Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое занятие






П рактическое, занятие - одна из основных форм организации учебного процесса, заключающаяся в выполнении студентами под руко­водством преподавателя комплекса учебных заданий с целью усвоения научно-теоретических основ учебной дисциплины, приобретения навыков и опыта творче­ской деятельности, овладения современными методами практической работы с применением технических средств.

Практические занятия проводятся вслед за лекция­ми, дающими теоретические основы их выполнения. Допускается проведение ла­бораторных (практических) занятий до прочтения лекций с целью облегчения изучения теоретического материала при наличии описаний практических работ, включающих необходимые теоретические сведения или ссылки на конкретные учебные издания, содержащие эти сведения.

В ходе практических (лабораторных) занятий студенты ведут необходимые промежуточные записи и составляют итоговый письменный отчет. Отчеты о выполненной работе представляются в конце занятия преподавателю для про­верки.

Цель практического занятия: организация управляемой познавательной деятельности студентов в условиях, приближенных к реаль­ной практической деятельности.

Задачи практических занятий:

• закрепление, углубление и расширение знаний студентов при решении конкретных практических задач;

• развитие познавательных способностей, самостоятельности мышле­ния, творческой активности студентов;

• выработка способности логического осмысления самостоятельно полу­ченных данных;

• овладение новыми методами и методиками конкретной учебной дисци­плины;

• обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения.

Функции практических занятий:

• познавательная;

• развивающая;

• воспитательная.

Практические занятия по характеру выполняемых сту­дентами заданий подразделяются на:

• ознакомительные, предпринимаемые с целью закрепления и конкрети­зации изученного теоретического материала;

• аналитические, ставящие своей целью получение новой информации на основе формализованных методов;

• творческие, связанные с получением новой информации путем само­стоятельно выбранных подходов решения задач.

Формами организации практических занятий в соответствии со спе­цифическими особенностями учебных дисциплин и целями обучения могут быть:

• упражнения;

• тренинги;

• решение типовых задач;

• занятия с решением ситуационных задач;

• занятия по моделированию реальных задач.

• деловые игры;

• ролевые игры;

• игровое проектирование;

• имитационные занятия;

• выездные занятия (в организации, учреждения) со специальными заданиями;

• занятия-конкурсы.

СТРУКТУРА, ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Типичными структурными элементами (практического) занятия являются:

- вводная часть,

- основная часть,

- заключительная часть.

Вводная часть обеспечивает подготовку студентов к выполнению за­даний работы. В ее состав входят:

• формулировка темы, цели и задач занятия, обоснование его значимо­сти в профессиональной подготовке студентов;

• рассмотрение связей данной темы с другими темами курса;

• изложение теоретических основ работы;

• характеристика состава и особенностей заданий работы и объяснение подходов (методов, способов, приемов) к их выполнению;

• характеристика требований к результату работы;

• вводный инструктаж по технике безопасности при эксплуатации техни­ческих средств;

• проверка готовности студентов к выполнению заданий работы;

• пробное выполнение заданий под руководством преподавателя;

• указания по самоконтролю результатов выполнения заданий студентами.

Основная часть предполагает самостоятельное выполнение заданий студентами. Может сопровождаться:

• дополнительными разъяснениями по ходу работы;

• устранением трудностей при выполнении заданий работы;

• текущим контролем и оценкой результатов работы;

• поддержанием в рабочем состоянии технических средств;

• ответами на вопросы студентов.

Заключительная часть содержит:

• подведение общих итогов (позитивных, негативных) занятия;

• оценку результатов работы отдельных студентов;

• ответы на вопросы студентов;

• выдачу рекомендаций по улучшению показателей работы и устранению пробелов в системе знаний и умений студентов;

• сбор отчетов студентов по выполненной работе для проверки препода­вателем;

• изложение сведений о подготовке к выполнению следующей работы, в частности, о подлежащей изучению учебной литературе.

Вводная и заключительная части лабораторного (практического) занятия проводятся фронтально. Основная часть выполняется каждым студентом инди­видуально.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. Критерии оценки содержания практического занятия:

• соответствие темы и содержания занятия учебно-тематическому плану и рабочей программе учебной дисциплины;

• четкость и ясность цели и задач занятия;

• раскрытие в ходе занятия органического единства теории и практики при решении конкретных задач;

• целесообразность включения теоретического материала с позиций содержания лекционного курса, наличия учебников, учебных пособий и других источников;

• точность и достоверность приведенной информации;

• отражение современного уровня развития науки и техники, культуры и искусства;

• профессиональная направленность занятия, связь с профилем подго­товки студентов;

• согласованность заданий с содержанием других форм аудиторной и са­мостоятельной работы студентов;

• реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей.

2. Критерии оценки методики проведения практического (лабораторного) занятия:

• дидактическая обоснованность формы проведения занятия и использо­вания соответствующих ей методов обучения;

• структурированность содержания занятия: наличие вводной, основной и заключительной частей;

• аргументированность состава заданий работы и обоснование методики и последовательности их выполнения;

• ясность и четкость требований к результатам работы;

• логичность, доступность и убедительность изложения теоретических ос­нов работы, методических указаний;

• демонстрация приемов выполнения заданий;

• последовательный перевод студентов от выполнения заданий под кон­тролем преподавателя к самостоятельному решению задач;

• использование приемов активизации внимания студентов;

• использование приемов закрепления информации в ходе занятия;

• использование эффективных методов контроля хода и результатов вы­полнения заданий работы;

• обеспечение возможности самоконтроля хода выполнения работы студентами;

• аналитичность и дифференцированность подведения итогов работы в конце занятия;

• соответствие объемов заданий регламенту занятия (недогруженность, перегруженность и т.п.);

• учет индивидуальных особенностей студентов и использование индиви­дуального подхода к студентам, к их возможностям восприятия и выполнения за­даний;

• рациональное сочетание методов коллективной и индивидуальной ра­боты студентов.

3. Критерии оценки организации практического (лабораторного) занятия:

• соответствие темы и объема часов, отводимых на занятие, учебно-тематиче­скому плану дисциплины, учебному расписанию;

• четкость начала занятия (задержка во времени, вход преподавателя в аудиторию, приветствие, удачность первых фраз и т.п.);

• четкость окончания занятия (наличие заключения, подведение итогов, время окончания занятия, прощание со студентами и т.п.);

• посещаемость занятия студентами;

• подготовленность студентов к занятию;

• дисциплина во время занятия;

• рациональное распределение времени на занятии;

• наличие в необходимом количестве описаний лабораторных (практических) работ;

• наличие у каждого студента индивидуального рабочего места;

• использование обратной связи со студентами;

• наличие в необходимом количестве требуемых технических, наглядных и других обеспечивающих средств, комплектов учебных материалов;

• соответствие учебной лаборатории, специализированного кабинете требованиям организации занятия (достаточность площади, оформление, эргономичность оборудования, наличие индивидуальных рабочих мест и т.п.);

• технологичность занятия.

4. Критерии оценки руководства работой студентов в ходе лабораторного (практического) занятия:

• осуществление текущего контроля за выполнением заданий и подго­товкой отчетов по результатам их выполнения;

• оказание помощи студентам в выполнении заданий;

• использование приемов активизации внимания и деятельности студен­тов;

• оценка состояния выполнения заданий и оперативное принятие реше­ний по устранению возникших у студентов трудностей;

• дифференцированная оценка работы студентов по итогам выполнения заданий, выдача рекомендаций по улучшению показателей работы студентов.

5. Критерии оценки педагогических данных преподавателя:

• знание предмета, профессиональная компетентность;

• убежденность в целесообразности темы работы с позиций профессионального роста студента;

• эмоциональность, увлекательность изложения материала;

• умение мобилизовать внимание аудитории, вызвать интерес к выполне­нию заданий, создать творческую атмосферу занятия;

• способность устанавливать контакты со студентами;

• уровень взаимодействия со студентами (со всеми студентами, с несколькими студентами и т.п.);

• стиль отношения к студентам (внимательное, требовательное, равнодушное, неуважительное и т.п.);

• стиль отношения студентов к преподавателю (уважительное, ироничное, равнодушное и т.п.);

• органичность включения преподавателя в самостоятельную работу студентов во время занятия;

• внешний вид;

• манера поведения, умение держаться перед аудиторией;

• культура речи, дикция.

6. Критерии оценки результативности практического (лабораторного) заня­тия:

• степень реализации цели и задач работы;

• степень выполнения заданий работы;

• степень соответствия результатов работы заданным требованиям;

• степень сформированности у студентов необходимых умений и навыков;

• степень воспитательного воздействия на студентов;

• информационно-познавательная ценность.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал