Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы работы






 

1. Подготовка. Стопы ставят немного шире плеч, пятки чуть шире носков. Для этого сначала внешние края ступней помещают на ширине плеч параллельно, затем пятки приподнимают и раздвигают в стороны примерно на 20 градусов, после чего ровно опускают. Колени слегка сгибают. Расслабляют плечи. Руки свободно висят. Стоять нужно расслабленно и спокойно. Кончик языка поднять к нёбу и легко касаться им альвеолярного края (зоны над зубами с внутренней стороны), а корень языка расслабить. Цель касания языком — " построить мост", соединить чудесные каналы зачатья (жэньмай — переднеерединный VC) и управления (думай — заднесрединный VG). Это дает возможность истинной ци (чжэнь ци) циркулировать по малому циклу Неба (сяо чжоутянь).

Человек вроде бы улыбается — и не улыбается, т. е. улыбка идет от сердца (от души). При этом щеки расслаблены, уголки рта слегка оттянуты назад и вверх. Это позволяет расслабить мышцы лица; мышцы живота расслаблены, что помогает погружать ци в " поле пилюли" (см. рис. 3) и способствует его автоматическому открыванию и закрыванию. Расслабление щек позволяет усилить выделение слюны (ее в цигуне называют " золотой слюной" или " яшмовой жидкостью"). Когда слюны станет больше, ее проглатывают тремя маленькими глотками: первый глоток, сопровождая мыслью, ведут непосредственно в нижнее " поле пилюли", второй провожают туда же, мысленно рисуя дугу по левой стороне тела, а третий — по правой. Таков " метод проглатывания слюны", который был разработан в древности. О сознательном проведении слюны в нижнее " поле пилюли" говорили: Яшмовая жидкость возвращается к пилюле" или " сублимируют слюну, образуя цзин (воспроизводящую энергию).

Глаза смотрят прямо и горизонтально, брови расправлены, " дух глаз" собирают [т. е. не приглядываются, не рассматривают], смотрят, но не видят. " Душа прозрачная, глаза чистые" — это значит, что отбрасывают всякие беспорядочные мысли и успокаивают дух шэнь.

Все тело последовательно расслабляют сверху вниз: голову, шею, плечи, локти, запястья, пальцы рук, грудь, живот, спину, поясницу, ягодицы, колени, щиколотки, стопы, пальцы ног. Однако, требуется расслабление, но не разболтанность. Погружают ци в нижнее " поле пилюли" и начинают концентрировать внимание. Для этого ци ведут сознательно по центральному чудесному каналу (чжунмай, который проходит по прямой линии от точки " сто встреч" (байхуэй VG20) на макушке до точки " встреча инь " (хуэйинь VC1) в паху, пронизывая верхнее, среднее и нижнее " поля пилюли") и погружают в нижнее " поле пилюли". Оно находится позади мочевого пузыря, перед прямой кишкой. Здесь расположена узкая камера, которая, при наличии ци, открывается, а при отсутствии закрывается[26]. Концентрация внимания на нижнем поле пилюли означает сосредоточение на этой области (рис. 7).

Ци привлекают из " поля пилюли", чтобы она прошла точку " встреча инь " (хуэйинь), поднялась по чудесному каналу управления (думай) вверх до точки " большой позвонок" (дачжуй VG14), оттуда к плечам, затем по рукам (причем концентрация внимания движется вдоль и посередине рук), доходя до точек " дворец труда" (лаогун Р8) на ладонях.

 

 

2. " Поднимание крыльев ". Кисти поворачивают центрами ладоней назад, при этом плечи служат осями; затем, держа кисти рук на ширине плеч, медленно поднимают их вперед до высоты плеч, а пальцы поднимают вверх, отгибая на 90 градусов по отношению к предплечьям и выставляя вперед ладони (рис. 8–9). Мягким усилием (напрягая руки, но не скованно) подбирают и трижды толкают. Когда, подтягивая к себе руки, подбирают, то вес рук несут на себе плечи; затем последовательно расслабляют плечи, локти, запястья, локти свешивают вниз так, чтобы предплечья образовывали угол приблизительно 45 градусов к горизонтали. Когда толкают, то последовательно, с мягким усилием делают толчок вперед запястьями, локтями, плечами, при этом пальцы постепенно поднимаются вверх, и когда руки оказываются на высоте плеч, пальцы поднимаются под углом 90 градусов к линии рук и ладони единение вытягиваются вперед (рис. 10–11).

Концентрация внимания. Когда поднимают крылья, концентрация внимания находится в точках " дворец труда" (лаогун). Когда руки подбирают, концентрация внимания находится в плечах, а когда толкают — опять в точках " дворец труда".

