Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вставные новеллы в Русской литературе
Включение в ткань художественного произведения вставных новелл — традиционный литературный прием. Такие сюжеты призваны оттенить основную тему.
| Вводный (вставной) эпизод и вводное произведение — внесюжетный элемент композиции литературного произведения, имеющий самостоятельную жанровую завершенность и собственный сюжет, но являющийся частью более крупного произведения; например, сказка Пугачева в «Капитанской дочке» Пушкина.
| новелла — (итал. novella новость) эпический жанр, разновидность небольшого по объему рассказа. Чаще всего в новелле изображаются один два эпизода из жизни одного лица или нескольких лиц. Как правило, это произведение с острым, захватывающим сюжетом
| Вставная новелла — самостоятельный по теме и сюжету рассказ, включенный в роман, повесть или поэму. Роль вставной новеллы часто играет рассказ персонажа, история найденного документа, историческое событие и т. П. Обычно встречается в прозе («Повесть о капитане Копейкине» в поэме «Мертвые души», сон Обломова в романе «Обломов», рассказы деда Щукаря в романе «Поднятая целина»). Пример вставной новеллы в поэзии — рассказ старого цыгана об Овидии в поэме Пушкина «Цыганы».
| Автор
| Произведение
| Вставная новелла
| Роль
| Александр Сергеевич Пушкин
| Роман «Евгений Онегин»
| Глава 3, строфаXXXIX: «Песнь девушек»
| Рассказ о Татьяне, спешащей на свидание с Онегиным, прерывается «Песней девушек». Это единственное в романе вставное произведение, «разрушающее» размеренный ритм чередования «онегинских» строф. Песня поется «по наказу». Это, как подчеркивает повествователь, «затея сельской остроты», «чтоб барской ягоды тайком / Уста лукавые не ели». Невольной слушательницей задорной «песенки заветной», поющейся крепостными девушками, становится Татьяна. «С небреженьем / Внимая звонкий голос их», Татьяна прислушивается к себе, занята своими чувствами, ждет, «чтоб трепет сердца в ней затих / Чтобы прошло ланит пыланье». «Песня девушек» — шутливая ремарка к психологическому портрету трепещущей Татьяны и к сцене объяснения героев, «подсмотренной» автором (последние строки песни:
Не ходи подслушивать
Песенки заветные,
Не ходи подсматривать
Игры наши девичьи.
| Роман «Капитанская дочка»
| Калмыцкая сказка об орле и вороне
| прямая аллегория позволяет читателю понять жизненную философию бунтаря. Отождествляя себя с орлом, вольной птицей, мужицкий царь предпочитает «раз напиться живой кровью», «а там – что Бог даст!» Такая позиция отражает авантюрный склад характера Пугачёва, его удалую и смелую натуру.
| Николай Васильевич Гоголь
| Поэма «Мертвые души»
| «Повесть о капитане Копейкине»
| Размышления чиновников, собравшихся у полицеймейстера с целью выяснить, кто же такой Чичиков, были неожиданно прерваны возгласом почтмейстера:
«— Это, господа, судырь мой, не кто другой, как капитан Копейкин!». Внимание собравшихся сразу же переключается на выяснение вопроса, кто же такой капитан Копейкин (а, следовательно, и Чичиков). Почтмейстер, заинтриговав слушателей, рассказывает «презанимательную для писателя в некотором роде целую поэму». Текст «Повести о капитане Копейкине» содержит, по существу, только предысторию «благородного разбойника» и обрывается на самом интересном месте: рассказчик сообщает о том, что через два месяца после исчезновения капитана Копейкина «появилась в рязанских лесах шайка разбойников, и атаман-то этой шайки был, судырь мой, не кто другой...». Тут выясняется ошибка почтмейстера: он, по мнению чиновников, «хватил уж слишком далеко», ведь Чичиков не похож на безрукого и безногого героя рассказанной им истории.
| Н.А.Некрасов
| Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
| Легенда «О двух великих грешниках»
| Жестокий крепостник пан Глуховский похваляется своей лютостью:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!
Однако раскаявшемуся разбойнику Кудеяру прощаются все преступления, когда он убивает палача Глуховского. Так оценивает автор истинную праведность и греховность.
| Федор Михайлович Достоевский
| Роман «Преступление и наказание»
| Сны Раскольникова
| Сны Раскольникова напоминают вставные новеллы. Сновидения Раскольникова «заражают» сюжет. Умирающая Катерина Ивановна кричит: «Уездили клячу!.. Надорвала-а-сь!» — как будто ей, а не Раскольникову снился сон о забитой лошади. Или маляр Миколка является в полицию с повинной, сам себя оговаривает; он не убивал процентщицы, но в сновидении героя другой Миколка убил лошадь. Случайно ли совпадение имён? Думается, между двумя Миколками существует тайное символическое тождество, и самообвинение маляра — это художественный результат сна о забитой лошади.
