![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 9. Здоровьесберегающие технологии педагогического процесса
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия Всемирная организация здравоохранения Здоровьесберегающая педагогика – 1) педагогическая система, основанная на разумном приоритете ценности здоровья, который необходимо воспитать у учащихся и реализовать при проведении учебно-воспитательного процесса; 2) образовательная система, провозглашающая приоритет культуры здоровья и технологически обеспечивающая его реализацию при организации обучения, в учебно-воспитательной работе и содержании учебных программ для педагогов, учащихся и их родителей; 3) область медико-психолого-педагогических знаний о построении образовательного процесса и содержании учебно-воспитательных программ с учетом интересов здоровья учащихся и педагогов [10]. Здоровьесберегающая педагогика связана со школьной гигиеной, лечебной педагогикой, санологией, педагогической психологией, социальной психологией, возрастной психологией, валеологией и др. Усиление внимания к состоянию здоровья подрастающих поколений, появления здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях вызвано значительным ухудшением состояния здоровья школьников в последние годы, увеличением физических и психических нагрузок на ребенка в школе, ростом числа детей с различными врожденными и приобретенными за годы учебы в школе патологиями в развитии, а также увеличением молодых людей, страдающих зависимостью от табака, алкоголя и наркотиков. Основными причинами ухудшения здоровья школьников являются: - нарушение гигиенических и психогигиенических требований к организации учебного процесса; - нарушение полноценного отдыха у детей; - отсутствие достаточной двигательной активности; - стрессы, вызванные учебными перегрузками, переутомлением, дидактогенией; - ошибки в применении педагогических технологий; - авторитарный стиль общения; - недостаточный уровень знаний у педагогов по возрастной психологии и физиологии; - слабая учебно-воспитательная работа с учащимися по укреплению их здоровья, формирования установки на здоровый образ жизни; - отсутствие у педагогов и родителей необходимых знаний по сохранению и укреплению здоровья детей [1]. Основная цель здоровьесберегающей педагогики – сохранить здоровье детей в процессе их обучения и воспитания. Принципы здоровьесберегающей педагогики (по Л.Ф. Тихомировой): - принцип персонификации учебной нагрузки для учащихся требует от учителя в процессе обучения детей сохранения их здоровья, ориентирования на конкретную личность, на конкретного ребенка со своими физическими и психическими особенностями, потребностями, способностями, интересами, ценностными ориентациями. Этот принцип базируется на идеях гуманизма и природосообразности. - принцип компетентной ответственности определяет уровень готовности педагогов к реализации функции сохранения и укрепления здоровья учащихся; - принцип фасилитации предполагает умение учителя выбрать из педагогических средств и методов наиболее адекватные, наиболее целесообразные и в отношении соответствия содержанию предмета, и в отношении соответствия уровню обученности учащихся, а также их уровню способностей и здоровья. Также данный принцип определяет ограниченность педагогических действий в зависимости от физиологических особенностей, здоровья ребенка; - принцип субъектности. С ростом самосознания ребенок должен сам учиться сохранять свое здоровье, следовать принципам здорового образа жизни, укреплять свое здоровье, занимаясь физической культурой, соблюдая режим дня и т.д. - принцип интеграции предполагает, с одной стороны, взаимодействие различных институтов, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья учащихся в образовательном учреждении, а с другой стороны, сочетание направленности деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья школьников и активной работы по устранению негативных воздействий различных факторов (экономических, педагогических, психологических, социальных). - принцип вариативности содержания здоровьесберегающей деятельности выражается в том, что сохранением и укреплением состояния здоровья детей и подростков должны заниматься разные институты, на разных уровнях в зависимости от складывающихся условий, от действия факторов риска, от уровня подготовки специалистов [12]. Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящая ущерба здоровью его участников [11]. В содержании здоровьесберегающих технологий выделяются такие направления: 1. Социально-ориентированное направление (охрана прав детей в области здоровья, формирование здорового образа жизни, нормальное питание, режим, борьба с вредными привычками, психогигиена, половое просвещение). 2. Медико-психологическое (медико-гигиенические диагностики и мониторинг, профилактика заболеваний, помощь в лечении, психогигиена и психотерапия)[9.С. 97]. Г.К. Селевко выделяет следующие структурные компоненты технологии физического воспитания: 1. Физкультурно-спортивные организации (учреждения дополнительного образования, центры спортивно-оздоровительной работы, спортивные комплексы, бассейны, стадионы, спортивные клубы, секции, ДЮСШ). 2. Виды физкультурно-спортивной деятельности (режим ЗОЖ, утренняя гимнастика, бег, легкая атлетика, гимнастика, плавание, аэробика, спортивные игры, туристские походы и др.) 3. Организационные формы: 1) физическая культура: - занятия, проводимые по твердому расписанию с постоянным контингентом занимающихся (урок физической культуры, секция общей физической подготовки, секции по видам спорта, занятия по лечебной физкультуре); - физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня: - в школе (гимнастика перед занятиями, физкультпаузы на уроках, подвижные игры на переменах); - дома, в группах продленного дня (утренняя гимнастика, водные процедуры, здоровый образ жизни, физкультпаузы во время приготовления уроков, прогулки, подвижные игры); - внеклассные и внешкольные массово-физкультурные мероприятия (соревнования по школьной программе, соревнования по видам спорта, спортивные вечера, праздники, сборы, туристские походы). 2) современный спорт: - общедоступный спорт (базовый спорт в системе образования, профессионально-прикладной спорт, спортивные способы рекреации, спортивные способы реабилитации); - спорт высших достижений (профессиональный, профессионально-коммерческий). 4. Методы: теоретическое освоение, упражнения, тренировки, игры, соревнования, закаливание, контроль, самоконтроль. Авторские концепции: - Б.П. и Л.А. Никитины: «Раннее начало физического развития и закаливания»; - В.Ф. Базарный: «Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение»; - Г.П. и Е.В. Воронковы «Единство физического и умственного развития»; - А.Ф. Пазухин: «Приоритет физической культуры как предмета и сферы жизнедеятельности» [9].
|