Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В практике что это? Наскальное изображение? Или на ткани? Укажи!






 

 

В тюрко-монгольской мифологии волк выступает в качестве прародителя и покровителя всех тюрков и монголов (Потанин, 1899, стр. 29; Кононов, 1947, стр. 47; Гумилев, 1959, стр. 105; Артамонов, 1962, стр.-103). С. П. Толстой, обобщивший огромный материал по тотемизму тюрко-монгольских народов, пришел к выводу, что образ «голубого» или «небесного» волка является «древнейшим пластом в средне- и центрально азиатском тотемизме», в котором волк выступает как предок «целого ряда народов Средней и Центральной Азии» (Толстов, 1935, стр. 15). Упоминание Огуз-хана, Бухары, Башкуртских гор, Туркмении, туркменских ханов, волка или собаки является обычным для исторических повествований юго-восточных башкир. Замечание же В. В. Радлова и новые материалы по историческому фольклору привлекают внимание тем, что в башкирских этногенетических преданиях волк (иногда собака), как и в огузо - туркменском фольклоре, выступает в роли путеводителя и покровителя древних башкир. В целом предания юго-восточных башкир о волке, как тотеме-путеводителе и покровителе, наиболее близки к аналогичным сюжетам в огузской мифологии. До недавнего времени у алтайских тюрков, якутов, бурят, а также у туркмен, узбеков, казахов, татар и других народов сохранялись многочисленные поверья и приметы, связанные с волком (Толстов, 1935, стр. 12—15; Потапов, 1958, стр. 136-140; Потанин, 1916, стр. 171, 172; Насыров, 1880, стр. 266; Карпов, 1929а, стр. 56). Характерной чертой «культа волка» у тюркских народов являются представления, рисующие волка как защитника от всяких несчастий (болезней, сглаза и т. д.) и покровителя рода. Волк оберегал благополучие и само существование рода, а позднее — выступал «тотемом-покровителем» отдельной семьи.»

Раиль Гумерович - Доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН, академик АН РБ., Директор Центра этнологических исследований и Музея археологии и этнографии Уфимского научного центра РАН. Этнолог, востоковед, специалист в области археологии, истории, востоковедения и музееведения.

 

Дальше у нас статья под названием «Западные тюрки в странах Востока». Об авторах ниже. Цитата:

«Другое дело, что волк был тотемным животным многих тюркских народов, голова волка украшала знамена Атиллы, болгар, древних тюрков, кипчаков (половцев), гузов - торков и ханов Золотой Орды; другой тотем-барс. Волчица считалась прародительницей тюркских народов, С. Г. Кляшторный отмечал, что у тюрков «существовало особое почитание волка, выраженное по преимуществу в военной символике». Пережитки культа волка неоднократно фиксировались у многих тюркских народов. Именно тюркские воины в китайских летописях называются волками. На этот счет есть любопытный пример в русской летописи. Накануне одной из битв половецкий хан Боняк (Бойнак), чтобы узнать ее исход, решил погадать. В полночь он отъехал от стана и завыл по-волчьи. Ему «отвыся» (ответил) сначала один волк, но хан продолжал выть до тех пор, пока целый хор стаи не раздался ему в ответ. Это было перед сражением с венгерским королем Коломаном. Вернувшись, хан Боняк заявил, что завтра они победят. Так и случилось.» Пример летописи разберем с Плетневой, как и писал, позже. Сразу после этого материала. Авторы же этой работы:

Назир Мустафирович Будаев - тюрколог, научный сотрудник Нальчикского этнографического музея.

Кляшторный Сергей Григорьевич - Один из ведущих российских востоковедов, историк, археолог и филолог, доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом Центральной и Южной Азии Института восточных рукописей РАН.

 

Теперь, наконец, о кипчаках. Фундаментальный труд Светланы Александровны Плетневой имеет короткое название «Половцы». Надо отдать должное этой женщине-ученому, которая всю свою жизнь посвятила изучению кочевников, и на ее работы теперь ссылаются многие исследователи. Момент в истории, когда кыпчаксие воины были уподоблены волкам раскрыт и изучен ее полностью и подробно:

«…В записях XII в. неоднократно упоминалась в летописях орда Бурчевичей. Представляется вероятным, что территория, занятая этой ордой, может быть локализована на речке Волчьей — притоке Самары (левом притоке Днепра), поскольку название орды происходит, скорее всего, от тюркского bö ri — волк (бурчевичи — волки). В этой связи интересен поэтический рассказ, помещенный в русской летописи под 1097г., о волховании хана Боняка перед битвой на Вягре: «...и яко бысть полунощи и встав Боняк и отъеха от рати и поча волчьски выти» (ПСРЛ, II, с. 245). Так хан — жрец культа волка-покровителя просил и испрашивал победу у волков, которые, ответив ему, предсказали и обеспечили будущую победу. Боняк уверенно сообщил о ней, вернувшись в стан, своему союзнику князю Давыду. Очевидно, хан Боняк, ждущий покровительства волков, и орда, имеющая личным тотетом волка, отчего и получила свое имя, связаны между собой: хан был главой этой орды. По словам крупнейшего советского этнографа, культ почитаемого предка является соединением «трех первичных представлений: идей души умершего, тотемического прародителя и семейно-родового покровителя» (Токарев, 1964, с. 277). Если первая и последняя идеи довольно четко выделяются при исследовании каменных изваяний, то «тотемный предок» совсем не виден в этом источнике, [141] хотя представления о нем были очень сильны и живучи в тюркоязычной среде. Мы видели прямую связь Боняка с волками-покровителями, бывшими, очевидно, древним тотемом рода, хотя, как известно, по дошедшей до нас тюркской легенде, прародительницей всех тюрок была волчица. Следует помнить, что Боняк общался с волками в конце XI в. — в период становления классового общества у половцев. …В одном из них была сделана попытка доказать господство или, во всяком случае, широкое распространение среди половцев тотемизма. Автор этой гипотезы Г. В. Сумаруков (автор работы «Затаенное имя. Тайнопись в `Слове о полку Игореве`». 1997) считает, что в 1185 г. князь Игорь, пока шел по степи на вежи Кончака, а затем бежал из плена, встречал многих животных и птиц (волков, лис, орлов, ворон, лебедей, сорок, галок, соловьев) и все это были, по его мнению, не настоящие животные, а половецкие роды, имеющие соответствующих тотемов-животных (Сумаруков, 1983). Г. В. Сумаруков так - же полагает, что половецкие стяги изображали животных-тотемов. Это действительно могло быть: так сохранялась память о древнем предке-покровителе, хотя доказательств такого обычая у нас нет. В Радзивилловской летописи и на единственном дошедшем до нас рисунке графитти, изображавшем всадника на постаменте одной из статуй, половцы держат стяги в виде [142] узких длинных треугольных флажков.»

Светлана Александровна Плетнева - Советский и российский археолог, доктор исторических наук, профессор, крупнейший специалист по археологии хазар и средневековых евразийских кочевников.

 

Мы подошли к самому главному доказательству, доказательству на фактах. Это даже если захотеть, не отнести к преданиям или мифологии. Найденная статья, будет венчать это мое «изыскание», это последний аргумент, но он изумил меня, и именно его я назвал открытием, ибо эта грань между мифологией и реальностью исчезла в моем сознании навсегда. Мифология кстати – тоже наука, и не совсем правильно все считать «выдумкой». Это даже не статья, а новость, сообщение, и, наверное, какой-либо труд, написанный по этой теме, как говориться, нас еще ждет. Название говорит само за себя, и, думаю, те, кто писал этот материал, тоже были изумлены таким открытием.

Сей труд величается так – «В Астраханской области археологи зафиксировали погребальный ритуал, аналогов которому в Нижнем Поволжье нет».

Интригующе, но суть еще и шокирует. Тут нас будут сопровождать не архивные материалы, а – археология! Читаем, друзья:

«Во время раскопок Селитренного городища в Харабалинском районе Астраханской области археологами была исследована курхана КОРХАНА надо по-ногайски - ногайский подземный склеп XV века.

 

 

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал