Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Практическое занятие ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
П рактическое, занятие - одна из основных форм организации учебного процесса, заключающаяся в выполнении студентами под руководством преподавателя комплекса учебных заданий с целью усвоения научно-теоретических основ учебной дисциплины, приобретения навыков и опыта творческой деятельности, овладения современными методами практической работы с применением технических средств. Практические занятия проводятся вслед за лекциями, дающими теоретические основы их выполнения. Допускается проведение лабораторных (практических) занятий до прочтения лекций с целью облегчения изучения теоретического материала при наличии описаний практических работ, включающих необходимые теоретические сведения или ссылки на конкретные учебные издания, содержащие эти сведения. В ходе практических (лабораторных) занятий студенты ведут необходимые промежуточные записи и составляют итоговый письменный отчет. Отчеты о выполненной работе представляются в конце занятия преподавателю для проверки. Цель практического занятия: организация управляемой познавательной деятельности студентов в условиях, приближенных к реальной практической деятельности. Задачи практических занятий: • закрепление, углубление и расширение знаний студентов при решении конкретных практических задач; • развитие познавательных способностей, самостоятельности мышления, творческой активности студентов; • выработка способности логического осмысления самостоятельно полученных данных; • овладение новыми методами и методиками конкретной учебной дисциплины; • обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения. Функции практических занятий: • познавательная; • развивающая; • воспитательная. Практические занятия по характеру выполняемых студентами заданий подразделяются на: • ознакомительные, предпринимаемые с целью закрепления и конкретизации изученного теоретического материала; • аналитические, ставящие своей целью получение новой информации на основе формализованных методов; • творческие, связанные с получением новой информации путем самостоятельно выбранных подходов решения задач. Формами организации практических занятий в соответствии со специфическими особенностями учебных дисциплин и целями обучения могут быть: • упражнения; • тренинги; • решение типовых задач; • занятия с решением ситуационных задач; • занятия по моделированию реальных задач. • деловые игры; • ролевые игры; • игровое проектирование; • имитационные занятия; • выездные занятия (в организации, учреждения) со специальными заданиями; • занятия-конкурсы. СТРУКТУРА, ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ Типичными структурными элементами (практического) занятия являются: - вводная часть, - основная часть, - заключительная часть. Вводная часть обеспечивает подготовку студентов к выполнению заданий работы. В ее состав входят: • формулировка темы, цели и задач занятия, обоснование его значимости в профессиональной подготовке студентов; • рассмотрение связей данной темы с другими темами курса; • изложение теоретических основ работы; • характеристика состава и особенностей заданий работы и объяснение подходов (методов, способов, приемов) к их выполнению; • характеристика требований к результату работы; • вводный инструктаж по технике безопасности при эксплуатации технических средств; • проверка готовности студентов к выполнению заданий работы; • пробное выполнение заданий под руководством преподавателя; • указания по самоконтролю результатов выполнения заданий студентами. Основная часть предполагает самостоятельное выполнение заданий студентами. Может сопровождаться: • дополнительными разъяснениями по ходу работы; • устранением трудностей при выполнении заданий работы; • текущим контролем и оценкой результатов работы; • поддержанием в рабочем состоянии технических средств; • ответами на вопросы студентов. Заключительная часть содержит: • подведение общих итогов (позитивных, негативных) занятия; • оценку результатов работы отдельных студентов; • ответы на вопросы студентов; • выдачу рекомендаций по улучшению показателей работы и устранению пробелов в системе знаний и умений студентов; • сбор отчетов студентов по выполненной работе для проверки преподавателем; • изложение сведений о подготовке к выполнению следующей работы, в частности, о подлежащей изучению учебной литературе. Вводная и заключительная части лабораторного (практического) занятия проводятся фронтально. Основная часть выполняется каждым студентом индивидуально. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ 1. Критерии оценки содержания практического занятия: • соответствие темы и содержания занятия учебно-тематическому плану и рабочей программе учебной дисциплины; • четкость и ясность цели и задач занятия; • раскрытие в ходе занятия органического единства теории и практики при решении конкретных задач; • целесообразность включения теоретического материала с позиций содержания лекционного курса, наличия учебников, учебных пособий и других источников; • точность и достоверность приведенной информации; • отражение современного уровня развития науки и техники, культуры и искусства; • профессиональная направленность занятия, связь с профилем подготовки студентов; • согласованность заданий с содержанием других форм аудиторной и самостоятельной работы студентов; • реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей. 2. Критерии оценки методики проведения практического (лабораторного) занятия: • дидактическая обоснованность формы проведения занятия и использования соответствующих ей методов обучения; • структурированность содержания занятия: наличие вводной, основной и заключительной частей; • аргументированность состава заданий работы и обоснование методики и последовательности их выполнения; • ясность и четкость требований к результатам работы; • логичность, доступность и убедительность изложения теоретических основ работы, методических указаний; • демонстрация приемов выполнения заданий; • последовательный перевод студентов от выполнения заданий под контролем преподавателя к самостоятельному решению задач; • использование приемов активизации внимания студентов; • использование приемов закрепления информации в ходе занятия; • использование эффективных методов контроля хода и результатов выполнения заданий работы; • обеспечение возможности самоконтроля хода выполнения работы студентами; • аналитичность и дифференцированность подведения итогов работы в конце занятия; • соответствие объемов заданий регламенту занятия (недогруженность, перегруженность и т.п.); • учет индивидуальных особенностей студентов и использование индивидуального подхода к студентам, к их возможностям восприятия и выполнения заданий; • рациональное сочетание методов коллективной и индивидуальной работы студентов. 3. Критерии оценки организации практического (лабораторного) занятия: • соответствие темы и объема часов, отводимых на занятие, учебно-тематическому плану дисциплины, учебному расписанию; • четкость начала занятия (задержка во времени, вход преподавателя в аудиторию, приветствие, удачность первых фраз и т.п.); • четкость окончания занятия (наличие заключения, подведение итогов, время окончания занятия, прощание со студентами и т.п.); • посещаемость занятия студентами; • подготовленность студентов к занятию; • дисциплина во время занятия; • рациональное распределение времени на занятии; • наличие в необходимом количестве описаний лабораторных (практических) работ; • наличие у каждого студента индивидуального рабочего места; • использование обратной связи со студентами; • наличие в необходимом количестве требуемых технических, наглядных и других обеспечивающих средств, комплектов учебных материалов; • соответствие учебной лаборатории, специализированного кабинете требованиям организации занятия (достаточность площади, оформление, эргономичность оборудования, наличие индивидуальных рабочих мест и т.п.); • технологичность занятия. 4. Критерии оценки руководства работой студентов в ходе лабораторного (практического) занятия: • осуществление текущего контроля за выполнением заданий и подготовкой отчетов по результатам их выполнения; • оказание помощи студентам в выполнении заданий; • использование приемов активизации внимания и деятельности студентов; • оценка состояния выполнения заданий и оперативное принятие решений по устранению возникших у студентов трудностей; • дифференцированная оценка работы студентов по итогам выполнения заданий, выдача рекомендаций по улучшению показателей работы студентов. 5. Критерии оценки педагогических данных преподавателя: • знание предмета, профессиональная компетентность; • убежденность в целесообразности темы работы с позиций профессионального роста студента; • эмоциональность, увлекательность изложения материала; • умение мобилизовать внимание аудитории, вызвать интерес к выполнению заданий, создать творческую атмосферу занятия; • способность устанавливать контакты со студентами; • уровень взаимодействия со студентами (со всеми студентами, с несколькими студентами и т.п.); • стиль отношения к студентам (внимательное, требовательное, равнодушное, неуважительное и т.п.); • стиль отношения студентов к преподавателю (уважительное, ироничное, равнодушное и т.п.); • органичность включения преподавателя в самостоятельную работу студентов во время занятия; • внешний вид; • манера поведения, умение держаться перед аудиторией; • культура речи, дикция. 6. Критерии оценки результативности практического (лабораторного) занятия: • степень реализации цели и задач работы; • степень выполнения заданий работы; • степень соответствия результатов работы заданным требованиям; • степень сформированности у студентов необходимых умений и навыков; • степень воспитательного воздействия на студентов; • информационно-познавательная ценность.
|