![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава готсинергикондо знтропикон
иим ил мощных синсргикон стал Интернет. Прогресс всегда — а сегодня особенно — ньмынает подозрительное отношение со стороны некоторых идеологий и религий. В нем видится не только извращение, но и путь к гибели человеческого рода. Какие-то из этих подозрений оправданны, хотя бы по главной причине, которая была указана во введении к этой книге: ускорение изменений происходит в ситуации нарастающей неопределенности и взаимозависимости мира. Но есть и обратные доводы. Прогресс задан нашему миру через: — закон возрастающих потребностей человечества в материальных, духовных и прочих благах; — стремление его к повышению уровня здоровья и долголетия; — стремление его к новизне; к познанию неизвестного. Есть, наверное, и другие двигатели прогресса, объективно и неумолимо побуждающие нас к высшим достижениям во всем, к производству синерги-ков. Какие эффекты можно назвать синергичными? Во-первых, множественные, проявляющиеся в разных сферах (например, лазер). Во-вторых, взаимоусиление от какого-то сочетания (например, правильно построенная управленческая команда). В-третьих, длительность действия (стратегические бренды). В-четвертых, превращение «минусов» в «плюсы» (точки затрат в точки прибыли). В-пятых, проактивностъ решений, не столько реагирующих на изменения, сколько упреждающих нежелательные или вызывающих желаемые изменения (фирма класса тагкемпакег). Таковы основные проявления синергиков. Ну а сами синергики, точнее, их носители — это что, кто? И почему они способны производить такие эффекты? Разделим их на две условные группы. Естественные синергики: — такие жизненные ценности людей, которые в определенных условиях могут мобилизовать их высокую активность; — личности и группы, способные к творчеству, харизме, пассионарно-сти, лидерству; — эмоции, чувства, социальные настроения, вызывающие подъем активности людей; — взаимное сравнение, вызывающее состязательность и конструктивное напряжение в социальной среде. Искусственные синергики: — инновации базового типа, порождающие вторичные и третичные
— цели стратегического уровня; — методы работы, мотивации, выработки решений, дающие названные выше эффекты. Обратите внимание на то, что естественные синергики богаче искусственных. Их не только больше — они неисчерпаемы. Источники прогресса действительно объективно встроены в природу социума. И еще: естественные и искусственные синергики вполне сочетаемы, и там, где это удается, проявляются самые сильные эффекты. Скажем, если некоторые ценности и эмоции соединить с целями. Более того, именно через сочетание и степень проявления разных синергиков создаются конкурентные преимущества организаций, регионов и стран. Вернемся, однако, к опасениям антипрогрессистов. Сначала возражение: как мы видели выше — природа сильнее, и она недоговороспособна, ее не изменишь. А теперь давайте придем к согласию в новом вопросе. Центральная проблема дезорганизации — как при такой страсти к синер-гикам обеспечить такие синкретики, которые защитили бы от самых грозных энтропиков? В этой драме трех потенциалов есть некоторые надежды. Даже в следующем разделе. 3. МИР ОЧЕНЬ ТРЕУГОЛЕН. НЕ ЗАМЕЧАЛИ? Будет жаль, если у категории «синкретик» создастся позорная репутация консерватора, ретрограда, давящего обруча на корпусе прогресса. Синкретик, конечно, таким бывает. Но творческая природа его — в другом. Хочу объяснить ее метафорически. Итак, количество названных потенциалов именно три. Возможно, тут — неосознанное стремление уйти от дихотомии: «плюс — минус», «добро — зло», «жизнь — смерть», «Бог — дьявол». Но дихотомии образуют всего лишь линии. Это простейшее построение модели мира, характерное для мышления древних, но даже им была заметна скудость прямой линии. На ней, конечно, помещались промежуточные состояния как нечто среднее между полюсами, но познание обнаружило экватор, расположенный совершенно вне полюсов, вне линии. Главное же — линия не образует фигуру. Элементарную и основную фигуру, на которую способны линии, образует лишь треугольник. Смотрите: трапеция, прямоугольник, квадрат — сложенные треугольники. Окружность — как бы одинаково выпуклые стороны его. Иерархия как основа социальной организации выглядит пирамидой. Когда-то теоретики пытались найти организационный первоэлемент. Они назвали его «орг»: руководитель и два подчиненных. Минимальная оргсистема, клеточка любой организации. Именно треугольник дал возможность перейти от линии к фигуре. м Чш II. I, СИНГРГИП Глана 1, 07 (ИНГИ ИКОВ ДО)Н1(Ч)ПИКОН 27
