать свою квалификацию.

Во-первых, это дает возможность персоналу постоянно обновлять свои знания и профессиональные навыки в соответствии с меняющимися условиями производства, а во-вторых, повышение квалификации выступает непременным условием служебной карьеры или просто «соответствия должности».

Другим важным условием функционирования формальной организации является система налаженной коммуникации, т. е. взаимосвязь потоков информации, циркулирующей между различными звеньями организации.

Коммуникация необходима для принятия управленческих решений и рациональной координации деятельности людей.

Взаимный обмен информацией между различными звеньями организации является важнейшим условием, средством делового общения и социального взаимодействия членов организации.

В социологической литературе существует множество подходов к типологии организаций.

В первом подходе, который называется традиционным, выделяют три вида:

1) предприятия и фирмы (производственные, торговые, обслуживающие);

2) учреждения (финансовые, культурные, научные, управленческие, образовательные, медицинские);

3) общественные организации (религиозные, профессиональные, добровольные).

Второй подход основан на делении организаций на основе общественных отношений: экономические, социальные, культурные, управленческие.

В каждом из этих типов есть существенное сходство, определяющее цели и функции организаций.

Американский социолог А. Этциони подразделяет все организации на три основные группы:

1) добровольные, члены которых объединяются на добровольной основе (политические партии, профсоюзы, клубы, религиозные объединения);

2) принудительные, членами которых становятся принудительным путем (армия, тюрьма, психиатрическая лечебница);

3) утилитарные, члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей (предприятия, фирмы, финансовые структуры).

Современные российские социологи выделяют преимущественно следующие типы организаций:

1) деловые, членство в которых обеспечивает работников средствами к существованию (предприятия, фирмы, банки);

2) общественные, представляющие собой массовые объединения, членство в которых позволяет удовлетворить экономические, политические, социальные, культурные и другие потребности (политические партии, общественные движения);

3) промежуточные, сочетающие в себе признаки деловых и общественных организаций (кооперативы, товарищества);

4) ассоциативные, возникающие на основе взаимной реализации интересов (клубы, неформальные группы).

В рамках другой классификации выделяются два основных типа организаций: административные и общественные. Первые в свою очередь подразделяются на:

1) промышленно-хозяйственные, а также финансовые;

2) административно управленческие (органы государственного управления различного уровня);

3) научные и исследовательские организации;

4) учреждения культуры и досугового обслуживания населения.

К общественным организациям относятся политические партии и добровольные общественные организации, творческие союзы и другие.

Широко распространена в отечественной социологической литературе типология организаций по отраслевому признаку: промышленно-хозяйственные, финансовые, административно-управленческие, научно-исследовательские, образовательные, лечебные, социокультурные и др.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал