![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Терминология и понятийный аппарат методологии научного знанияСтр 1 из 12Следующая ⇒
Тема 1. Экономика знаний на современном этапе развития общества
Терминология и понятийный аппарат методологии научного знания Развитие современного общества немыслимо без научно-технического прогресса, без повсеместного внедрения в жизнь человека и его общества наукоемких производств, основанных на истинно научном мышлении. Вопрос стоит так, либо человечество все в большей и большей степени будет обеспечивать всеобъемлющий общеобразовательный процесс и соответствующее овладение широкими массами населения истинно научными знаниями, либо оно погибнет и прежде всего из-за своего невежества, создающего комплекс противоречий, все более и более нарастающих и ведущих к глобальной экологической катастрофе. Но в вопросе всеобщего образования и определения границ невежества, есть один самый фундаментальный вопрос: какая методология мышления закладывается в основу анализа, как жизнедеятельности каждого человека и его общества, так и в подходе к решению научных, производственных, экономических, социальных и прочих проблем человечества. Есть два вида методологии. Одна методология так называемых замкнутых, закрытых систем, когда умышленно или неосознанно подразумевается, что мир построен из не связанных, не взаимодействующих систем, структур и т.д. – это методология идеализма, мистицизма, метафизического мышления, методология ничего не имеющая общего с научным мышлением и с научным творчеством. Вторая методология – это методология, определяющая взаимосвязанность всего в мире, который состоит из открытых взаимодействующих систем, структур и т.д. В природе и в основе эволюции человеческого общества действуют, постоянно реализуются процессы полностью соответствующие методологии открытых взаимодействующих систем, предопределяющих действие объективных природных законов: " Всё vermittelt - опосредованно, связано воедино, связано переходами. Долой небо - закономерная связь всего (процесса) мира". Истинная же наука – это та, что изучает природу и законы, действующие в ней, а не некие фантазии тех, кто сам себя называет " ученым". На пути общеобразовательного процесса с целью воспитания в массах людей истинно научного мышления стоят огромные трудности. Необходимо, прежде всего, взять на вооружение методологию естественную природе и, основываясь на ней и только на ней, проанализировать в первую очередь терминологию общения и, используя её, выработать единую, соответствующую современным достижениям материалистического научного знания, методологию научного мышления, научного творчества. Другого пути нет, ибо все люди планеты имеют не только право на жизнь, но самое главное - все люди, все нации и народы равны в своей эволюционной необходимости возникновения и дальнейшего существования (эволюционного развития) человечества, как разумной многоплановой, многовариантной формы материи. И на этом пути совершенно недопустимым, катастрофически недопустимым, является попытка навязывать культуру одной нации, одного народа, другим нациям и народам, особенно используя многовековые достижения какого-либо другого народа и пользуясь этими достижениями пытаться достичь благополучия " избранного богом" собственного народа за счет паразитирования на исторически сложившейся культуре и соответствующих достижениях другой нации. В то же время, уже как острая необходимость, в сегодняшнюю жизнь входит интеграция научных знаний и самые прогрессивные, самые выдающиеся достижения человеческого разума лежат именно в области знаний, объединяющих различные научные направления. Итак, что же такое наука? Известна следующая, весьма общая формулировка понятия о науке: «Наука это сфера человеческой деятельности, направленная на приобретение знаний о причинах и следствиях, а так же соответствующих закономерностях природных процессов. На основании этих знаний создаются орудия труда (средства производства) и соответствующие технологии, а также правила и нормы поведения человека, обеспечивающих его жизнедеятельность, направленную на развитие самого себя и своего общества». Такая формулировка весьма хитра и совершенно не информативна с позиций главного вопроса – на основе, какой методологии создаются орудия труда (средства производства). Отсюда вытекает ее неприемлемость, так как орудия труда созданные человеком и широко используемые им сегодня наносят непоправимый вред окружающей среде и здоровью человека. Так, например, гигантская вырубка леса для производства изделий из дерева влияет на баланс тепловых, водных и биологических ресурсов планеты. Гигантские объёмы добычи природных ископаемых, таких как нефть, газ, уголь, руда и проч. нарушают равновесие в динамики изменения структуры планеты, таких как мантия, плиты и разломы литосферы и проч., что с каждым годом приводит к увеличению природных катастроф. И этот перечень можно было продолжить значительным списком. Известна и значительно более обобщенная формулировка этого понятия: наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. В этой формулировке отсутствует критерий, отделяющий истинно научное знание от не научного в плане ее применяемости для решения проблем человеческого общества, ибо просто надо отметить, что знать истину мало. Надо знать, как её применить на практике в рамках истинно научного знания. А вот это, как правило, при практическом применении и вступает в противоречие с реальностями природных процессов. На основании весьма сильного приближения к истине мы создали