Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Провозглашение КНР. Особенности конституционного развития Китая во второй половине ХХ го века.
Победа народной революции в 1949 г., одержанная под руководством КПК, завершила решение задач, стоявших еще перед революцией 1925-1927 гг. – объединение страны, ликвидация империалистического присутствия и переход к экономическому развитию страны, что завещал Сунь Ятсен, а также отрыла пути для проведения в Китае давно назревших реформ. Необходимо, в частности было создать законодательный орган в лице Всекитайского собрания народных представителей и орган единого фронта – Народного политического консультативный совет. Период 1956-1957 гг. выразился в разрушительной политике «большого скачка», «народных коммун», «культурной революции» под лозунгом «классовая борьба решает все», приведшей Китай на грань краха. Лишь после VIII пленума ЦК КПК 11 созыва, в декабре 1978 г. наметилась политика осуществления реформ, способных возродить Китай и связанных с именем Дэн Сяопина. В поисках путей духовного оздоровления нации китайское руководство тогда обратилось к конфуцианству. Семейный подряд в деревне позволил накормить страну, так как были сняты ограничения на рыночные отношения и на подсобные промыслы. Все это способствовало подъему экономики. Весьма важным свойством реформы была ее постепенность. Китайское руководство большое значение придавало планированию реформ и приступало к претворению на практике теоретических идей осторожно, реализуя их сначала в масштабах отдельной волости, уезда провинции или отдельного предприятия(отрасли экономики), следуя пословице: «Переходя вброд через поток – не спеши, а иди, ощупывая ногой следующий камень, на который ты должен встать». Авторы китайских реформ начала ХХ века и современные вожди КПК несмотря на расхождения во взглядах на методы возрождения Китая поразительно внимательно относились к философской традиции Китая. Как отмечают отечественные историки, под влиянием уравнительных социальных утопий многочисленных крестьянских восстаний случавшихся еще во времена легендарного императора Ци Шихуана (227-203 гг до н.э.) и у лидера движения за реформы конца ХIX Канн Ювэя, и у китайского демократа Сунь Ятсена звучал призыв к созданию в Китае идеального общества Великого Единения – Да тун. Об этом же общественном идеале не раз говорил и Мао Цзэдун. Дэн Сяопин заимствовал идею «сяо кан» - «малого благоденствия» или «необходимого достатка» как длительного переходного этапа к обществу Великого Единения. Мао Цзэдун в работе «О новой демократии» развивал «три народных принципа» Сунь Ятсена применительно к обстановке начала 40-х годов в Китае и подобно последнему указывал, что «Поднебесная» принадлежит всем людям ее населяющим. Современные ученые конституционалисты Китая также наряду с осторожным использованием идей западных юристов хранят верность конфуцианскому началу в современном конституционном праве и всячески акцентируют внимание на основной задаче этой отрасли: установлении гармонии между обществом и государством. Так же, как и их предшественники – реформаторы и революционеры, современные китайские авторы подчеркивают, что китайцы – народ древней, совершенной культуры, дети императора Хуанди, которые даже время отсчитывают от даты его рождения. То, что на ХV съезде КПК подчеркивалась воспитательная и, руководящая роль КПК созвучно учению Сунь Ятсена о трех периодах в развитии политической жизни страны: периода военного руководства, периода политической опеки со стороны партии, и лишь затем – периода конституционного правления. Еще одной важной в конституционно-правовом аспекте традицией, объединявшей Канн Ювэя, Сунь Ятсена, Мао Цзэдуна и современных китайских руководителей является традиция прагматического подхода к заимствованию иностранного опыта по принципу «китайское – основное, существенное, а западное – лишь для использования». Еще Канн Ювэй, изучая учение Конфуция, особое значение придавал заложенным в нем идеям периодического обновления государственного строя, для которого может пригодиться зарубежный опыт. Нельзя не упомянуть и о таком важном элементе традиционной философии Китая, как идея поэтапного достижения Китаем периода «Великого Единения» через период «малого благоденствия». Мао Цзэдун еще в 1949 г писал о том, что Канн Ювэй и Сунь Ятсен искали идеальное общество Великого Единения на Западе, но не нашли правильного пути к нему. Этот путь по мысли Мао Цзэдуна, был открыт КПК, указавшей на необходимость следовать по пути Октябрьской революции в России.
|