Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проповедь Апостолов в Антиохии Писидийской, Иконии, Дервии и Листре (Деян. XIII, 14; XIV, 28).
Прошедши весь Кипр, “Павел и бывшие с ним» отплыли из Пафа в Пергию, в Памфилии. Но в Пергии они не останавливались, и посещение Пергии замечательно тем только печальным событием, что юный Марк, вероятно, утомившись трудностью путешествия, отделясь от них, Варнавы и Савла, возвратился в Иерусалим. Такого ненадежного помощника Св. Павел положил не брать во второе свое путешествие, как мало пригодного для дела, на которое они были посланы (XV, 36-39). В Пергию Св. Апостолы прибыли, когда все городское и прибрежное население, вследствие постоянно господствовавших в это время болезней, переселялось на житье внутрь страны, в горы, где и климат лучше и места удобнее для пастбищ. Поэтому и Апостолы отправились внутрь страны. По горной местности в продолжение недели шли они до Антиохии Писидийской, Римской провинции, густо населенной разными языческими народами и евреями, потому что она служила торговым складом разных товаров. Прежде всего Апостолы, по обычаю, обратились с проповедью о Христе к своим соотечественникам-евреям в их синагоге. Войдя в день субботний в низкое, ничем не украшенное четырехугольное здание, отличавшееся от языческих храмов полным отсутствием скульптурных изображений, они увидели с одной стороны решетку, за которой под покрывалами в совершенном молчании сидели еврейские женщины. Пред ними, на противоположной стороне, у стены, находилась кафедра чтеца, а по соседству с ней, лицом к собранию, главные места, занимаемые раввинами и фарисеями. Между ними и женщинами помещался простой народ. Все присутствующие во время молитвы были обращены лицом к Иерусалиму. В той же стороне, где и кафедра, висела завеса, за которой хранился ковчег со свитком закона. Каждый, при входе в синагогу, покрывал свою голову таллифом, и начиналось моление. После молитвы следовало первое поучение (параша) на еврейском языке из книги закона. Служитель синагоги доставал из ковчега свиток закона и вручал его чтецу. Рядом с чтецом стоял толкователь и переводил еврейскую речь закона на греческий язык, так как было очень мало евреев, которые могли бы понимать еврейскую речь. После «параша» читалось второе, но уже очень краткое поучение из пророков (гафтара), переводившегося после каждых трех стихов на разговорный язык. Затем следовала проповедь (мидрашь). Она произносилась не поставленным учителем, а предоставлялась начальнику синагоги дозволить сказать ее кому-либо из способных молящихся. Поэтому после положенного по уставу чтения, начальник синагоги предложил Апостолам, посетившим синагогу, сказать поучение. Св. Павел тотчас же принял предложение. Но он не взошел на кафедру, а, по-видимому, только поднялся с своего места и, простерши руку, XII, 17; XXI, 40; XXVI, 1), начал говорить ожидающему народу. Начав слово ласковым обращением к иудеям и прозелитам с просьбою о внимании к его словам, Св. Павел прежде всего коснулся действий Промысла в истории Израиля, о чем, вероятно, только что было прочитано в пророчествах. Господь избрал еврейский народ, умножил его в Египте, освободил его от рабства, провел чрез пустыню, истребил для него семь народов в земле Ханаанской, давал ему судей, а потом царей, начиная с Саула, сына Кисова, из колена Вениаминова. Затем, из семени Давида, «Бог, по обетованию, воздвиг Израилю Того, Кто, по самому значению Своего Имени, был Спасителем» (Иисусом), о Котором свидетельствовал Иоанн Креститель, признанный великим пророком. Жители Иерусалима и начальники их не столько по незнанию, сколько по распущенности, умертвили Его, «исполнив слова пророческие». Но Бог «воскресил Его из мертвых». И это - исторический факт, свидетелями которого существуют живые лица. Все же это совершилось согласно с пророчествами, которые в течение многих веков поддерживали в народе это верование. О воскресении Его из мертвых говорится в псалме Давида, где Господь называет Его Своим Сыном (II, 7), О Его нетлении - в пророчестве Исайи (55, 3) и в «Золотом псалме» (XV), где обещается Святому Его не видеть тления. Не о себе говорит, таким образом, Давид, потому что он в свое время, послужив изволению Божию, почил, приложился к отцам своим и увидел тление. Да будет же известно, что ради Его возвещается теперь им, внимающим апостольской проповеди, прощение грехов. В законе же Моисеевом, требуется беспрекословное ему последование, и не существует отпущения за нарушение законных правил; следовательно, оправдаться законом невозможно. И в виде заключительного слова Апостол Павел приводит стих из пророчества Аввакума, которым предупреждает слушателей, что если они не уверуют в Возвещаемого им, то на презрительно дерзкую насмешку может последовать приговор, который поразит их удивлением и уничтожит безвозвратно (XIII, 15-41). Эта проповедь Апостола Павла произвела на слушателей его глубокое впечатление. Язычники, выходя из синагоги, просили Апостолов, чтобы они повторили сказанное «в следующую субботу» (ст. 42). Даже, когда почти все разошлись, то «многие иудеи и чтители Бога, обращенные из язычников (прозелиты), последовали за Павлом и Варнавой» для получения от них наставлений. И Апостолы, «беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией» (ст. 43). Тотчас же слух о дивной проповеди Ап. Павла разнесся по всему городу. В следующую субботу множество людей всякого сословия, всех существующих там национальностей, толпились около дверей синагоги. И надменность евреев тотчас же всплыла наружу. Они позавидовали успеху проповеди Ап. Павла, и, когда он начал говорить, то речь его беспрестанно прерывали пустыми противоречиями и оскорбительными злословиями (ст. 45). Видя это, Апостолы сказали им, что они исполнили свою обязанность, предложили им «вечную жизнь», но иудеи отвергли предложение. «Так как вы отвергли его», объявили они иудеям, «и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот мы обращаемся к язычникам» (с этим же предложением). «Ибо так заповедал нам Господь: Я положил Тебя (Мессию-Иисуса Христа) во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли» (ст. 46, 47; ср. Ис. 49, 6). Радовались и благодарили язычники, слыша приветливое слово Апостолов, которые исключительно им предлагали благословение Израиля без тягостей иудейства. «Уверовали все, которые были предоставлены к вечной жизни», которые, по милости Божией, решились стать в ряды желающих получить вечную жизнь (ст. 48). Шире и шире «слово Господне распространялось по всей стране» (ст. 49). Но иудеи здесь были слишком сильны, чтобы уступить победу. Между прозелитами у них было много женщин, принадлежащих к высшему сословию, коммерческое же дело их доставляло им друзей среди почтенных в городе людей из римских городских властей. Тем и другим путем, евреи добились того, что Апостолы были высланы из города. Отрясши прах от ног своих во свидетельство, что их не приняли (МФ. X, 14), Апостолы пошли в Иконию, состоящую под другою властью. Но удаление их из Антиохии не разрушило насажденного ими благодатного учения. Можно было ожидать, что они оставили за собою скорбь и смятение, но священная летопись повествует, что под влиянием новой веры и благодати Св. Духа «ученики их исполнились радости и Духа Святого» (ст. 52). Придя в Иконию, которая составляла независимый от Римской власти тетрерхад из 40 городов, Св. Апостолы по обычаю вошли в синагогу; получили в первый раз приглашение сказать слово и проповедовали с таким успехом, что приобрели много обратившихся к вере Христовой из иудеев и прозелитов. Не уверовавшие же иудеи старались препятствовать проповеди Апостолов, поднимая ожесточенные пустые споры. Кроме этого, Иудеи старались убедить городскую власть, что проповедники - опасные поджигатели, повсюду нарушающие мир городов. Несмотря на это, Св. Апостолы своею проповедью, свидетельствуемою знамениями и чудесами, успешно насаждали веру в Христа Господа, так что образовали не малый круг верующих во Христа. Все-таки противников было больше, и они замыслили убить Св. Апостолов. Узнав об этом вовремя, Апостолы удалились во владения Антиоха IV, царя Комагенского, в небольшой город Листру в Ликаонии. В Листре и ее окрестностях Св. Апостолы пробыли довольно долго успешно проповедовали слово Божие. Однажды Ап. Павел заметил среди своих слушателей человека «хромого от чрева матери». Необычайная его внимательность к проповеди не укрылась от проницательных взоров Апостола. Св. Апостол возвысил свой голос и сказал: «тебе говорю, - во Имя Господа Иисуса Христа стань на ноги свои!» Хромой тотчас же вскочил и стал ходить. Толпа, присутствовавшая при проповеди, была свидетельницей чуда и заговорила на своем грубом ликаонском наречии: «боги в образе человеческом сошли к нам, и назвали Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове». Не понимая их наречия, Апостолы не знали, что говорил народ, и отправились в дом, где жили. Но молва о чуде быстро разнеслась по городу. У городских ворот был храм Зевса, охранителя города. Жрец его приготовил волов и венки, и вместе с радостною толпою пошел к воротам, чтобы принести Апостолам, как Богам, жертвы. Апостолы, узнав, что им желают воздать Божеское поклонение, были поражены ужасом, которого не могли понять язычники. Разодрав свои одежды, они с громким криком бросились к народу, требуя и упрашивая их верить, что они такие же, как и прочие смертные, и что вся цель их прихода и проповеди состоит в том, чтобы обратить их от ничтожества идолослужения к вере в единого Бога, Живого, сотворившего небо и землю, и море, и все что в них есть. Достигнув мало-по малу общего внимания к себе народа, Апостолы объяснили ему, что в прошедших поколениях Господь попускал всем язычникам ходить своими путями и не передавал им Своих откровений, «хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищей и веселием сердца наши» (XIV, 14-17). Народ разошелся по домам, но недовольный, разочарованный. Это было, по свидетельству древних, изуверное и легкомысленное племя, действовавшее под влиянием внезапных порывов чувства и по первому побуждению, что вскоре и оправдалось. Пришли в Листру из Антиохии и Иконии евреи с прямою целью противодействовать Апостолам; стали распускать среди народа Ликаонского свои ядовитые клеветы на них, и тот же народ, который только что хотел принести жертвы Апостолам, как богам, теперь, под влиянием еврейских речей о них, схватил Св. Павла и начал побивать камнями. Потом, считая его уже умершим от побоев, убийцы вытащили Апостола за город и там бросили. Но Бог сохранил Ап. Павла для дела службы слову Его: когда ученики его стояли с томительной тоской, как бы над трупом, он мало-по-малу пришел в сознание и сам встал с земли. Толпа убийц его уже давно рассеялась. И Св. Павел снова вошел в город; Бог послал ему здесь утешение - он обратил ко Христу пятнадцатилетнего юношу, сына Евники будущего своего ближайшего сотрудника, Тимофея (1 Тим. I, 2. 18; 2 Тим. II; Деян. XVI, 1). Но в Листре нельзя было долее оставаться Апостолам, и они ранним утром, пока город еще не проснулся, направились в Дервию, находящуюся от Листры в 30 верстах. В Дервии не беспокоили Апостолов. Должно быть, враги-евреи считали их умершими. Поэтому дело проповеди Апостолов, шло здесь беспрепятственно и увенчалось обращением ко Христу таких учеников, на которых Св. Павел смотрел как на «надежду, или радость, или венец похвалы» (1 Сол. II, 19). Здесь Ап. Павел приобрел себе нового сотрудника-Гая, который сопутствовал ему во время его последнего путешествия в Иерусалим (Деян. XX, 4). Дервией Апостолы закончили свое первое благовестническое путешествие. Они решили возвратиться в Иерусалим. Ближайший путь им был чрез Киликию и Тарс. Но они забыли о себе и помнили только о новых церквах, ими основанных: нужно было устроить их, укрепить в вере, утешить в скорбях. Поэтому, обратясь назад, они прошли по дикой, пыльной пустыне, от Дарвии до Листры, 60 верст от Листры до Иконии и 90 верст от Иконии до Антиохии, прошли по тем местам, где, их гнали, где были их озлобленные враги. Но Бог устроил им благополучный путь, и они повсюду «утверждали души учеников, увещевали пребыть в вере, поучая, что многими скорбями надлежит (положено так Богом) войти им в Царство Божие» (XIV, 22). И везде устрояли церкви, рукополагая пресвитеров, как руководителей в вере и жизни по вере, «и предали их Господу, в Которого они уверовали» (ст. 23). Таким образом, они прошли чрез Ликаонию, Иконию и Писидию в Памфилию, проповедовав Евангелие в Пергии, чего не успели сделать прежде. Отсюда, прошедши 19 верст до морской гавани Атталии, они сели на корабль и возвратились в Антиохию (Сирийскую), прошедши сухим путем около 1000 верст, по очень гористой местности.
|