Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 16 Техническая и производственная характеристика вокзала
Технология работы вокзала определяется его социально-экономическим значением, типом и объемом работы. Эта технология объединяет все отдельные операции, обеспечивая четкость, организованность и наиболее высокий уровень обслуживания пассажиров, а также технологический процесс работы вокзала, который включает необходимые разделы. Техническая характеристика представляет собой имеющиеся устройства и технические средства вокзала, его генеральный план со всеми помещениями, перронными путями и платформами, привокзальными площадями, постройками и сооружениями. Экономическая часть отражает значение вокзала в жизнедеятельности того геополитического места, где он расположен, особенно если это столица государства или административно-хозяйственный и промышленный центр. Перевозка пассажиров по железным дорогам имеет преимущества перед другими видами транспорта в области безопасности, надежности, регулярности движения, пропускной и провозной способности и т.д. С учетом доступности, массовости и большого значения в будущем ясно, ч го железнодорожный вокзал имеет большое социально-экономическое значение и представляется базой для координации и взаимодействия всех видов транспорта. Для этого обеспечивается согласование расписания движения поездов, автобусов, самолетов и т.д. На вокзалах железных дорог размещаются круглосуточно работающие автостоянки, гостиницы, предприятия торговли, узлы связи, рестораны, банки, бизнес-центры, пункты медицинской помощи и др. Это позволяет обеспечить минимальные потери времени пассажиров и создает наибольшие удобства при поездках и пересадках. Производственная характеристика отражает количество прибывающих и отправляющихся дальних, местных и пригородных поездов; число прибываемых и отправляемых пассажиров по видам сообщения (с выделением транзитных пассажиров, которым предстоит дальнейшее следование, а также пересадка с поезда на поезд); время отправления и прибытия пригородных пассажиров по дням недели и часам суток; объемы обработки багажа, почты и ручной клади; число оформленных проездных документов в билетных кассах; число проданных в пригородных кассах билетов (в том числе обратных, льготных, абонементных И т.п.); количество переработанного багажа и грузобагажа по прибытию, отправлению и транзиту; число мест ручной клади, принимаемой в камеры хранения, и прочие операции. Основные помещения вокзала, схемы размещения помещений вокзала. Чтобы пассажирам обеспечивались должный комфорт и быстрота обслуживания, вокзалы должны иметь достаточную площадь помещений и рациональное их расположение. Вестибюли, операционные залы, камеры хранения следует отделять от залов ожидания, ресторанов, комнат отдыха и др. Чаще всего и, как правило, удобнее всего размещать операционные помещения и залы ожидания на разных этажах вокзала. Это обеспечит независимое функционирование каждого из помещений, создает удобства и комфорт для пассажиров. Очень важно, чтобы комнаты отдыха, например, находились в зоне минимального шума от поездов и автотранспорта. Залы ожидания на вокзалах бывают общими для всех категорий пассажиров и раздельными - отдельно для дальних, местных, транзитных и пригородных пассажиров. В обоих случаях нужна четко разработанная технология пропуска пассажиров по всем помещениям вокзала. Отсутствие ее вызывает длительные ожидания и большие встречные потоки. На вокзалах с платформами и привокзальной площадью в одном уровне залы ожидания целесообразно планировать на первом этаже, предусматривая лишь специальные пешеходные тоннели для связи с пассажирскими платформами. Для транзитных пассажиров в этом случае более целесообразно создавать отдельные залы на втором этаже здания. При размещении привокзальной площади ниже платформы залы ожидания могут располагаться на первом и втором этажах, обеспечивая лишь удобный и короткий путь следования пассажира на посадочные платформы. Если привокзальная площадь расположена выше платформ, то залы ожидания лучше располагать на втором этаже, связывая их с платформами пешеходными мостами или конкорсом. Для вокзалов вместимостью более 700 пассажиров нужен специальный зал для пассажиров с детьми. По соседству с залами ожидания или вестибюлями в непосредственной близости от путей следования пассажиров на платформы удобно располагать рестораны, кафе и буфеты, предусматривая их помещения непроходными, с достаточной площадью и числом посадочных мест. Но нельзя допускать расположения этих помещений на главной технологической линии движения пассажиров. Билетные кассы на вокзалах располагают группами и специализируют по видам движения. Специализация касс предусматривает отделение пригородных касс от дальних и местных, а при значительном пассажиропотоке - также дальних касс от касс местного следования. Пригородные кассы можно специализировать по зонам и направлениям движения. Кассы дальнего и местного следования на ряде вокзалов обезличены, т.е. продают билеты на все поезда, хотя и здесь важно сохранить поточность следования пассажиров.
|