Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Суд. система ПМР
Конст. ПМР в ст. 6 закрепляет принцип разделения властей и одновременно вводит термин " суд. власть" не раскрывая его. Но далее в Конституции есть глава 5, которая и называется " Судебная власть" Эта глава содержит важнейшую норму о осуществлении правосудия только судом, определяет место и предназначение Верховного, Арбитражного и Конституционного судов, мировых судей. Других деталей организации судебной системы Конституция не содержит, касаясь лишь порядка формирования судов и компетенции Конституционного суда.
Система и порядок судопроизводства устанавливаются Конституционным законом " О сулебной системе в ПМР", принятым 22.06.05года. В систему судов общей юрисдикции входят Верховный суд, городские и районные суды. Актами, регулирующим деятельность этих судов, является Конституция ПМР. Конституционные законы " О Верховном суде ПМР", " О статусе судей", " О судебной и процессуальное законодательство МССР, действующее на территории ПМР. Верховный суд ПМР является высшим судебным органом по гражданским уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью (рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора, а также по вновь открывшимся обстоятельствам) и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Городские и районные суды являются судами первой инстанции и обладают юрисдикцией в сфере уголовных, гражданских дел, а также дел, возникающих из административных правонарушений. Конституцией ПМР в судебную систему вводится институт мировых судей. Мировые судьи избираются населением из числа лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым к судьям. Срок полномочий мировых судей - 5 лет. Данный институт на практике пока не реализуется. Арбитр. суд ПМР является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, определенных законом. Основными законодательными актами, регулирующими его деятельность, являются Конституционный закон " Об арбитражном суде ПМР" и Арбитражный процессуальный кодекс ПМР. Органом констит. контроля в ПМР является Констит. суд (КС). Действует с 12 июня 2002 г. Положения о порядке формирования и деятельности КС содержатся в Конституции ПМР (ст.86) и Конституционном законе " О Конституционном суде ПМР" 21. Судебная система РФ и ПМР по действующему законодательству Понятие судов общей юрисдикции Суды общей юрисдикции представляют собой судебные органы, которые действуют на всей территории РФ с целью осуществления правосудия по гражданским, уголовным делам, а также по делам об административных правонарушениях. Данные суды именуются судами общей юрисдикции, поскольку в их компетенцию входит рассмотрение и разрешение подавляющего большинства правовых споров как в количественном исчислении, так и по широте охвата правоотношений. Суды общей юрисдикции действуют на всей территории РФ и на всех уровнях территориального устройства страны. При этом все судебные органы общедоступны. В установленных законом случаях лицо вправе обратиться в суд и получить надлежащее разрешение возникшего спора. Суды общей юрисдикции входят в общую судебную систему РФ в качестве се подсистемы. Это означает, что любой суд общей юрисдикции одновременно является и судом, входящим в общую судебную систему. Но не все судебные органы относятся к судам общей юрисдикции. Так, данным понятием не охватываются Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, арбитражные суды. Следовательно, понятия " суды общей юрисдикции" и " судебная система РФ" соотносятся между собой как философские категории части и целого. Законодательство о судах общей юрисдикции, помимо Конституции РФ, составляют следующие федеральные конституционные законы: " О судебной системе Российской Федерации"; " О военных судах Российской Федерации"; " О судах общей юрисдикции в Российской Федерации". В данных актах содержатся положения, отражающие систему судов общей юрисдикции, их структуру, полномочия, особенности организации и взаимодействия между судами и иными государственными органами и должностными лицами. В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона " О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" система судов общей юрисдикции состоит из двух групп судов - федеральных судов общей юрисдикции и судов общей юрисдикции субъектов РФ. В основу такой дифференциации положен не функциональный признак, а способ формирования различных судебных органов. К федеральным судам относятся суды, которые созданы на основе федерального законодательства, к судам субъектов РФ - суды (точнее - судебные должностные лица), избрание или назначение которых происходит в порядке, установленном законодательством того либо иного субъекта РФ.К федеральным судам общей юрисдикции относятся: - Верховный Суд РФ; - верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов (т.