Всего в романе Родиону Раскольникову снится четыре сна. У героя в сознании стирается грань между поступками и действиями ― наступает бред. Сны Раскольникова ― это его диалог с совестью. Первый и последний сон очень хорошо показывают внутреннее состояние главного героя до и после совершения убийства. Эти «сновидения-новеллы» производят нравственный перелом в душе героя.
| М.Горький
| Рассказ «Старуха Изергиль»
| Легенды о Данко и Ларре
| В романтическом рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» легенды о Ларре и Данко в символической форме представляют два противоположных отношения к людям: эгоцентризм Ларры и героический индивидуализм Данко. Именно эти вставные произведения особенно важны для понимания смысла рассказа.
| Пьеса «На дне»
| Притча о «праведной земле», рассказанная Лукой
| Притча, рассказанная Лукой, имела печальный конец. Лука как бы подготавливает своих слушателей к тому, что многое из того, о чем мечтают Настя, Наташа, Актер Барон, Клеш Пепел, может оказаться утопией, недостижимой надеждой. Семена, посеянные Лукой, пали на благодатную почву. Актер в волнении собирается искать мифический город с мраморной лечебницей для алкоголиков. Пепел, убежденный стариком, что нужно ехать в Сибирь, мечтает уйти от реальной действительности в фантастическое царство справедливости и увести за собой чистую Наташу. Несчастная Анна пытается возлюбить перед смертью загробный мир. Настя верит в «настоящую любовь» и ждет ее. Лука умело использует то яркое, что сохранилось еще в сознании этих людей, чтобы расцветить разукрасить окружающий мир. Когда же начинается крушение надежд, он незаметно исчезает Финал так же трагичен, как и в притче о «праведной земле».
| Самостоятельные конструкции, включённые в ткань повествования и, на первый взгляд, не связанные с основной сюжетной линией, получают важнейшее идейно-художественное значение в контексте всего произведения.
| ТЕМА ГИБЕЛИ «ДВОРЯНСКИХ ГНЁЗД»
Мир «дворянских гнёзд» – это особый мир, связанный с жизнью дворянства 19 века, это явление уникальное. Усадьба была родиной человеку, дворянину, здесь проходило его детство, здесь впервые влюблялись, сюда приезжали в свободное от учёбы и службы время. Сюда возвращались, чтобы смерть избавила от старости…
И.С.Тургеневу мы обязаны тем, что понятие «дворянское гнездо» закрепилось в сознании последующих поколений, стало частью культуры и истории. В большинстве произведений Тургенева тема русских «дворянских гнёзд» отражена в той или иной степени.
| И.С.Тургенев
| А.П.Чехов
| И.А.Бунин
| Романы «Дворянское гнездо» и «Отцы и дети»
| Пьеса «Вишневый сад»
| Рассказ «Антоновские яблоки»
| «Чувством живой грусти об исчезнувшей молодости, о счастье…» наполнен роман И.С.Тургенева «Дворянское гнездо». Иначе раскрывает писатель эту тему в романе «Отцы и дети», где она приобретает социальную окраску. Тревожные нотки звучат в описании владений Кирсановых. Унылый вид нищих деревень, беднота и неблагополучие крестьян – всё говорит о том, что не всё в жизни дворянских поместий течёт гладко.
| А. П. Чехов не раз подходил в своих произведениях к теме распада дворянских гнезд. О надвигающейся гибели дворянских гнезд автор пишет в рассказах «В усадьбе», «Чужая беда», «В родном углу», «У знакомых» и др.
В пьесе «Вишневый сад» Чехов как бы обобщает тему гибели дворянских гнезд и подводит итог своим размышлениям о судьбе дворянства. Дворянское гнездо доживает последние дни. Имение не только заложено, но и перезаложено. Вскоре, в случае неуплаты процентов, оно пойдет с молотка.
| И.А.Бунин изобразил в «Антоновских яблоках» красоту уходящей жизни дворянских усадеб, угасающий дух дворянских гнёзд. С любовью и ностальгией описывает Бунин, как «запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб»
Писатель раскрыл ценности, на которых этот быт держался, — привязанность к земле, способность слышать её и понимать: «Долго прислушиваемся и различаем дрожь в земле. Дрожь переходит в шум, растёт...»
|
Данная страница нарушает авторские права?
|