![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория активной аудитории
Еще в 1930—1940-х годах, когда было замечено, что индивидуальные различия и социальная дифференциация влияют на поведение, связанное с массовой коммуникацией, сформировалась новая точка зрения на отношения между аудиторией и масс-медиа. Объектами исследований стали книги, «мыльные оперы» на радио, ежедневные газеты, популярная музыка и кино. Ученые пытались узнать, почему люди обращаются к этим товарам медиаиндустрии и какое вознаграждение они за это получают. К началу Второй мировой войны был накоплен большой запас данных о потребностях, реализуемых с помощью медиа, и об удовлетворении, которое они приносят. Автором теории обретения пользы и удовлетворения чаще всего называют Герту Герцог. Ее статья «Типы мотивации и удовлетворения слушателей ежедневных сериалов» в 1944 г. была первой печатной работой, содержащей углубленный анализ удовлетворения, получаемого от использования масс-медиа1. Попытку обосновать понятие активной аудитории предпринял Уилбур Шрамм в книге «Процесс и эффекты массовой коммуникации»2. Ответ на вопрос, чем руководствуется индивид, выбирая из того, что предлагают ему средства массовой коммуникации, он сформулировал в виде «Дроби выбора», которая выглядит следующим образом: ожидание награды / необходимое усилие Иными словами, по Шрамму, люди соизмеряют меру награды (удовлетворения), которую они ожидают от данного средства коммуникации или сообщения, с тем, какое усилие надо приложить чтобы эту награду получить. Примечательным считается постепенный отход в исследованиях новых медиа от изучения эффектов и рост влияния подхода обретения пользы и удовлетворения, логика которого определяется методом функционального анализа и опирается на социальные и психологические основы потребностей, генерирующих ожидания, возлагаемые на масс-медиа и другие источники информации, которые по-разному воздействуют на аудиторию (или участвуют в другой деятельности), результатом чего являются другие последствия, возможно, в основном непреднамеренные. Теория обретения пользы и удовлетворения определяет цель коммуникационного поведения (отдых или получение информации) и может стать полезной основой для анализа коммуникации по Интернету. Так, электронные доски объявлений (один из аспектов Интернета) рассматриваются в контексте теории игры, расширенного варианта подхода обретения пользы и удовлетворения, что, несомненно, является главным побуждающим мотивом использования Интернета широкими слоями населения1. Важность этой парадигмы для изучения электронной коммуникации лишний раз говорит о всеобъемлющем характере подхода обретения пользы и удовлетворения в коммуникационной среде, ведь компьютеры применяются не только в быту и в бизнесе, но и служат для выполнения функции работы и игры. Кроме того, подход обретения пользы и удовлетворения предполагает определенную степень активности аудитории, инструментальную или ритуализированную. В изучение коммуникации через Интернет необходимо включить концепцию активности аудитории.
17. Теория «магической пули» В основе теории «магической пули» лежали предположения, которые теперь отвергаются теоретиками, и, как следствие, исследователям масс-медиа пришлось весьма неохотно от нее отказаться. В конце 1920-х и начале 1930-х годов у ученых появился интерес к медиа как к предмету исследовании. Они перешли от простых рассуждений об эффектах к систематическому изучению влияния конкретного содержания на определенные категории людей. Вначале отдельные специалисты считали, что общественность можно научить противостоять пропаганде. В конце концов, пропаганда нарушает самые основные правила равноправной демократической политической коммуникации. Она беззастенчиво пользуясь ложью и обманом в целях убеждения. Если бы людей можно было научить критически оценивать пропагандистские сообщения, они знали бы, что эти сообщения надо отвергать как бесчестные и лживые. Эти эксперты полагали, что демократию можно спасти путем просвещения народа. Но оптимизм по этому поводу исчезал по мере того, как в 1930-е годы в Америку из Европы стали проникать новые веяния. Все больше и больше американцев, особенно иммигранты первого поколения, предпочитали слушать лидеров тоталитаризма, обещавших социальную справедливость и работу. Они вступали в общественные движения, которые базировались на пропаганде, более или менее откровенно заимствованной у Европы. На манифестациях в поддержку Гитлера и Сталина раздавались требования покончить с низшими расами и финансовыми воротилами с Уолл-стрит. Специалисты в области пропаганды поняли, что даже если просвещение народа поможет противостоять пропаганде, этот процесс может оказаться слишком длительным. Поэтому теоретики пропаганды отказались от идеализма в пользу идей, которые, как они считали, реалистичны и основываются на научных фактах. С пропагандой нужно бороться всеми возможными средствами. Если бы найти способ использовать мощь пропаганды для распространения идеалов доброты и справедливости, тогда можно было бы не только выдержать ее натиск, но и иметь инструмент создания более совершенного общественного порядка. Именно это обещала стратегия использования положительных пропагандистских приемов для борьбы с «плохой» пропагандой и содействия целям, которые элита считала хорошими, так называемая белая пропаганда. После Второй мировой войны эти приемы белой пропаганды легли в основу рекламных кампаний.
|