е. суды субъектов РФ); - районные суды, городские суды, межрайонные суды; - военные суды различных уровней; - специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом. (В настоящее время такие суды еще не созданы.) К судам общей юрисдикции, образованным субъектами РФ, относятся мировые судьи. Все суды общей юрисдикции в своей деятельности равным образом применяют федеральное законодательство, а в необходимых случаях - законодательство субъектов РФ, иные подзаконные нормативные правовые акты, а также международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права. Судебные органы, входящие в систему судов общей юрисдикции, не находятся между собой в отношениях власти и подчинения. При осуществлении правосудия и реализации иных полномочий конкретный судебный орган принимает решение от своего собственного имени и несет за него полную ответственность. Инстанционное устройство системы судов общей юрисдикции предполагает движение дела из нижестоящих судебных органов в вышестоящие и возможность последующей отмены или изменения решений. Поэтому полномочия различных элементов системы судов общей юрисдикции можно раскрыть более полно, используя не организационный, а инстанционный подход. Процедура разрешения споров в судах общей юрисдикции определяется Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. Бó льшая часть исков, направляемых в суды общей юрисдикции, вначале рассматривается мировым судьей или районным судом. Гражданский процессуальный кодекс четко определяет конкретные виды исков, которые должны рассматриваться федеральными судами общей юрисдикции субъектов РФ и Верховным судом Российской Федерации. Суды общей юрисдикции включают четыре уровня: - суд первой инстанции; - апелляционный суд; - кассационный суд (2 уровня); - суд надзорного обжалования.Все подведомственные судам общей юрис дикции дела распределены между судами различных звеньев (уровней) судебной системы Российской Федерации. СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ ПМР Ст. 5 п.2 " б" КЗ " О судебной системе ПМР" определяет, что" судебные органы, составляющие систему судов общей юрисдикции: Верховный суд Приднестровской Молдавской Республики, городские (районные) суды, а также мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции" Статья 26. Городской (районный) суд 1. Городской (районный) суд в пределах своей компетенции рассматривает все дела, за исключением дел, отнесенных законом к компетенции иных судов, а именно: а) дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых правоотношений; б) дела, возникающие из административно-правовых отношений; в) дела особого производства; г) уголовные дела, подсудные городским (районным) судам. 2. Городской (районный) суд изучает и обобщает судебную практику, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные законом. 3. Городской (районный) суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. 4. Районный суд образуется в административных центрах районов Приднестровской Молдавской Республики. Городской суд образуется в городах, являющихся самостоятельными административно-территориальными единицами Приднестровской Молдавской Республики. Президентом Приднестровской Молдавской Республики по совместному представлению руководителя органа государственной власти, в ведениикоторого находятся вопросы юстиции, и Председателя Верховного суда Приднестровской Молдавской Республики может быть образован один районный (городской) суд на район и город. Статья 37. Особенности судопроизводства в судах общей юрисдикции после введения в действие настоящего Конституционного закона 1. Суды, рассматривающие дела в кассационном порядке, считаются вышестоящими по отношению к судам первой инстанции. Суды, рассматривающие дела в порядке надзора, считаются вышестоящими по отношению к судам, принимавшим ранее решения по делу. Обеспечение деятельности судов Обеспечение деятельности Конституционного, Верховного и Арбитражного судов Приднестровской Молдавской Республики осуществляется аппаратами этих судов. Обеспечение деятельности городских (районных) судов, мировых судей осуществляется Судебным департаментом Приднестровской Молдавской Республики при Верховном суде Приднестровской Молдавской Республики. Статья 31. Судебный департамент Приднестровской Молдавской Республики 1. Судебный департамент при Верховном суде Приднестровской Молдавской Республики, входящие в его систему органы организационно обеспечивают деятельность судебных органов, составляющих систему судов общей юрисдикции, и органов судейского сообщества, представляют в их распоряжение необходимые ресурсы. 2. Руководитель Судебного департамента при Верховном суде Приднестровской Молдавской Республики назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного суда Приднестровской Молдавской Республики с согласия Совета судей Приднестровской Молдавской Республики. Сотрудники Судебного департамента при Верховном суде Приднестровской Молдавской Республики являются государственными служащими. Им присваиваются классные чины и другие специальные звания. Судебный департамент при Верховном суде Приднестровской Молдавской Республики является юридическим лицом. Структура, полномочия и порядок деятельности Судебного департамента Приднестровской Молдавской Республики устанавливаются законом Приднестровской Молдавской Республики. В соответствии с Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики от 25 августа 2005 года № 424 (САЗ 05-35), которым было утверждено Временное положение о Государственной службе по обеспечению деятельности судебных органов (Судебном департаменте) при Верховном cуде Приднестровской Молдавской Республики, Судебныйдепартамент при Верховном cуде Приднестровской Молдавской Республики был передан из ведения исполнительных органов государственной власти - Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики в ведение судебных органов государственной власти - Верховного cуда Приднестровской Молдавской Республики. Судебный департамент при Верховном cуде Приднестровской Молдавской Республики осуществляет организационное обеспечение деятельности районных (городских) судов Приднестровской Молдавской Республики и органов судейского сообщества. Под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Судебный департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Приднестровской Молдавской Республики, конституционными законами, другими законами, указами Президента Приднестровской Молдавской Республики, а также решениями органов судейского сообщества, принятыми в пределах их полномочий. Судебный департамент призван способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия 22. Понятие звена судебной системы. Деление судов общей юрисдикции по звеньям. Звено́ суде́ бной систе́ мы — совокупность судов, обладающих однородными полномочиями и занимающих равное положение в судебной системе. Судебное звено - это суд, либо совокупность судов, обладающих одинаковой компетенцией, а также схожими составом и структурой. Судебная инстанция - суд (или его структурное подразделение), выполняющий (или выполняющее) конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности, обоснованности и справедливости решения, вступившего или не вступившего в законную силу) 23. Система арбитражных судов по звеньям Арбитражные суды - это особая разновидность судебных органов, осуществляющих судебную власть путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к их ведению. В настоящее время судебную арбитражную систему в РФ составляют: 1) федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); 2) арбитражные апелляционные суды; 3) арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее - арбитражные суды субъектов РФ). 4)коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ. Под устройством любого арбитражного суда понимается его внутренняя структура. Состав федерального арбитражного суда округа: - президиум федерального арбитражного суда округа; - судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; - судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Состав арбитражного апелляционного суда: - президиум арбитражного апелляционного суда; - судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; - судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений Состав арбитражного суда субъекта РФ представлен президиумом. В арбитражном суде субъекта РФ также могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В составе арбитражных судов РФ могут быть образованы и иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта РФ. Постоянные судебные присутствия могут быть образованы в арбитражных судах субъектов РФ или арбитражных апелляционных судах РФ в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых этими судами в отдельных местностях. Постоянное судебное присутствие арбитражного суда является обособленным подразделением соответствующего арбитражного суда субъекта РФ вне места постоянного пребывания этого суда и осуществляет его полномочия. Для подготовки и прохождения материалов судебных дел, изучения практики применения законодательства, разработки предложений по совершенствованию законодательства, выполнению иных функций арбитражных судов создается аппарат арбитражного суда, включающий отделы и другие подразделения. Аппарат арбитражного суда организует прием лиц, участвующих в деле, принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов и арбитражных штрафов, подлежащих внесению на депозитный счет суда; содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях (ст. 45 ФКЗ " Об арбитражных судах в Российской Федерации"). Вопросы внутренней деятельности арбитражных судов РФ и взаимодействия между ними, а также их взаимоотношения с Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Министерством юстиции РФ, органами судейского сообщества регулируются Регламентом арбитражных судов РФ 24. Понятие судебной инстанции. Общая характеристика суда первой инстанции Суде́ бная инста́ нция — суд или его структурное подразделение (коллегия, президиум), выполняющее строго определённую функцию, связанную с рассмотрением или разрешением судебных дел (рассмотрение дела по существу либо проверка в той или иной форме законности и обоснованности ранее принятых по данному делу решений). Суд пе́ рвой инста́ нции — суд, управомоченный на непосредственное исследование и установление в судебном заседании обстоятельств дела и вынесение по нему соответственно решения или приговора. В Российской Федерации судами первой инстанции являются:
25. Министерство юстиции ПМР. Компетенция, структура МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ ПМР Министерство юстиции Приднестровской Молдавской Республики — республиканский орган государственного управления, обеспечивающий правотворческую деятельность Президента Приднестровской Молдавской Республики и исполнительных органов государственной власти: подготовку проектов законов и других нормативных актов и заключений в соответствии с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики, проектов законодательных и подзаконных актов; проведение экспертиз законов; систематизацию законодательства; организацию системы юридических услуг, в целях реализации прав, свобод и законных интересов граждан Приднестровья. Министерство юстиции в своей деятельности руководствуется Конституцией Приднестровской Молдавской Республики, конституционными законами, законами и иными нормативными правовыми актами, действующими на территории Приднестровской Молдавской Республики, общепризнанными принципами и нормами международного права, применяемыми на территории Приднестровской Молдавской Республики, международными договорами Приднестровской Молдавской Республики, а также Положением о Минюсте. в числе приоритетных направлений деятельности Министерства юстиции — обеспечение исполнения уголовных наказаний, назначаемых судами по уголовным делам, исполнение судебных решений по гражданским и административным делам, осуществление государственной регистрации правовых фактов и выдача лицензий; обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц при осуществлении нотариальных действий, дальнейшее совершенствование действующего приднестровского законодательства на основе его гармонизации с законодательством Российской Федерации Основными задачами Министерства юстиции являются: а) реализация государственной политики в сфере юстиции и иных подведомственных сферах государственного управления; б) обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав и законных интересов личности и государства; в) обеспечение правотворческой деятельности Правительства Приднестровской Молдавской Республики, исполнительных органов государственной власти и управления; г) по поручению Президента Приднестровской Молдавской Республики содействует правотворческой деятельности Президента Приднестровской Молдавской Республики; д) осуществление организационного и методического руководства деятельностью судебно-экспертного учреждения Министерства юстиции; е) производство судебных экспертиз по заданиям судов, органов прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, таможенных, налоговых органов, иных должностных лиц, наделенных правом назначения судебных экспертиз, а также проведение экспертных исследований в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики; ж) исполнение судебных актов Верховного суда Приднестровской Молдавской Республики, Арбитражного суда Приднестровской Молдавской Республики, судов общей юрисдикции и предусмотренных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики актов других органов; з) обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности; и) осуществление государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств) и юридических фактов; к) реализация государственной политики в сфере предоставления правовых услуг; л) исполнение уголовных наказаний; м) выработка нормативных требований к сферам деятельности, подведомственным Министерству юстиции, которые законодательством отнесены к лицензируемым; н) осуществление контроля за деятельностью религиозных организаций; о) выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимого имущества; п) управление, формирование, обеспечение сохранности и использование Архивного фонда 26. Состав суда при рассмотрении гражданских дел арбитражным судом РФ и ПМР в первой инстанции. В арбитражном суде дела в первой инстанции рассматриваются судьей единолично. РФ: Дела в первой инстанции арбитражного суда рассматриваются судьей единолично, если коллегиальное рассмотрение дела не предусмотрено настоящей статьей. Коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном суде первой инстанции осуществляется в составе трех судей или судьи и двух арбитражных заседателей. В первой инстанции арбитражного суда коллегиальным составом судей рассматриваются: -дела об оспаривании нормативных правовых актов; -дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение; -дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем судебного состава в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи; -дела, относящиеся к подсудности Суда по интеллектуальным правам. Арбитражный суд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей рассматривает экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.
ПМР:
Состав арбитражного суда
1. В арбитражном суде дела в первой инстанции рассматриваются судьей единолично.
Дела о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судом коллегиально.
По решению Председателя суда любое дело может быть рассмотрено коллегиально.
2. При коллегиальном рассмотрении дела в состав суда должно входить трое или другое нечетное количество судей.
3. В кассационной инстанции дела рассматриваются Председателем арбитражного суда либо его заместителем. В отдельных случаях в кассационной инстанции дела рассматриваются коллегиально Председателем арбитражного суда, его заместителем и одним из судей, не участвовавших в рассмотрении дела по первой инстанции, по назначению Председателя арбитражного суда.
