Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 1. Неисповедимы пути Господни






 

Неисповедимы пути Господни! – говорится в Писании. И было время, когда религия в стране нашей вовсе истреблялась. Воспитался и он, Сергей, в советской школе, в пионерии и в комсомоле.

Хотя он знал своего деда только в малом возрасте, зато уж бабушку свою помнил до 14 лет. Ездил к ней в деревню Выселки каждое лето на каникулы. От бабушки Сергей знал, что его дед был прежде священником, и что выслали их с бабушкой во время «пятилетки безбожия», в 30-е годы. И была бабушка сильно верующая. Всегда подолгу молилась в «красном углу», где на угловой полке стояли Иконы. И Сергей, ради любопытства, читал в детстве книжки старые – молитвослов и Новый завет. Но читал с прохладцей, не особенно вникая в смысл написанного. Молитву же Отче наш, под строгим бабушкиным руководством, он выучил наизусть еще в 6 лет, вместе с бабушкой он и Церковь ходил. Только придя в школу, в городе, он забывал все и бегал с ребятами во дворе больше, чем учил уроки. Они играли в футбол, зимой в хоккей. Увлекался Сергей собиранием марок – филателией. И много разных занятий находил себе мальчишкой Сергей, а о Боге же вовсе не вспоминал. Бабушка его умерла, когда ему было 14 лет. Так и жил себе обычный советский мальчишка, - не «тимуровец» и не хулиган «Квакин» из рассказа «Тимур и его команда».

Часто обстоятельства сильнее человека. И вроде бы случай, но приводит к неожиданным последствиям. Однако по Писанию говорится: «на все воля Божия».

Это, интересным словом обозначенное обстоятельство – «случай» - свел Сергея с известной в округе шпанистой хулиганской компанией. И что только не творили молодые ребята. Но сколько веревочка не вейся – все же обнаружится конец. И получилось групповое преступление. Дело дошло до суда. А на суде ребята постарше «отмазали» молодого Сергея. Он прошел по делу как свидетель. Других посадили в тюрьму.

Узнали об этом все родственники Сергея. У его дедушки были знакомые священники, которые еще оставались живы. И вот, пожилой поп, дедушкин друг, приехал к ним. И долго беседовал с ним Сергей. Старый священник объяснил, что выбор человека жизненного пути зависит от него самого. И предложил старец оставить Сергею этот бренный мир, который затянет его и, рано или поздно, приведет к тюрьме, к страданиям.

Сергей внял совету старца-священника, поехал Сергей в Духовное училище, где учат на диаконов. И с этих пор начались его странствия, его скитания по миру….

В городе Казани, в духовном училище, Сергей долго не продержался, только 1 год с небольшим, а учится нужно было 3 года. Но зато он много прочитал книг на религиозную тему и все больше сказания о монахах пустынниках привлекали его, а книга Лествица, святого Иоанна, стала его родной и учебной книгой.

Из песни под гитару иеромонаха Романа:

Я скажу что где-то

С колокольной звонницы

Звуки православные

Над землей плывут,

Я скажу что где-то

Образ Богорожицы

Утешает страждущий

Православный люд.

Я скажу что где-то

Клобуки да мантия,

Канонарх уверенно

Возглашает стих,

Я скажу что где-то

Служит Богу братия

И еще скажу я,

Я один из них!

Прочитал Сергей множество книжек и из полученных знаний решил совершить поступок, изменить свою жизнь.

Краткий список духовных лекарств на разные случаи:

1. Если тоска, и ты покинут даже друзьями – читай: Псалом 23. 27 и Евангелие от Луки 15 гл.

2. Если дела идут плохо: Пс. 37 и Ев. От Иоанна 15 гл.

3. Если теряешь мужество и находишься в беде: Пс.126 и Ев. От Иоанна 14гл.

4. Если чувствуешь себя совсем не по себе: Послание Евреям 12 гл.

5. Если окончательно теряешь веру в людей: 1 Коринфянам 1гл.

6. Если все выходит не по-твоему: Послан. Иакова 3 гл.

7. Неверие в Бога: Еван. От Иоанна 6 – 7 гл и 16 – 17 главы, послание Филиппийцам 2гл 5 – 12ст.

8. Если совершенно утомлен грехом: Еван. От Иоанна 8гл. и от Луки 18гл 9 – 14, 19гл 1 – 9ст.

9. Если отчаиваешься: Еван. От Луки19 гл и от Иоанна3гл 16ст.

10. Если все благополучно: Псалом121, Еван.от Матфея 6гл 33 – 34, послан. Римлянам 1гл 12ст.

11. Укрепление в надежде на Бога: Псалом 26.

12. Послание Иакова 5гл.

Как-то прочитав Синайский патерик – Луг духовный, сказания об отшельниках живших в пустыне, об аввах, - Сергей решил окончательно приблизиться к монашескому житию, исполненного истинного Духа Божьего. И решил и пошел.

Ближайшим монастырем, открытым и действующим в то время, был монастырь в городе Алатырь, Чувашской АССР, где сам Владыка архиепископ Варнава частое имел посещение. Туда и пошел Сергей, бросив училище. А там он просился, чтобы взяли его хоть «трудником», если не сразу в послушники, в штат монастырский. Так и получилось, что долгое время работал Сергей в бригаде плотников и восстанавливал, строил заново и внутри самого монастыря и выезжая на строительство Церквей, Храмов в селах Чувашии.

Настал день, когда просьба зачислить его, Сергея в штат – дошла до самого Владыки Варнавы. И владыка пригласил Сергея на беседу. Долго они беседовали, говорили обо всем. Тогда многие взгляды Сергея пошатнулись, переменились.

«Чтобы не разочаровываться – надо не очаровываться», - такие мысли понял Сергей, вспомнив, что читал об этом у кого-то из святых отцов Церкви. А в сознании его, до этого, было одно очарование святости жизни иноческой: и будто бы безгрешны монахи, и ходят все, буквально, обвитые («под колпаком») Духом Святым. Действительность реальная принесла разочарование. Когда же зачислен был Сергей в штат монастыря, переехал с вещами в келлию, он чуть было совсем не разочаровался. Как послушание избрал себе Сергей переписывание книги святого Никодима-святогорца о борьбе со страстями. Он узнал какие страсти, оказывается, бушуют в жизни монахов. А будучи от рождения впечатлительным и наблюдательным, начав жить внутри – он увидел проявления всех страстей среди монашеской братии. Поддерживал Сергея на исповеди его духовный наставник иеромонах Нестор. За грехи исповеданные Сергеем, он получал епитимии (наказания) не раз и не два. Ночами творил молитвы назначенные ему в наказание духовником – отмаливал грехи.

И все-таки, проведя в монастыре около года, оставался Сергей лицемерным грешником. Внешне он соблюдал все по уставу, а внутренне не был согласен ни с тем ни с другим. А кроме того, имел и явный открытый грех, скрываемый от всех вообще в монастыре – грех табакокурения. И никто не знал и не уличал Сергея, он умудрялся так ловко скрывать свой грех, естественно не исповедуясь в нем даже перед причащением.

Зачисленный в штат Сергей по прежнему работал с плотниками в стройбригаде. А через полгода пребывания в штате, по указанию владыки Варнавы, одели послушников в черные подрясники, почти в рясы, но с узкими рукавами, чтобы отличать от трудников. Это событие взволновало Сергея: он уже мнил себя приближенным к монашеству, тем более скоро должно было состоятся пострижение в рясофор, в первую предварительную степень монашества. И окрыленный своим успехом в монастырской жизни, Сергей забыл всякую осторожность и пошел грешить по своему – курить табак. Не особенно скрываясь он прошел на ту часть монастыря, где шла стройка.

Там стоял дощатый деревянный туалет для строителей, и там были спрятаны сигареты и спички. Кто-то из братии видел, как пошел Сергей и видимо сказал духовнику…. Потому что, когда Сергей вышел из укрытия своего, из туалета, его позвал к себе иеромонах Нестор, поманив пальцем. От Сергея, только что искурившего сигарету, естественно исходил запах дыма и табака. Разговор состоялся не злой, но суровый и строгий…. Сергея не изгнали, но и подрясник сняли и отложили посвящение в рясофор.

Оставили его послушником, а работал он с трудниками, которые приходили на строительство. Среди послушников он выделялся одеждой, ходил в черном но в мирском. Остальные все в монастыре ходили в рясах, и послушники в подрясниках выглядели как монахи. Сергей отказался от курения сразу, резко и не чувствовал никакой тяги. Сильно уязвлено было его самолюбие. Так приучался он к терпению уничижением.

И опять около года работал Сергей и жил в послушниках. Подрясник ему одели уже через месяц, но с посвящением в рясофор откладывали. Ибо много надо молиться, чтобы умолить Бога простить грехи. И жизнью своей нужно показать стремление – к жизни другой, иной, иноческой. Тогда посвящать можно в рясофор, это по уставу так. Но не хватало в монастыре людей, и посвящали некоторых сразу, через полгода, а Сергею невезло, произошел еще один казусный случай.

Как-то привезли доски, толстые половые, для монастыря. Послушники их разгрузили вчетвером тут же около ворот, расположив штабель вдоль стены. Сергей работал с ними. Все сели отдохнуть. Машина уже ушла, все сидели опершись спинами на доски. Устали послушники, - досок было много, штабель сложили в рост человека высоты, доски были длинные, 6 метров, тяжелые 60 мм, для полов в монастыре.

И вот, проходит один из монашеской братии, помощник эконома, иеромонах Иссидор. Подошел он к доскам, потрогал, да и говорит послушникам: «Вот – мол – скоро, завтра-послезавтра менять полы будут в трапезной. Полы там подгнили, старые. А поэтому, что же медлить, - несите-ка вы доски к трапезной, к стенке у входа и сложите там». Делать нечего, когда послушнику говорит старший монах, тем более помощник эконома, - грех не исполнить просьбу, - «послушание – прежде всего».

И стали четверо послушников таскать доски к трапезной. Да складывали там к стене, как сказал им Иссидор иеромонах. Все бы хорошо, да только не успели отдохнуть, пришлось вновь таскать тяжелые доски. Так работал и Сергей, вместе со всеми.

Когда уже половину штабеля перетаскали досок, послушники опять решили отдохнуть. Сели уже около трапезной. И тут выходит эконом, тот самый, - иеромонах Иоанн. Он спрашивает, с некоторым возмущением: «Вы зачем доски сюда таскаете? Здесь они ни к чему, ремонт трапезной еще не скоро. Несите обратно. Еще не решено, где начнем ремонт. Пусть лежат там, где привезли!».

Делать нечего – «послушание прежде всего» - послушники подчинились. И вновь принялись таскать тяжелые доски обратно в штабель у ворот.

Устали, страсть…, половину от той половины, которая была у трапезной они перенесли, и опять присели отдохнуть.

Тут приехал в монастырь игумен. Он вышел из машины у ворот – и видит, что двое послушников, Сергей и другой, дотащили доску от трапезной до штабеля у ворот и присели отдохнуть, рядом с другими двумя послушниками. Игумен подошел к ним, спросил, почему они таскают доски. Послушники были уставшие, а активность проявил Сергей. Он объяснил, что один из монахов сказал, что в трапезной будут полы менять и просил туда носить доски. Но эконом сказал обратно таскать, вопрос, мол, нерешенный.

Игумен подумал, подумал и говорит: «все-таки правильно, трапезную будем делать. Так что несите к трапезной все доски». Сказал и ушел.

Ну, теперь-то уж, по послушанию самому игумену начали послушники вновь работать – таскать доски к трапезной.

Тут снова проходил Иссидор, помощник эконома, и высказал, что они так медленно очень работают. Когда еще он просил их перенести доски, давно можно было перетащить все доски. А время, мол, к обеду, а у них только треть досок перенесено. Послушники не успели ответить, иеромонах торопился и быстро ушел. А раздражение от таскания туда-сюда тех же досок усиливалось и возрастало в душе и на сердце послушника Сергея.

И вот, когда штабель досок был перенесен настолько, что одна треть оставалась у ворот, вдруг, пришел эконом, иеромонах Иоанн. Послушники от усталости почти с ног валились и хотели отдохнуть. Но перепалка началась между экономом и Сергеем. Кто послушание исполняет, а кто нет… и кого из старших монахов слушать и делать ли бесполезную работу: туда сюда таскать доски…. Много чего высказал, в сердцах, Сергей послушник, и по раздражительности, которая в процессе перепалки все росла, - Сергей оскорбил эконома очень сильно.

Уже через день, Сергей выходил из ворот монастыря с небольшой сумкой в руках.

Его обсудили, наказали, но не изгоняли. Наоборот, хотели исправить, назначив читать часослов на клиросе днем и ночью. Но Сергей сам ушел. Прочитав всю ночь до утра, (а нужно было начинать сначала) далее не стал он читать. Пошел он к игумену и сказал о своем решении покинуть монастырь, как бы считая себя недостойным даже сана рясофорного монаха.

Вот и опять пошел Сергей странствовать.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал