Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Борьба с нововведениями






Инноватика — источник больших рисков и потрясений. Я попробовал выде­лить самые важные из них. Группу неизбежных проблем нововведений со­ставляют следующие противоречия, которые я предлагаю рассматривать как универсальные законы инноватики.

Объем последствий. По мере развития общества, народного хозяйства и организаций происходит постоянное накопление «прошлого труда», который овеществляется в технике и иных материальных формах, а также объекти­вируется в организационных структурах. Этот процесс приводит не только к нарастанию «массы», но и к усложнению взаимосвязей, усилению зависи­мости между разными компонентами всей социотехнической системы хо­зяйства, т. е. ее «плотности». Вследствие этого осуществление каждого ново­введения вызывает все больший радиус вторичных, производных изменений, далекоидущих последствий (так сказать, тектонический эффект). Уже сам объем вторичных нововведений увеличивает реальную трудоемкость и даже может превышать полезную значимость исходного нововведения; к тому же некоторые из вторичных, третичных изменений могут оказаться неприем­лемыми. Отсюда — возрастание трудности осуществления нововведений, усиление риска и ответственности, что выражается в разных формах укло­нения от нововведений, сопротивления им. Как сказал мне один руководи­тель: «У нас так все взаимозависимо, что если что-то менять, то надо менять едва ли не все. Лучше оставить как есть».

Изменение и стабильность. Особенность большинства инновационных процессов — в противоречии между конкретными изменениями и устойчи­востью целого. Как известно, стабильность структуры, состава, целей орга­низации есть один из императивов ее функционирования. Ранее это опреде­лялось как цели системы. Нововведения не нарушают равновесия в органи­зации. Меняясь в чем-то одном, организация должна сохраниться в другом, а именно в большинстве основных своих качеств. Суть возникающего здесь напряжения — изменения в постоянном. Отсюда исходит еще одна линия «отчуждения» нововведения от организации.

Единое новшество в многообразии условий. Так получается, что одно и то же новшество очень по-разному осваивается организациями. Управлен-



Член. II. ПАТОЛОГИИ


Глава 6. ПАТОЛОГИИ ИННОВАЦИИ



 


ческие, культурные, технологические и другие условия слишком разнообраз­ны. Поэтому процесс нововведения где-то проходит удачно, а где-то заходит в тупик, хотя внедряется один и тот же предмет (прибор, технология, моти-вационная система и т.д.).

Старое — новое. Спрос на новшества непрерывно давит на их производ­ство. В этом смысле рынок ненасытен: едва появившись, новшество рискует быть вытеснено другим, которое тоже недолговечно. Тенденция ускорения смены продуктов, услуг — неумолима, хотя и тягостна для их изготовителей, как, впрочем, и для значительной части потребителей. Моральное устарева­ние при физической новизне — тоже один из парадоксов инноватики.

Сначала хуже. Нововведения требуют повышенного напряжения органи­зации, затрат сил, времени, средств на его освоение за счет внутриорганиза-ционных ресурсов. Особенно это относится к радикальным нововведениям: реорганизации, скрапированию и замене производственных мощностей, смене целей и стратегии, реформам. Поэтому инновационный период нару­шает какую-то сферу жизни организации. Ремонт квартиры вызывает массу трудностей для ее обитателей: перемещение мебели, неразбериха, запах краски и проч. Но с этим приходится мириться ради обновления жилья. Словом, нововведения требуют потерь, восполняемых теми преимуществами, к которым они приводят.

Что значит — неизбежные проблемы? Во-первых, они возникают, как правило, в любых нововведениях. Во-вторых, они до конца не решаются и не могут быть отменены, преодолены.

Наряду с названными неизбежными, сущностными1 проблемами ново­введений в организациях существуют решаемые проблемы нововведений.

Главная из них — дезинтегрированность инновационных процессов. Заключенное здесь противоречие проявляется в:

— разрыве или недостаточности связей между стадиями нововведения;

— расхождении между целями-ориентациями участников нововведе­ний;

— расхождениях между целями и интересами участников и целями но­вовведений;

— неразвитости организационных связей между стадиями и участниками нововведений;

— неразвитости клиентной ориентации поставщиков новшеств, негиб­ком реагировании на спрос.

1 К сущностным проблемам я отношу те, которые отличаются двумя признаками: а) они есть в любой организации, поскольку присущи самой ее природе; б) они не имеют полного ре­шения, и в наших силах только ослабить их остроту. Например: проблемы, вытекающие из противоречий между интересами работника и целями организации, между закупочными и продающими подразделениями, между производством и сбытом и т. п.


Дезинтеграция инновационных процессов проявляется также на межор­ганизационном уровне: расхождение между той ролью, которая отводится каждой организации, группе участников нововведения — с одной стороны, и той позицией, которую в соответствии со своими интересами и целями зани­мает в рамках заданной ей роли данная организация, группа, — с другой.

Какое значение имеет знание этих законов инноватики? Прежде всего, руководители, консультанты, инноваторы вообще должны понять и принять, что противодействие организаций нововведениям — процесс объективный и естественный. Неразумно каждый раз искать конкретных виновников тор­можения нововведений — они, конечно, есть, но за их поведением стоят объективные закономерности. Перед тем как взяться за какое-то серьезное изменение в организации, надо представить, в каких именно формах будет происходить сопротивление ему, и снабдить это нововведение соответству­ющей программой его преодоления. А вопросы, на которые придется здесь инноваторам отвечать, — известны: чьи интересы совпадают с нововведе­нием; чьи противостоят; как заинтересовать в успехе нововведения тех, кто опасается потерь от его осуществления; каким образом пре­одолевать сопротивление тех, кого не удается мотивировать на данное изменение?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал