![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ролевая игра
Ролевая игра используется для развития межличностных навыков, таких, которые необходимы, например, в процессе управленческих и торговых взаимодействий. Стажеры принимают соответствующие роли (например, менеджер и сотрудник; продавец и клиент) и проводят специфическую дискуссию (например, наложение административного взыскания или продажа товара). Участникам ролевой игры предоставляется вводная информация по характеру ролей, но взаимодействие в целом не подготовлено. Особенно эффективный вариант ролевой игры – это обучение поведению на основе моделирования, разработанное в рамках теории социального научения [95]. Участникам сначала показывают пример чьего-то поведения, в котором используется набор точно определенных навыков (как правило, показывают видеозапись, сделанную при участии актера), и затем просят сыграть роли; обучающиеся в этом случае приобретают и используют те же самые навыки и получают во время подобного взаимодействия обратную связь.
Сейчас высокую популярность в качестве метода подготовки и повышения квалификации специалистов и руководителей приобрел метод «кейс-стади». Если судить по различным источникам информации, в разных странах под этим понятием подразумевается разное содержание. В США это метод ситуационного анализа, применяемый для получения навыков в поиске решений и основывающийся на реальных ситуациях. Вот как этот метод описывается в разделе «Подготовка менеджеров» в современной книге по управлению персоналом [96]. Метод ситуационного анализа (case study method) (перевод в данном случае скорее таков: метод обучения на основе рассмотрения случаев, ситуаций) состоит в том, что стажер, ознакомившись с описанием организационной проблемы, самостоятельно анализирует ситуацию, диагностирует проблему и представляет свои находки и решения в дискуссии с другими стажерами. Этот метод нацелен на получение стажером реального опыта по выявлению и анализу сложных проблем. Контролируют действия обучаемых специально подготовленные руководители – инструкторы. При обсуждении ситуации стажер в частности узнает, что существует несколько путей решения сложных организационных проблем и что его собственное решение часто обусловлено личными склонностями и ценностями. Метод ситуационного анализа имеет пять основных характеристик: 1) использование фактических организационных проблем; 2) возможное участие максимального количества людей в их изучении, выяснении иных точек зрения, сравнении различных взглядов и принятии решений; 3) минимальная степень зависимости обучаемых друг от друга, 4) считающих, что у стажеров есть право на правильные и неправильные ответы, так как, несмотря на возможную неполноту ситуаций, они взяты из реальной жизни, и 5) старающихся сделать метод ситуационного анализа проходящим через все последовательно создающиеся уровни развития сценария. Инструктор играет (или должен играть) роль критика. Он должен быть не лектором или распространителем книжных принципов, а катализатором учебного процесса и тренером. Инструктор должен также быть полезным источником информации по изучаемому вопросу, чтобы поддерживать активную дискуссию среди стажеров. Как видим, у американской трактовки метода «кейс-стади» большое сходство с методом рассмотрения и анализа деловых ситуаций, при этом с помощью этого метода могут обучаться как специалисты, так и руководители разного уровня. Там же дается и суть метода «Управленческие игры», сходного с нашим методом деловых игр: Управленческие игры проводятся с использованием вычислительной техники, стажеры делятся на группы по пять-шесть человек, которые должны конкурировать между собой на имитированном рынке. Данный метод применяется в основном для обучения руководителей и организаторов бизнеса. Во Франции метод «кейс-стади» имеет несколько другое содержание. Здесь кейс – скорее портфель документов, отражающих и фиксирующих детально изученную, воспроизведенную и качественно представленную в этих документах в учебных целях реальную сложную ситуацию, в которую попала реальная организация. Метод предназначен для обучения управлению предприятием. Вот какие элементы кейса выделяет директор французского Института по изучению предприятий Ф. Альбе [97]. Реализация метода связана с решением проблем, имеющих реальную основу, отражающих специфику европейской экономики. При этом разработка кейса как комплекса учебно-практических материалов основывается на уникальных реальных фактах в жизни реальной организации, требует больших трудозатрат, связана с решением проблемы получения реальной информации с конкретного предприятия для построения кейса. Этапы создания кейса: 1. Выбор темы, т. е. природы проблем, охватываемых данным кейсом, прежде чем выбрать конкретное предприятие, которое проиллюстрирует данную проблему. Такой темой может, например, быть: применение метода сегментирования в маркетинге; создание маркетинг-плана на три года для какого-либо товара промышленного назначения; проблемы, порожденные внедрением новой системы вознаграждения на каком-либо предприятии и т. п. 2. Исследование «предприятия-кейса». 3. Выбор ситуации на предприятии. 4. Сбор информации. 5. Редактирование кейса. 6. Проверка и окончательная редакция. Поскольку в решении кейсов такого уровня участвуют специалисты разных профилей, работа группы обучаемых в системе повышения квалификации над решением реальной проблемы реального предприятия может привести к самоорганизации, к высокой степени сплоченности, к превращению группы в «реактор», т. е. команду управленцев, способную вывести из кризиса предприятие.
В табл. 8.1 приводится перечень средств, используемых в командной работе, направления обучения, позволяющие работнику повысить способность владения этими средствами, и роли в команде, требующие владения этими средствами.
Таблица 8.1 Связь средств, содержания обучения и командных ролей
Развитие команды (как частный случай развития малой группы) происходит, как правило, по двум основным осям: инструментальной и социоэмоциональной. Преимущественная ориентация на ту или иную сторону жизнедеятельности команды и определяет методологию работы с командой, в соответствии с которой можно провести классификацию основных подходов и методов (рис. 8.4).
Рис. 8.4. Классификация подходов к командообразованию (вариация на тему схемы [99])
В данной концепции кружки качества целесообразнее рассматривать как деловые тренинги и командные коучинги. Достаточно оригинальным видом консалтинга являются консультации по процессу, цель которых состоит в оказании помощи участникам в познании сути проблемы, нахождении ее решения и обучении методам организации решения проблем и принятия решений. Данный вид обучения правомерно рассматривать как командный коучинг, при котором коучер – консультант не столько погружается в чужие для него проблемы организации, сколько обучает методам понимания проблем и их решения. В блоке 4 возможно использование комплексных игровых методов, не связанных или относительно связанных с реальной деятельностью и заданием группы, таких как рассмотрение кейсов, деловые игры, рассмотрение деловых ситуаций. Чем в большей степени метод близок по организации и используемым материалам к реальности, тем выше вероятность достижения наивысшего результата. Степень близости тренинга к реальности зависит от квалификации и степени погруженности в реалии организационной жизни лица, осуществляющего обучение: тренера, коучера, лидера, консультанта.
Таблица 8.2 Примерный план тренинга продаж
В табл. 8.2 представлен примерный план тренинга [100], направленного на повышение квалификации торговых работников, работающих в непосредственном контакте с клиентами.
|