![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Контекст. 1. Адресант (отправитель) – кто передает сообщение, говорящий, коммуникатор.
1. Адресант (отправитель) – кто передает сообщение, говорящий, коммуникатор. Речевой стиль коммуникатора проявляется в использовании им коммуникативной стратегии и тактики и может быть ранжирован по степени внимания говорящего к своей речи. Одностильно говорящий – это тот, кто вступает в речевое общение, уделяя выбору языковых средств минимальное внимание; Человек, обладающий высоким уровнем языковой культуры, - тот, кто стремится сохранить свой стилевой облик в разных коммуникативных сферах, но при этом умеет использовать разностильный речевой репертуар в зависимости от обстоятельств общения. 2. Канал связи – способ осуществления передачи информации (визуальный контакт с аудиторией; использование технических средств связи – телефон, телефакс, радио, телевидение и др.). 3. Референция (сообщение) – содержание коммуникативного процесса, предмет диалога, обмена информацией. Эффективность восприятия сообщения зависит от наличия общего социального опыта коммуникантов: 4. Код – язык или его разновидность (диалект, жаргон, сленг), который используют участники коммуникативного акта. 5. Адресат (получатель) – кому направлено сообщение, слушающий, аудитория. Обратная связь или реакция слушающих на высказывание говорящего составляет основу общения. Выделяют поддерживающий и неподдерживающий стили поведения партнера. Поддерживающий стиль речевого поведения включает в себя: - прямое признание - выражение положительных чувств; - уточняющие реплики - поддерживающие реплики Неподдерживающий стиль характеризуется следующими сообщениями: - уход от обсуждения - безличные предложения –- прерывающие фразы – прерывание говорящего на полуфразе без возможности ее закончить; - противоречия между вербальным и невербальным поведением. Выделяют три основных стиля поведения слушателя: - нерефлексивное (пассивное) слушание состоит в умении молча слушать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Слушающий может использовать краткие реплики наподобие «Да?», «Продолжайте, продолжайте или невербальных жестов поддержки (например, утвердительный наклон головы); - рефлексивное (активное) слушание – это обратная связь с говорящим, в которой активно используется словесная форма для подтверждения понимания сообщения. Основными видами рефлексивных ответов являются выяснение (уточнение) резюмирование - подытоживание основных идей и чувств говорящего - эмпатическое слушание – понимание чувств, переживаемых говорящим, и ответное выражение своего понимания
6. Контекст (ситуация общения) – это обстоятельства, в которых происходит конкретное коммуникативное Выделяют следующие виды общения: – формальное – – неформальное –Высшие формы неформального общения – любовь и дружба; – социально-ориентированное – (лекция, доклад и т.д.); – групповое предметно-ориентированное –(общение в процессе труда, учебы и т.д.); – личностно-ориентированное – общение одного человека с другим. В теории межличностной коммуникации известна модель, получившая название «Окно Джохари» (Джозефа Луфта и Харри Ингхэма), которая позволяет выявить индивидуальные стили речевого поведения людей в зависимости от их самораскрытия.
|