Ксли Всслснмим началась с Ьольшого нзрына, то вытянувшиеся из него линии развитии расходились под разными углами и во множестве терялись где-то н пустотах галактик. И с тех пор много «взрывов» разной силы вызывает появление противоречивых линий интересов и действий. На Земле, в социуме, в организациях это движение из общих точек происходит непрерывно и повсеместно. Нет ни одной религии, которая не стала бы когда-то делиться на толки, секты, церкви. Нет государства, которое не подошло бы к необходимости делиться на разные ветви власти. Любая организация вынуждена расходиться по подразделениям, делить свои цели на подцели. Образно выражаясь, Большой взрыв породил мир непрерывных катетов, разбегающихся и раздирающих целостность этого мира. А без нее — конфликты, дисфункции, неопределенности. Соединить разбегающиеся катеты способна лишь Гипотенуза, приводящая их к целостности, образующая из них треугольник. Гипотенуза вытягивается в вечном поиске конца другого катета, и если найдет путь к нему — сомкнет фигуру. Бывает, совсем ненадолго... Ибо катеты меняют длину. В этом смысл динамической, творческий синкретики. Гипотенуза — это переговоры, соглашения для достижения Порядка. Это согласование интересов, которые по природе своей подвижны. Зато Порядок получается живой и дееспособный. Получается, что в исходной точке действует синергик — угол, но из него выдвигаются энтропики — катеты, и только гипотенуза может стать для них необходимым синкретиком. Это ей трудно, не от каждого катета дотянешься до другого, поэтому разрывы, отчуждения и потери неизбежны. Значит ли это, что гипотенуза, создавая целостность, должна максимально стягивать концы катетов, превращая прямой угол в острый? Ведь гипотенуза возможна только напротив угла в 90 градусов, т. е. там, где катет восстает как перпендикуляр. Впрочем, не будем нарушать условности этой аналогии, поскольку продление ее слишком далеко уничтожает метафору. Смысл ее в следующем: управление по необходимости должно мыслить синкретически не только тогда, когда теряется управляемость, возникают конфликты, рассеиваются цели, уходят ценные сотрудники, снижается мотивация на достижение общеорганизационных целей, но и упреждая таковые, улавливая слабые признаки их появления. Это постоянная задача — искать и выстраивать гипотенузы, восстанавливая согласованность действий. Не пренебрегайте синкретиками, у них есть свое уважаемое место. Наверное, первым естественным синкретиком была иерархия — старейший и вечный треугольник. Она образовывалась за счет отчуждения части своей воли людьми (добровольно и принудительно) в некий центр. Отчужденная туда воля концентрируется на вершине пирамиды и поступает в распоряжение тех, кто там находится. Так образуется власть. При всем возможном контроле над ней с нижних этажей пирамиды у нее всегда есть диапазон выбора — поступать с отчужденной ей волей по своему усмотрению и даже против интересов тех, чья воля оказалась в ее распоряжении. В этом беда иерархии. Поэтому человечество немало упражнялось в попытках организоваться без нее, но безуспешно. Из мощных синкретиков можно назвать также идею греха с охраняющими ее заповедями Ветхого завета. Но для подкрепления заповедей потребовалась гигантская церковная организация. Главный же синкретик всегда и везде — государство. Оно создает самый сложный искусственный синкретик в виде социального Порядка — права и законности. Объективно у государства всегда есть свой предмет упорядочивания: обеспечение целостности социума. Ведь у последнего существуют такие задачи, которых нет ни у одного индивида. Например, никому не нужно и не хочется платить налоги, они нужны только социуму в целом. Или рождаемость. Если на уровне социума увеличение числа пенсионеров и уменьшение числа работающих — проблема, то никто из граждан ее решение не принимает на свой счет. Однако разрастание Порядка, культ целостности приводит к формированию т. н. синкретического общества. Его особенность в пренебрежении индивидуальностью, когда человек ценится не столько сам по себе, сколько за свою принадлежность к клану, нации, государству. Разумеется, синкретическое общество складывается и стихийно, как тип политической культуры. Синкретическое общество инертно, сдерживает индивидуальные проявления, выравнивает людей. По большей части такое общество характерно для Востока. Это та его специфика, которую принято называть «азиатчиной». Впрочем, синкретическое общество может создаваться и сознательно, как своего рода властный синкретический рефлекс. Это когда государство, организация от страха перед энтропиками и синергиками (которые слабая власть постоянно путает или не различает) рефлекторно стягивают верхний конец II
|