Суд апелляционной инстанции, апелляционный суд — суд второй инстанции. В уголовном и гражданском судопроизводстве в апелляционном порядке проверяется законность и обоснованность решений, вынесенных мировыми и федеральными судьями. В судах общей юрисдикции апелляционной инстанцией выступают вышестоящие суды по отношению к судам первой инстанции. В арбитражном судопроизводстве в апелляционном порядке проверяются все решения арбитражных судов, вынесенных в первой инстанции. В системе арбитражных судов судом апелляционной инстанции является арбитражный апелляционный суд. Апелляционное и кассационное производство являются способами судебного контроля, однако эти способы различаются по своему содержанию. Проверяя законность и обоснованность судебного решения, суд апелляционной инстанции вправе непосредственно исследовать доказательства и принять новое решение по делу, противоположное принятому судом первой инстанции. Суд кассационной инстанции в судах общей юрисдикции непосредственно исследует доказательства лишь в ограниченных законом случаях, а признавая решения суда незаконным, отменяет его и направляет дело на новое рассмотрение в суд первой или апелляционной инстанций в тот же либо иной состав судей. Апелляционный суд. рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе. Новые свидетельства принимаются только в том случае, если сторона может доказать, что у нее не было возможности предоставить их суду первой инстанции по не зависящим от нее обстоятельствам, и суд посчитает эти причины обоснованными. Решения апелляционного суда вступают в силу сразу после их вынесения. Решения апелляционного суда (и решения суда первой инстанции) могут быть обжалованы в кассационном суде в течение шести месяцев после их вступления в силу. Как правило, кассационное рассмотрение возможно только после апелляционного рассмотрения. Решения суда первой инстанции, которые не рассматривались на апелляционных слушаниях, могут направляться в кассационный суд, только если апелляция не была рассмотрена из-за несоблюдения срока ее подачи и срок подачи не был восстановлен. 28. Суды, рассматривающие дело в апелляционной инстанции в судах общей юрисдикции. Суды, рассматривающие апелляционные жалобы, представления Апелляционные жалобы, представления рассматриваются: 1) районным судом - на решения мировых судей; 2) верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом - на решения районных судов, решения гарнизонных военных судов; 3) Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации - на решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции; Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации - на решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции; 4) Апелляционной коллегией Верховного Суда Российской Федерации - на решения Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции. 29. Общая характеристика суда кассационной инстанции в судах общей юрисдикции В кассационном порядке обжалуются не вступившие в законную силу судебные решения судов общей юрисдикции. Правом на подачу кассационной жалобы, представления имеют стороны, лица, участвующие в деле, а также прокурор, участвующий в деле. Срок подачи кассационной жалобы, представления составляет 10 дней со дня вынесения судом окончательного решения. Не вступившие в законную силу решения суда первой инстанции могут быть обжалованы в кассационном порядке (ст. 337 ГПК РФ):
Кассационная жалоба, представление подаются в суд, которым было принято судебное решение по делу. В кассационном порядке нельзя представлять новые доказательства. Исключение составляют только те доказательства, которые невозможно было представить в суд первой инстанции. Суд кассационной инстанции проверяет решение суда первой инстанции на законность и обоснованность, исходя из требований представленных лицами в кассационной жалобе, представлении. Статьей 348 ГПК РФ установлены сроки, в пределах которых должны быть рассмотрены дела в кассационной инстанции. Проведение судебного разбирательства проводится по общим правилам, предусмотренным для судов первой инстанции. Основания для отмены и изменения судебного решения в кассационном порядке такие же, как и для апелляционной инстанции. По окончании разбирательства по гражданскому делу в суде кассационной инстанции суд выносит кассационное определение, которое должно содержать (ст. 366 ГПК РФ):
Кассационное определение вступает в законную силу с момента его вынесения. 30. Суды, рассматривающие дело в кассационной инстанции в судах общей юрисдикции. Кассационные жалобы и представления подаются: · на приговор или иное решение первой или апелляционной инстанции районного суда – в судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа; · на приговор или иное решение Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа – в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда Российской Федерации; · на приговор или иное решение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Российской Федерации – в Кассационную коллегию Верховного суда Российской Федерации. Не подлежат обжалованию в апелляционном или кассационном порядке следующие определения или постановления, вынесенные в ходе судебного разбирательства: о порядке исследования доказательств; об удовлетворении или отклонении ходатайств участников судебного разбирательства; о мерах обеспечения порядка в зале судебного заседания, кроме определений или постановлений о наложении денежного взыскания. В случае обжалования определения или постановления, вынесенного во время судебного разбирательства, это не приостанавливает сам ход судебного разбирательства. 31. Суд надзорной инстанции в судах общей юрисдикции РФ Суд надзорной инстанции — судебная инстанция, проверяющая законность решений нижестоящих судов, вступивших в законную силу в порядкенадзорного производства. Надзорное производство является исключительной стадией уголовного[1], административного и гражданского[2], а также арбитражного[3] судопроизводства в Российской Федерации. В качестве судов надзорной инстанции выступает Верховный Суд РФ, на который Конституцией РФ возлагается обязанность осуществления судебного надзора за нижестоящими судами. Исключение составляет рассмотрение дел по административным правонарушениям, в которых Верховный Суд РФ является следующей надзорной инстанций по отношению к верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области, которые сохранили полномочия по первичному рассмотрению надзорных жалоб и представлений (статья 30.13. Кодекса РФ об административных правонарушениях [4]). Надзорный суд может отменить или изменить решение/постановление суда, если будет установлено нарушение: - прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ, международных правовых принципов и международных соглашений Российской Федерации; - прав и законных интересов неопределенного количества человек или интересов общества; - единства толкования и применения закона судами. 32. Место мировых судей в системе судов общей юрисдикции. Их полномочия, порядок назначения(избрания) Мировой суд – это первичное (низшее звено) судебной системы (судов общей юрисдикции), рассматривающее в упрощенной процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела. Полномочия, порядок деятельности и создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, Законом о судебной системе, Законом о мировых судьях, УПК и ГПК. Своеобразие статуса мировых судов (мировых судей) проявляется и том, что в соответствии с перечисленными законами они наряду с конституционными (уставными) судами субъекта Федерации отнесены к числу возглавляемых ВС судов общей (гражданской) юрисдикции, входят в их подсистему, но при этом не являются судами федеральными. Мировые суды – это суды субъектов РФ. Мировой судья – это низшее должностное лицо судебной системы, назначаемое (избираемое) на должность законодательным (представительным) органом субъекта РФ либо избираемое на должность населением соответствующего судебного участка, единолично рассматривающее дело в мировом суде. Срок полномочий мирового судьиустанавливается законом соответствующего субъекта РФ. Указанный Закон о мировых судьях определил только временные рамки этого срока. Компетенция мировых судей определена достаточно широко. В соответствии со ст. 23 ГПК мировые судьи уполномочены единолично рассматривать следующие гражданские дела: 1)о выдаче судебного приказа; 2) о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; 3) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска; 4) иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об установлении усыновления (удочерения) ребенка; 5) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на день подачи заявления; 6) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров; 7) дела об определении порядка пользования имуществом; 8) иные дела, отнесенные федеральными законами к компетенции мировых судей. Они также уполномочены пересматривать свои собственные решения по гражданским делам по вновь открывшимся обстоятельствам. К компетенции мировых судей отнесено значительное количество дел об административных правонарушениях. В соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК мировым судьям подсудны уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, которые перечислены в содержащемся там же перечне. Работу мирового судьи обеспечивает аппарат мирового суда, структура и штатное расписание которого устанавливаются законом субъекта РФ. В зале судебных заседаний мировых судей устанавливаются символы государственной власти РФ, соответствующего субъекта РФ. Мировой судья при осуществлении правосудия заседает в мантии и (или) имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта РФ. В ПМР институт мировых судей предусмотрен Конституцией и КЗ " О судебной системе ПМР", но по факту отсутствует. 33. Структура и Полномочия МВД ПМР В МВД структура включает центральный аппарат, городские и районные управления внутренних дел. В нее входя также:. криминальная милиция, основной задачей которой является пресечение и раскрытие преступлений, а также осуществление розыска скрывающихся или пропавших без вести лиц; специальная милиция, милиция общественной безопасности. Основными задачами милиции общественной безопасности (местной милиции) являются: обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по дел м которых производство предварительного следствия не обязательно, а также оказание в пределах компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям, в осуществлении ими своих прав и обязанностей в деятельности, не противоречащей действующему законодательству. В состав милиции общественной безопасности (местной милиции) входят дежурные части, подразделения участковых инспекторов милиции, патрульно-постовой, дорожно-патрульной и паспортной служб, дознания, виз и регистрации, инспекции по делам несовершеннолетних и подразделения административной службы милиции. · Специальная милиция, ее органы и подразделения образуются Правительством Приднестровской Молдавской Республики по представлению Министерства внутренних дел. В состав специальной милиции входят: транспортная милиция, государственное учреждение вневедомственной охраны, милиция режимных территорий и объектов, судебно-экспертные учреждения, специальные учебные заведения, государственная автомобильная инспекция, регистрационно-экзаменационные подразделения, необходимые для осуществления возложенных на милицию обязанностей. Начальники подразделений специальной милиции назначаются министром внутренних дел и ему подчинены. Также структуру МВД дополняют: · Главное Управление по Чрезвычайным ситуациям, · Отдельная бригада особого назначения «Днестр», · Управление по делам миграции МВД ПМР. Пристальное внимание Министерством внутренних дел уделяется работе с подрастающим поколением. Достойную смену работникам правопорядка готовит Тираспольский юридический институт им. М.И. Кутузова и Республиканская кадетская школа - интернат имени Ф.Э. Дзержинского. Так же в системе Министерства внутренних дел ПМР функционирует Республиканский учебно - воспитательный комплекс им. С.А. Макаренко 34. Районный суд в системе судов общей юрисдикции. Его компетенция В подсистеме федеральных судов общей юрисдикции районный суд уже многие десятилетия считается основным звеном. Это обусловлено прежде всего его широкой компетенцией как органа судебной власти, а также тем объемом работы, который фактически им выполняется . Из общей массы уголовных и гражданских дел, дел об административных пра- вонарушениях, на долю гражданских судов основного звена приходится значительное большинство. Они не рассматривают лишь те уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях, которые в соответствии с законом относятся к ведению других судов общей юрисдикции (краевых, областных, военных судов, мировых судей и т. п.) или арбитражных судов. Им же приходится также принимать решения по многим вопросам, возникающим до и после судебного разбирательства уголовных дел, — при их возбуждении, в ходе расследования, проверки законности, обоснованности и справедливости приговоров, а также в процессе исполнения вступивших в законную силу приговоров. На них также возложено рассмотрение жалоб, связанных с принятыми решениями по делам об административных правонарушениях — они призваны проверять законность и обоснованность наложения административных наказаний как мировыми судьями, так и другими органами и должностными лицами (см. ст. 30.1 КоАП). В связи с этим и принято считать районные суды основным звеном судебной системы: население обращается со своими проблемами, как правило, именно в эти суды, там оно и находит чаще всего необходимый ответ. Полномочия, порядок образования и деятельности районного суда устанавливаются федеральным конституционным законом. Организация районных судов определяется: 1. Конституцией РФ; 2. Законом о судебной системе; 3. Законом о судах общей юрисдикции в Российской Федерации; 4. Законом о статусе судей и другим законодательством. Суд этого уровня действует в каждом районе или иной аналогичной административно-территориальной единице, а равно в городе, не имеющем районного деления. В районе (городе) создается один суд, но возможно создание одного суда на район и город или на район и города, расположенные на территории данного района. Возможна организация межрайонных судов с учетом объема работы и других факторов. Порядок создания и упразднения судов этого уровня определен Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ " О судебной системе Российской Федерации". Судебный надзор за деятельностью районных судов осуществляют верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды в городах федерального значения — Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов. Состав районного суда В соответствии со ст. 33 ФКЗ " О судах общей юрисдикции" районный суд формируется в составе: · председателя районного суда; · его заместителя (заместителей); · судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия. Полномочия районного суда В соотвтетствии со ст. 21 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ " О судебной системе Российской Федерации" районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. В соответствии со ст. 34 ФКЗ " О судах общей юрисдикции" районный суд рассматривает: 1. все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции (по подсудности). 2. дела об административных правонарушениях. 3. апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района. 4. дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Таким образом, в настоящее время районные суды перестали быть судами лишь первой инстанции. Они уполномочены выполнять функции трех судебных инстанций: · первой инстанции; · второй (апелляционной) инстанции; · инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедливость вступивших в силу приговоров и иных судебных решений в случаях выявления новых или вновь открывшихся обстоятельств. 35. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность федерального судьи в районный суд, и порядок назначения на должность судьи и председателя этого суда. Срок их полномочий Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 274-ФЗ) 1. Судьей может быть гражданин Российской Федерации: 1) имеющий высшее юридическое образование; 2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям; 3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; 4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств; 6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи. 2. При соответствии требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи: 1) судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет; 2) судьей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет; 3) судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет; 4) судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет. 3. Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность судьи судов Российской Федерации. 4. Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления. 5. В стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы: 1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научно-исследовательских учреждениях; 2) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в качестве адвоката или нотариуса. 36. Верховный суд республики, областной, краевой и равные им суды в системе судов общей юрисдикции. Компетенция суда. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам и иным делам[1], подсудным судам общей юрисдикции В каждом субъекте Российской Федерации образуется и действует соответственно краевой, областной суд, суд автономной области, суд автономного округа и Верховный суд республики. В городах федерального подчинения - Москве и Санкт-Петербурге - образованы суды на правах областного суда. Все вышеперечисленные суды составляют второе (среднее) звено судебной системы судов общей юрисдикции, имеют одинаковые полномочия и структуру. Краевые, областные и иные равные им суды рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские и уголовные дела; в качестве судов второй инстанции проверяют приговоры и решения районных, городских судов, не вступившие в законную силу; в качестве надзорной инстанции проверяют приговоры и решения районных, городских судов, вступившие в законную силу. Таким образом, суды среднего звена действуют в качестве суда любой из трех инстанций. Краевые, областные и равные им суды в качестве судов первой инстанции обязаны рассматривать гражданские дела, связанные с государственной тайной. Кроме того, эти суды вправе изъять любое гражданское дело из районного (городского) суда, находящегося на территории их юрисдикции, и принять его к своему производству при наличии согласия или просьбы сторон. Как правило, это дела, имеющие большую сложность или общественное значение. В качестве суда первой инстанции по уголовным делам краевые, областные и другие равные им суды рассматривает уголовные дела, отнесенные УПК к их подсудности. Это дела об убийствах при отягчающих обстоятельствах, бандитизме, терроризме и некоторых других особо тяжких преступлениях. Краевые, областные и другие равные им суды имеют следующие структурные подразделения: судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам, президиум. Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам рассматривают в качестве суда первой инстанции соответственно гражданские и уголовные дела. В качестве суда кассационной инстанции судебные коллегии проверяют решения и приговоры районных, городских судов, не вступившие в законную силу. Президиум областного и другого равного ему суда является надзорной инстанцией, проверяя решения и приговоры районных, городских судов, вступившие в законную силу, а также решения судебных коллегий, действовавших в качестве суда кассационной инстанции. Кроме того, на президиум возлагается и организация работы областного и другого равного ему суда. Областной и другой равный ему суд состоит из судей, народных и присяжных заседателей. Их количество зависит от объема работы, которая в свою очередь определяется численностью населения, размерами территории и другими факторами. В соответствии с Законом “О судебной системе РФ” эти суды действуют в составе председателя суда, его заместителей, председателей судебных коллегий и судей.
Все судьи областных и равных им судов назначаются на должность указами Президента РФ без ограничения срока полномочий. Состав президиума утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. В качестве суда первой инстанции образуются судебные составы, куда входят один профессиональный судья и два народных заседателя или три профессиональных судьи. Если уголовное дело рассматривается с участием присяжных заседателей, то должно быть двенадцать комплектных и два запасных присяжных заседателя. Процессом руководит один профессиональный судья. В качестве суда кассационной инстанции областной и другой равный ему суд действует в составе трех профессиональных судей. Президиум, действуя в качестве надзорной инстанции, рассматривает дела в составе не менее трех его членов. Организация работы в областном и другом равном ему суде возложена на президиум и председателя суда. Президиум областного суда утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам, рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики, заслушивает отчеты председателей коллегий о деятельности коллегий, рассматривает вопросы деятельности аппарата суда, оказывает помощь районным судам в правильном применении законодательства. Заседания президиума проводятся не реже двух раз в месяц, они правомочны при наличии большинства членов президиума. Постановления президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума. Председатель областного и другого равного ему суда осуществляет основную работу по руководству структурных подразделений суда, а также аппарата суда. Председатель является и судьей, поэтому он может председательствовать по любому делу, находящемуся в производстве судебных коллегий, действующих по первой инстанции и в кассационном порядке. Законом председателю предоставлено право вносить протесты в порядке надзора в президиум областного суда. Организационные полномочия председателя областного суда следующие: он руководит организацией работы судебных коллегий, распределяя судей по коллегиям; руководит работой аппарата суда; созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях; представляет отчеты о деятельности суда и докладывает о ней Пленуму Верховного Суда РФ; распределяет обязанности между заместителями председателя; организует работу по повышению квалификации членов суда и работников аппарата; организует работупообобщению судебной практики и анализу судебной статистики; вносит представления в организации и учреждения об устранении нарушений закона; ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению заявлений и жалоб. В организационные обязанности председателя входит и утверждение планов работы суда, подготовка отчетов о проделанной работе, ведение кадрами аппарата суда. В отсутствие председателя его обязанности выполняет один из заместителей. Работу в судебных коллегиях по гражданским и уголовным делам осуществляют председатели этих коллегий. Они образуют составы суда для рассмотрения дел, распределяют дела между судьями. Судьи, осуществляющие кассационное рассмотрение дел, как правило, закрепляются за определенными районными судами. Это позволяет глубже вникать в деятельность нижестоящего суда, выявлять общие ошибки и нарушения закона, способствоватьихбыстрейшему устранению. Аппарат краевого, областного и другого равного им
|