![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды и типы
2. Традиционными для отечественной педагогической системы являются следующие составные части общей цели умственное (интеллектуальное), физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое (эмоциональное) воспитание. Умственное воспитание направлено на развитие интеллекта, познавательных возможностей, склонностей и дарований личности. Его главная задача — вооружить обучаемых системой знаний основ наук. Конкретные задачи умственного воспитания следующие: усвоение определенного объема научных знаний; формирование мировоззрения; развитие умственных сил, способностей и дарований; развитие познавательных интересов; развитие потенциальных возможностей личности; формирование познавательной активности; развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общей и специальной подготовки; вооружение учащихся методами познавательной деятельности. Физическое воспитание — неотъемлемая составная часть правильного воспитания. Задачи физического воспитания; укрепление здоровья, правильное физическое развитие; повышение умственной и физической работоспособности; развитие и совершенствование природных двигательных качеств; обучение новым видам движений; развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.); формирование гигиенических навыков; воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма); формирование потребности в постоянных и систематических занятиях физкультурой и спортом; развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим. Трудовое воспитание и политехническое образование решают следующие задачи: формирование трудовых действий; ознакомление учащихся с новыми типами производственных отношений; изучение орудий труда и способов их использования; обретение опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах труда; формирование интереса к производственной деятельности; развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. развитие трудолюбия, дисциплинированности, ответственности, подготовки к осознанному выбору профессии. Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества. Формирование общечеловеческих ценностей, непреходящих моральных качеств означает воспитание честности, справедливости, чувства долга, порядочности, ответственности, чести, совести, достоинства, гуманизма, бескорыстия, трудолюбия, уважения к старшим. Среди нравственных качеств, рожденных современным развитием общества, выделим интернационализм, уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам, Конституции, честное и добросовестное отношение к труду, патриотизм, и дисциплинированность, гражданский долг, требовательность к себе, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальную активность, милосердие. Цель эмоционального (эстетического) воспитания включает решение задач: формирования эстетических знаний; воспитания эстетической культуры; овладения эстетическим и культурным наследием прошлого; формирования эстетического отношения к действительности; развития эстетических чувств; приобщения человека к прекрасному в жизни, к природе, труду; развития потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты и др. Проблема классификации педагогических задач также является достаточно сложной. Выделяют учебные задачи, задачи как средство обучения, как путь достижения цели, как часть педагогического процесса и др. Опираясь на позицию И. А. Шакирова о характере личностных проявлений в педагогических ситуациях, можно выделить деятельностные, поведенческие задачи и задачи-отношения. Любая педагогическая задача может иметь достаточно большое количество решений, так как она всегда субъективна, способы ее решения зависят от особенностей учеников и учителя. Например, ученик отрешенно смотрит в окно и не слышит вопроса учителя, обращенного к нему. В зависимости от того, к какому типу задач отнесет эту ситуацию учитель, он и будет выбирать способы ее решения. Если – к деятельностному, то будет стимулировать интерес ученика к совместной деятельности. Если к задаче-отношению, то будет искать пути взаимодействия в системе межличностного общения. Процесс решения задачи состоит из следующих этапов: 1) анализ ситуации и характера затруднений; 2) формулировка педагогической цели, т.е. чего следует добиться; 3) поиск путей и средств достижения поставленной цели; 4) анализ полученного результата; 5) анализ ошибок, определение возможностей других путей решения педагогической задачи. При решении педагогической задачи можно опираться на следующий алгоритм: 1. Уяснить в деталях педагогическую ситуацию (что произошло, как это событие влияет или может повлиять на взгляды, позицию ребенка, его поведение и т.д.). 2. Вычленить педагогическую проблему: реально существующее или назревающее противоречие в индивидуально-личностном становлении ребенка, к которому ведет ситуация. 3. Определить педагогическую цель, т.е. изменение ребенка, которого необходимо достичь в процессе решения задачи. 4. Определить несколько вариантов достижения цели. 5. Выбрать и обосновать оптимальный вариант решения задачи. 6. Определить критерии, по которым можно судить о достигнутых результатах, методы оценки результата. 7. Реализовать продуманный план действий. 8. Провести рефлексивный анализ результатов решения педагогической задачи. В деятельности учителя наряду с другими действиями значительное место занимают следующие: Выдвижение предположения о наличии у себя тех или иных качеств, мотивов ошибочных действий или о том, что могут думать о нем учащиеся; Сомнения (" Неужели я недостаточно требовательна? "); Вопросы (" Почему ухудшилась дисциплина? "); Установка на изменение поведения и отношений с учениками (" Надо быть требовательнее"). Как называются эти действия? Укажите их вероятные результаты. Данные действия можно объединить в одно единое педагогическое явление, где каждое действие представляет собой определенный этап. Так первый пункт можно рассмотреть с точки зрения проблемы профессионального самосознания личности педагога. Данное действие является основой изучения и исследования своей и чужой деятельности, явлений и фактов. Данные предположения соответствуют анализу " актуального Я" профессионального самосознания личности педагога - то, каким себя видит и оценивает учитель в настоящее время; а также его " рефлексивное Я" - то, как, с точки зрения учителя, его рассматривают и оценивают другие в его профессиональной сфере. Анализ и рефлексия полученных результатов своей деятельности дает возможность в дальнейшем прогнозированию и планированию своей деятельности в соответствии с поставленными целями. Во втором пункте нам представлена стадия самооценки результата, которая связана с оценкой достигнутого и отражает удовлетворенность/неудовлетворенность достижениями. Тут можно утверждать о том, что педагог не удовлетворен результатом педагогического процесса, раз у него возникает данное сомнение. Данное сомнение вытекает из анализа полученных результатов деятельности и их сравнения с ожидаемыми результатами. Это может быть выяснением причины возникновения недисциплинированности учащихся. Вопрос " Почему? " в третьем пункте является этапом процесса обсуждения мотивов поведения, тона, мимики и т.д. - это дает возможность прямо на занятии внести определенные коррективы в деятельность учителей. Беседы можно записывать на пленку, с тем, чтобы вернуться к ним спустя длительное время. Данный вопрос является непосредственным выявлением сущности фактов, процессов и явлений окружающей среды. Результатом вопроса " Почему? " является создание проекта действий. Четвертый пункт отражает этап планирования педагогической деятельности на будущее. Является этапом решения тактических задач педагогической деятельности. Результатом данного этапа является выбор приемов и методов дальнейшей педагогической деятельности. Этот этап является крайне важным в процессе педагогической деятельности - когда педагог осознал все + и - своей деятельности, сравнил их с идеальным ожидаемым результатом и сделал вывод по дальнейшей корректировке своей деятельности. Перед нами представлены основные этапы решения педагогической задачи: от анализа ситуации до оценки полученных результатов, определяющих в совокупности цикл процесса решения любой задачи. Результатом является потребность в самосовершенствовании и самореализации в сфере деятельности личности педагога.
|