3. Разворачивание крыльев. Расслабляют запястья, пальцы образуют угол 45 градусов с горизонталью, руки разводят влево — вправо, образуя одну прямую линию, пальцы поднимают так, что образуется угол 90 градусов по отношению к линии рук, и тянут наружу центры ладоней (рис. 12–13, 14). С мягким усилием подбирают и толкают трижды — так же, как было сказано выше (рис. 15–16).

Концентрация сознания: во время разворачивания крыльев концентрация сознания находится в точках " дворец труда" (лаогун), во время подбирания — в плечах, при толкании — опять в точках " дворец труда".

 

 

4. " Складывание крыльев ". Кисти расслабляют, они оказываются на одной прямой, затем расслабляют плечи, которые служат осью, медленно и плавно опускают руки вниз по сторонам тела. Когда с туловищем образуется угол 20 градусов, поворачивают центры ладоней назад, кисти и руки вытягивают, выпрямляют и толкают назад до угла 45 градусов. Одновременно слегка приподнимают пятки, а корпус немного наклоняют вперед, но не сгибаясь в поясе и не расслабляя колени (рис. 17, 18–19).

Сознание. При складывании крыльев и толчке назад сознание остается в точках " дворец труда" (лаогун МС8).

 

 

5. " Излом крыльев ". Кисти по дуге поднимают к подмышкам позади корпуса (плечи и руки от плеч до локтя надо расслабить, их напряженность недопустима). Одновременно с этим предплечья ведут запястья, запястья ведут пять пальцев рук; начиная с мизинца, последовательно подгибают пальцы, оставляя их прямыми, затем выводят их из подмышек, кисти выбрасывают вперед (при этом поза кистей " когти" переходит в малый раструб, ими немного встряхивают наружу), а каждый из пальцев сохраняет изогнутость наружу на равном расстоянии друг от друга; плоскость кончиков пальцев образует цветок сливы. Однако, основание большого пальца должно, насколько возможно, закрывать точку лаогун (" дворец труда"), препятствуя просачиванию наружу чистой ци. Одновременно плечевые части рук поджимают тело с боков, пятки слегка ударяются о землю, колени немного сгибаются. Поджимание плечевых частей рук, выбрасывание кистей и удар пятками о землю осуществляются одновременно (рис. 20–22).

Концентрация внимания. Во время складывания крыльев концентрация внимания находится в 10 пальцах рук. Во время поджимания рук и выбрасывания кистей внимание концентрируется на вытряхивании и выбрасывании больной и грязной ци из кончиков пальцев.

6. " Принятие ци, пронизывание макушки ". Расслабить 10 пальцев рук, кисти вытянуть горизонтально вперед, держа руки на ширине плеч, принять ци как бы в виде шара, плавно поднять шар перед собой и ввести ци в точку " сто встреч" (байхуэй VG20). Развести руки, раскрывая грудь, расслабить запястья. Пусть кисти, руки и плечи образуют шестиугольник; в этой позе следует ненадолго замереть (рис. 23–25).

Концентрация внимания. Во приема ци концентрация внимания находится в точках " дворец труда" (P8), во время пронизывания макушки мысль входит в точку " сто встреч" (VG20).

 

 

7. " Соединение с Небом и единение ян ". Сплетают пальцы над макушкой и переворачивают ладони центрами вверх.

Расслабленно двигают плечами так, чтобы шейные позвонки служили осью движения. При этом сначала расслабляют левое плечо, а левый локоть совершает вращательные движения вперед-вниз-назад и возвращается в исходное положение. При расслаблении левого плеча правая кисть должна удерживаться над макушкой. Затем расслабляют правое плечо и производят такие же движения. После этого вытягивают вверх шейный отдел позвоночника. Для этого подбирают нижнюю челюсть, точка " сто встреч" устремляется вверх к небу, суставы шейных позвонков тянут с нарастающей силой и расслабляются.

Используя в качестве оси грудные позвонки, расслабленно двигают плечами влево и вправо. Вытягивают вверх грудной отдел позвоночника. Требования к движениям расслабленных плеч аналогичные. Вытягивая вверх суставы грудных позвонков, движением плечевого пояса направляют их вверх, с нарастающей силой тянут суставы грудных позвонков и расслабляются.

Наконец, используя поясничные позвонки в качестве оси, расслабленно двигают плечами влево и вправо, растягивают суставы поясничных позвонков вверх и вниз. Для этого водят плечами, направляя вверх растягивающее усилие на поясничные позвонки, с нарастающей силой тянут суставы вверх и вниз, и, потянувшись, расслабляются (рис. 26–28).

Концентрация внимания: когда расслабленно двигают плечами, используя в качестве оси шейные позвонки, концентрация внимания находится в шейных позвонках; когда вытягивают шейные позвонки, концентрация внимания одновременно пронизывает эти позвонки, точку " сто встреч" и точки " дворец труда" (байхуэй и лаогун).

Когда расслабленно двигают плечами, используя в качестве оси грудные позвонки, концентрация внимания находится в грудных позвонках; при вытягивании вверх грудных позвонков мысль одновременно пронизывает грудные позвонки, точку " сто встреч" и точки " дворец труда".

Когда расслабленно двигают плечами, используя в качестве оси поясничные позвонки, концентрация внимания находится в поясничных позвонках, а при поднимании и опускании поясничных позвонков концентрация внимания одновременно пронизывает эти позвонки, точку сто встреч и точки " дворец труда".

8. " Соединение с Землей и единение инь ". Направив центры ладоней вверх, руки вытягивают над головой так, чтобы они сжимали с боков голову, одновременно ноги ставят прямо. Затем плавно и медленно, с наклоном корпуса, опускают руки, используя поясницу в качестве оси, и точно посередине перед ступнями первый раз выполняют " соединение с Землей и единение инь " (центры ладоней, по возможности, касаются земли), затем поясницу расслабляют. То же самое делают перед левой стопой и расслабляют поясницу, а затем перед правой, также расслабляя поясницу. При всех трех движениях положение рук, сжимающих голову, должно от начала до конца сохраняться неизменным (рис. 29–30, 31).

Концентрация внимания: при наклоне вперед концентрация внимания находится в точках " дворец труда". При первом соединении с Землей и единении инь концентрация внимания из этих точек перемещается и входит в землю, при втором соединении входит в землю из точек " дворец труда", а также из точки " бьющий родник" (юнцюань R1) в центре левой стопы, а при третьем — из тех же точек " дворец труда" и точки " бьющий родник", но правой стопы.

 

 

9. Вращение кистями, обнимая шар. Центр тяжести тела переносят на правую стопу, при этом разводят кисти, и пальцы естественно расходятся; начинают вращать кистями, обнимая шар. Для этого после разведения рук левую кисть помещают перед корпусом посередине, а правой рисуют влево дугу радиусом 30 см., центром которой служит левая кисть. Когда правая кисть займет положение слева перед корпусом, она окажется направленной вдоль линии своего предплечья, а левая — под углом к своему, точка " дворец труда" с внутренней стороны правой кисти будет точно напротив такой же точки на наружной стороне левой кисти, после чего левую кисть переворачивают центром ладони вверх, правая кисть идет по дуге вверх, пока два " дворца труда" не окажутся сверху и снизу напротив друг друга, обнимая перед нижним " полем, пилюли" шар диаметром приблизительно 30 см., при этом поясницу постепенно выпрямляют (рис. 32–33).

Концентрация внимания: когда вращают руками, обнимая шар, концентрация внимания все время находится в точках " дворец труда".

10. Левый возврат ци. Левая стопа немного поворачивается по дуге внутрь, затем делают шаг влево вперед под углом 45 градусов, образуя шаг [шагом в гимнастике называют позицию ног] " лук-стрела". В момент опускания стопы первым касается земли носок, голень стоящей впереди ноги, образующей лук, перпендикулярна земле, а стоящая сзади нога, образующая тетиву, вытянута. При этом кисти рук растягивают ци (рис. 34).

Правая кисть, рисуя дугу, идет вниз до выемки в бедре справа, ладонь и пальцы расслаблены и слегка согнуты, центр ладони косо направлен внутрь под углом 45 градусов, поддерживая нижнее " поле пилюли".

Левая кисть, рисуя дугу, идет вверх до положения наверху спереди (рука принимает дугообразную форму; линия, связывающая кисть через запястье с плечом, находится примерно под углом 45 градусов к горизонтали), глаза внимательно смотрят на точку " дворец труда" (лаогун) на левой кисти (когда кисть рисует дугу, взгляд (" дух глаз") следует за кистью, причем, глядя на точку " дворец труда", нельзя отклонять голову); ненадолго задержавшись в этой позе (пока точка " дворец труда" на левой ладони не нагреется), поворачивают голову вперед.