атомное, нейтронное, химическое, биологическое или психологическое оружие. Причем, человечество уже не раз стояло на грани своей гибели, то ли по инициативе справа, то ли слева, готовясь использовать «научно-обоснованный» вид оружия, защищая какой-то ограниченной кучки людей, так называемые, «мировоззренческие» принципы. Истинное научное знание и способы его применения на практике должны не отличаться друг от друга по единой методологии отвечающей требованию соответствия общеприродным процессам. Но для того, чтобы не сделать основополагающей для всего процесса анализа ошибки, необходимо определить главные закономерности, законы (а значит и главные требования к построению методологии научного мышления и соответствующего творческого процесса), по которым реализуются процессы в природе. Таким образом, научная деятельность, должна быть направлена на нахождение новых, ранее не известных человеку законов природы для использования, как ранее известных, так и новых знаний, для решения проблем в строгом соответствии с законами многовариантной эволюции человека. Использование же в том или ином направлении установленных законов или закономерностей – это уже не наука, это мораль!!!, которая так же должна быть основана на требованиях законов эволюции человека в его многовариантности национальных развитий. Поэтому необходимо проанализировать историю взаимоотношений человека и природы, и выяснить в какой степени человек с искаженным пониманием того или иного вопроса вписывается в природу или нет. А это в свою очередь и определяется методологией научного или не научного мышления. Но прежде чем сделать анализ истории взаимоотношений человека и Природы надо выяснить, что мы имеем в виду под понятиями методология, мышление, закон, творчество, структура, энергия и т.д. В философском энциклопедическом словаре эти понятия формулируется так: - методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а так же учение об этой системе; - мышление - высшая сфера активного отражения объективной реальности, состоящая в истинном и целенаправленном, прямом и опосредствованном, обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, не противоречащих законам природы, в прогнозировании событий и действий; - закон - категория, отображающая существенные, необходимые и повторяющиеся связи между явлениями реального мира. Закон - это внутренняя и необходимая связь между явлениями; Современную экономику развитых стран зачастую характеризуют как «экономику знаний». Этот термин был впервые использован в 1962 г. американским исследователем Ф. Махлупом. В научной литературе пока не сложилось однозначное определение данного понятия. По этому вопросу высказываются различные позиции. Так, Л.М. Гохберг считает, что «экономика знаний – это экономика, основанная на интенсивном и эффективном использовании знаний». Г. Клейнер дает следующее определение: «Экономикой знаний мы называем такое состояние экономики данной страны, при котором: а) знания становятся полноценным товаром; б) любой товар несет в себе уникальные знания; в) знание становится одним из основных факторов производства». Очевидно, что приведенные определения не претендуют на замену существующих классификаций типов экономических систем (ее простейший вариант: традиционная, плановая, рыночная системы). Скорее всего, речь идет об определенной ступени развития существующей экономики в ее преобладающем рыночном варианте. Так, в фундаментальной монографии «Экономика знаний» утверждается: «Собственно экономика знаний появляется тогда, когда знание становится рыночным продуктом». С учетом характеристики современной экономики как экономики знаний необходимо рассмотреть, что из себя представляет «знание». Знание – продукт мыслительной деятельности человека по проникновению его в суть явлений окружающего мира. Знание целесообразно отличать от информации – потоков зрительных, звуковых и других сигналов со стороны предметов окружающего мира. Тогда информация, с одной стороны, выступает как источник для мыслительной деятельности, а с другой, как форма существования и сохранения знания. Знание разделяется на 2 вида: кодифицированное и неотделимое от человека. Кодифицированное знание сохраняется и передается с помощью носителей в виде текстов, схем, рисунков и т.д. Неотделяемое знание, если и передается, то от учителя к ученику. Бурный прогресс информационных технологий сделал возможным прирост знаний, облегчил доступ к нему, расширил возможности распространения и использования знаний во всех сферах общественной жизни. Вот почему информатизация общества послужила становлению экономики знаний или экономики, основанной на знаниях. Основными чертами экономики знаний являются следующие. 1. Высокая доля сферы услуг в структуре экономики. Например, в США в этой сфере работает свыше 75% всех занятых. 2. Рост затрат на образование и научные исследования. Отношение затрат на образование и науку в экономически развитых странах к ВВП составляет около 6, 5% (в середине 90-х гг. – 5, 4%). В России этот показатель – 3, 7%. 3. Прогресс в информационно-коммуникационной сфере. 4. Развитие сетевых отношений в форме корпоративных и персональных сетей. 5. Формирование национальной инновационной системы, включающей инфраструктуру фундаментальной науки, центров трансфера технологий, венчурных фондов и т.д. 6. Развитие сферы образования, когда среднее образование стало всеобщим, а высшее образование массовым, охватывающим до 60% населения соответствующего возраста, когда реализуется концепция образования в течение всей жизни. 7. Интернационализация экономик различных стран.
По своей природе знания быстро обновляются. Воплощаясь в новом товаре или услуге, новое знание приводит к инновациям. Экономика знаний постоянно генерирует инновации – превращает новые знания в новые товары и услуги. Инновация – это применение результатов интеллектуальной деятельности для создания новых продуктов, процессов и услуг. Встречается и определение инновации как продукции творческого труда, имеющей завершенный вид товара, готового к продаже. Этим подчеркивается связь инноваций со спросом, то есть с платежеспособной потребностью, что необходимо для реализации новых достижений в условиях рыночной экономики. Очевидно, что первое определение более широкое. Оно охватывает создание новшеств не только ради коммерческих целей, но и для общественного блага. Существуют различные классификации инноваций. В зависимости от объекта инновационной деятельности выделяют следующие виды инноваций: 1. Инновация продукта (услуги) – реализация нового способа решения проблемы потребителя. 2. Инновация процесса – новая технология, обеспечивающая повышение качества, уменьшение затрат, сокращение времени производства продукта. 3. Инновация стратегии – новые методы управления. В зависимости от масштабов инноваций различают следующие их виды: 1. Базисная инновация, в основе которой лежит новое фундаментальное научное достижение, позволяющее создать предметы потребления, технологии, машины и оборудования следующих поколений. 2. Интегрирующая инновация, полученная за счет использования оптимального набора ранее накопленных в мировой практике достижений. Инновации, рассматриваемые в контексте крупных структурных сдвигов в экономике (в том числе смены доминирующих технологических укладов), дают основание говорить об «инновационных волнах». Например, выделяют волну, начавшуюся в конце 70-х – начале 80-х гг., когда малые инновационные компании (например, Dell) превратились в базу производства инновационных продуктов. Затем шли «волны», связанные с приобретением информационными технологиями стратегического характера, с Интернет - бумом и т.д. Инновационное развитие дает существенные конкурентные преимущества, так как высокотехнологичные фирмы: - за одно и то же время выводят на рынок в 2-3 раза больше товаров, чем конкуренты; - используют в каждом новом продукте в 2-3 раза больше технологических нововведений; - выводят на рынок новый продукт в 2 раза быстрее, чем конкуренты; - имеют географию рынка в 2 раза больше, чем у конкурентов. В качестве примера можно привести iPad фирмы Apple. В то время как конкуренты только-только выпустили свои аналоги первой модели iPad, фирма начинает продажи второй модели. Разграничение стадий инновационного процесса было предложено Йозефом Шумпетером (1883-1950), который разграничил: - стадию изобретения или генерации новых идей; - стадию нововведений, когда благодаря разработкам новые идеи превращаются в продукты и процессы, имеющие коммерческую ценность; - стадию распространения новых продуктов и процессов в рамках потенциального рынка. На каждой стадии происходит отбор: лишь некоторые идеи доводятся до коммерциализации и лишь некоторые нововведения успешно распространяются. Более развернуто этапы инновационного процесса можно представить в виде следующей последовательности этапов: 1) замысел; 2) НИР; 3) НИОКР; 4) прототип; 5) малая серия; 6) серийное производство; 7) продажи; 8) обслуживание. Экономический смысл каждого из этапов продвижения технологии заключается в понижении рисков неудачи при выходе на рынок. При этом справедлива следующая формула: S*R=const где S – величина инвестиций для осуществления этапа R – величина риска (вероятность неудачи выхода на рынок). Каждый этап требует в 10 раз больше затрат, чем предыдущий, так как связан с привлечением более широкого круга участников. Общее всех этапов – покупка шансов на успех. Успешный проект коммерциализуем на каждом этапе исполнения. Смысл этапа НИР состоит в снятии риска несоответствия законам природы. НИОКР снимает риск нереализуемости при данном уровне развития общих технологий. Создание прототипа и малой серии снимает риски несоответствия запросу рынка и условиям производства на конкретном предприятии. Серийное производство снимает риски несоответствия спроса и предложения. Стадии продажи и обслуживания снимают риски доставки товара потребителям. На первых стадиях финансирование осуществляется государством и благотворительными фондами. С прототипа финансирует венчурный капитал. Если венчурные фонды уверены, что есть рыночный спрос на создаваемый товар, то оно может финансировать все этапы.
|