![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Профессиональные функции социального работника и связь с ними психологии.
Профессиональные функции социального работника позволяют представить структуру функциональных обязанностей как определенную систему знаний, умений и навыков, которые и обеспечивают профессиональную компетентность специалистов в практической деятельности. Существуют два подхода классификации функций социального работника: спектральный (характеризует конкретные ролевые действия социального работника через спектр выполняемых им функций) и процессуальный (базируется на выделении функций социального работника как части процесса его профессионального взаимодействия с клиентом, соответствующего логике «определение проблемы – разработка плана – реализации намерений – оценка результата ). Выделяют базовые и специальные функции. Базовые: диагностическая функция включает в себя изучение анализ и оценку клиентов (индивидов, семей, групп, обществ), степень и направленность влияния на них социальной среды; предусматривает также и оценку результатов, достигнутых в процессе социальной работы ; прогностическая функция состоит в прогнозировании социальным работников событий, процессов, которые проходят в семье, группе людей, обществе и разработке определенной модели социального поведения. Осуществление прогностической функции предполагает определение приоритетов работы, так как проблемы, с которыми сталкивается социальный работник, многогранны и требуют действий по нескольким параметрам. Коррекционная функция – «конструктивные изменения в социуме и системе жизнеобеспечения человека.Выделяют два уровня коррекционной функции: конкретный (предполагает удовлетворение потребностей индивидов, групп, сообществ по специально разработанной модели) и программный (привлечение определенных групп, сообществ к реализации социальных проектов, программ регионального, государственного или межгосударственного уровней). Специальные: коммуникативная функция обеспечивает содержательный аспект совместной работы социального работника и клиента. Она состоит в установлении, продолжении или прекращении необходимых профессиональных контактов, обмене информацией, принятии и понимании другого человека, формировании у всех взаимодействующих сторон позитивной перцепции. Правозащитная функция предполагает умение социального работника использовать весь комплекс законов и арсенал правовых актов для защиты прав и поддержки интересов клиентов, оказание им помощи и поддержки, а также содействии в применении мероприятий государственного принуждение и реализации юридической ответственности лиц, которые допускают прямые или опосредованные противоправные воздействия на клиента. Превентивная функция предполагает научное обоснование и своевременные действия социального работника, направленные на предупреждение возможных жизненных коллизий или проблем у отдельных клиентов, сообществ, групп риска. К превентивной функции социального работника относят сохранение, поддержку и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, создание оптимальных условий для саморазвития и самореализации каждого гражданина общества. психотерапевтическая (психологическая) функция – комплексный вербальное и невербальное воздействие социального работника на когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы личности клиента с целью помочь ему изменить отношение к существующим проблемам и окружающей социальной среде. социально-педагогическая функция в широком смысле этого слова предполагает деятельность социального работника и социального педагога по формированию приоритета целенаправленного воспитательного воздействия социума на поведение и деятельность клиентов. В узком смысле – выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности (культурно - досуговой, спортивно-оздоровительной, технического и художественного творчества, туризма) и привлечение к работе с ними различных учреждений, организаций, творческих союзов и др. Разнообразие диапазона профессиональных функций социальных работников обусловлено, с одной стороны, объектом социального воздействия, а с другой – острым дефицитом профессионально подготовленных социальных работников. В связи с этим перечень профессиональных функций специалистов по социальной работе необходимо рассматривать скорее как определенную идеальную модель, а не как перечень обязанностей и требований к качеству подготовки специалистов. заимоотношений с людьми и т.п. Социально-радикальная модель социальной работы 32вопрос Основу социально-радикальной разновидности организации социальной работы составляют модели защиты и «наделения полномочиями», «социальной адвокатуры», повышения уровня и развития самосознания представителей различных социальных групп. Модель защиты клиента является частью движения за права человека (против расизма, национальных предрассудков, помещения людей, в том числе и преступников, на длительный срок в учреждения различного типа), так как ответственность за социальные изменения как бы перекладывается на самого клиента, восстановившего свой жизненный потенциал с помощью социального работника.
Гуманистическая модель социальной работы 34 вопрос Одним из основных принципов гуманистической модели социальной работы является стремление социальных работников помочь клиентам на основе самопознания и понимания значимости своей личности понять самих себя и характер влияния на них окружающего мира. В рамках этой модели практики социальный работник прежде всего старается убедить клиента в своей искренней заинтересованности в его проблемах, положительном отношении к нему, стремится сопереживать его эмоциональному отношению к возникшей ситуации или к миру в целом. Это — одна из действенных моделей, способствующих повышению эффективности взаимоотношений социального работника с клиентом. Важным фактором взаимодействия социального работника и клиента являются отношения, которые выстраиваются по принципу «здесь и теперь». Большое внимание уделяется аутентичности, социальный работник выступает для клиента в качестве реального человека, который стремится понять и прочувствовать проблему клиента. Отношения строятся не только на основе эмпатического видения и слушания, но и на основе понимания языка клиента. Овладение языком клиента является необходимым компонентом терапевтического процесса. Эффективность данной модели во многом связывается с личностными чертами самих социальных работников: 1. Социальный работник должен сочувствовать проблемам клиента 2. Социальный работник должен изменить жизненную позицию клиента 3. Социальный работник при организации взаимоотношений с каждым клиентом как бы строит свою персональную модель — технологию своих действий. Гуманистическая модель направлена на клиентов у которых проблемы самопознания, самооценки.Помочь выйти из этой ситуации, научив его понимать самого себя–проявление гуманизма социального работника к клиенту. Помощь оказывается индивидуально.
|