Левую кисть подбирают внутрь в сторону точки " сто встреч" (байхуэй), и когда ци пройдет к этой точке, раскрывают " пасть тигра" [" пасть тигра" — дуга между указательным и большим пальцами] на этой ладони и ведут ладонь мимо левого уха, проводят слева перед корпусом, " ведут снаружи — проходит внутри" [т. е. рука проходит снаружи тела, а ци — внутри тела] (ладонь должна быть горизонтальной, держаться как можно ближе к туловищу, большой палец не следует сгибать вниз, ци вести сознательно от точки " сто встреч" (VG20) по центральному каналу чжунмай вниз); привести ци в нижнее " поле пилюли" (рис. 34–35).

Концентрация внимания. Когда кистями растягивают ци, концентрация внимания в точках " дворец труда". После того как правая кисть стала поддерживать нижнее " поле пилюли", внимание концентрируют на точке " дворец труда" левой кисти до выпрямления головы. Когда пропускают ци к точке " сто встреч", концентрация внимания вводит ци левой кисти в точку " сто встреч". Когда левая кисть " снаружи ведет, а внутри проходит", концентрация внимания движется вниз по срединному каналу вслед за левой кистью. Когда ведут ци к нижнему " полю пилюли", мысль направляют в это поле.

 

 

11. Правый возврат ци. Левая кисть расслаблена, слегка согнута, ладонь косо направлена вперед под углом примерно 45 градусов, она делает толкающее движение наружу примерно на 15 см.; переворачивают ладонь центром внутрь и подбирают ее до ямки в бедре слева, ладонь при этом направлена косо внутрь под углом 45 градусов, поддерживая нижнее " поле пилюли".

Одновременно с толчком наружу, центр тяжести тела переносят на левую стопу, правая стопа рисует небольшую дугу внутрь, затем выступает вправо вперед под углом 45 градусов, образуя шаг " лук-стрела". Одновременно правая кисть, рисуя дугу, идет вверх до положения справа впереди; глаза внимательно смотрят на точку " дворец труда" правой кисти; немного задерживаются в этой позе, потом поворачивают голову лицом вперед.

Подбирают правую кисть к точке " сто встреч", и когда ци пройдет к этой точке, раскрывают " пасть тигра" на правой кисти и ведут ее мимо правого уха, проводят справа перед корпусом, " ведут снаружи — проходит внутри", в результате ци проводится в нижнее " поле пилюли" (рис. 36–38).

Концентрация внимания: когда левая кисть выполняет толчок наружу, концентрация внимания находится в ее точке " дворец труда". Когда левую кисть подбирают внутрь, мысль входит в нижнее " поле пилюли". Когда правая кисть идет вверх и глаза следят за ней, концентрация внимания находится в точке " дворец труда" этой кисти. Когда правая кисть вводит ци в точку " сто встреч", мысль проводит ци правой кисти в эту точку. Когда правую кисть " ведут снаружи — проходит внутри", концентрация внимания продвигается вниз по центральному каналу, следуя за правой кистью. Когда ведут ци к нижнему " полю пилюли", мысль входит в это поле.

 

 

12. Собирающая работа [собиранием называют завершающий этап комплекса упражнений, возврат к исходному положению]. Правую кисть ведут наружу до положения на уровне пупка. Затем пятку правой стопы поворачивают наружу примерно на 45 градусов и центр тяжести тела переносят на правую стопу. Переворачивают ладонь левой руки, помещая ее на уровне правой. Ладони и пальцы обеих рук расслаблены, слегка согнуты; кистями делают толчок наружу под углом примерно 45 градусов каждая. Одновременно с переворачиванием ладони и толчком наружу выпячивают копчик (как бы садятся, но не садятся), сохраняя вертикальное положение корпуса, нос на одной вертикали с пупком; плавно описывая дугу, левую стопу подбирают к правой так, чтобы они оказались на ширине плеч параллельно друг другу (рис. 39–41).

Переворачивают ладони и подбирают их внутрь так, что кончики пальцев оказываются направлены косо друг к другу, перед нижним " полем пилюли" охватывают ци, обнимая шар. Плечи расслабляют, подтягивают анус (мысленно, не силой), кисти подбирают с охватом перед низом живота; когда до живота останется примерно 2 см., кисти ведут вдоль бедер по краям тела и естественно опускают вниз, при этом ноги выпрямляют (рис. 42–44, 45–46 — вид спереди и вид сбоку).

Концентрация внимания: когда толкают наружу, подбирают внутрь и, охватывая ци, обнимают шар — внимание на точках " дворец труда". Когда расслабляют плечи, то с верхней части тела сознательно собирают ци в нижнее " поле пилюли". Когда подтягивают анус, с нижней части тела собирают ци туда же. Когда кисти подбирают с охватом к низу живота, туда же постепенно мысленно забирают обнимаемый шар, при этом, укрепив низ живота, собирают концентрацию внимания, ци прочно собирают и закрепляют ее.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал