![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гипотенуза консалтинга
правленческое консультирование возникло и развивается как средство связи, согласования, обновления разных целей и действий, подразделений, интересов, информационных потоков/ Консультанта по управлению чаще всего и приглашают туда, где чувствуется разрывы и противоречия. Консультант по управлению — профессиональный синкретик и синергик. Он стремится восстановить или укрепить целостность организации, интегрировать ее, выработать и развить в ней синергики и вовремя обнаружить и блокировать энтропики. Рынок консультационных услуг по управлению начал складываться в середине 80-х годов. В основном консультанты этого профиля концентрировались в Таллине и Москве. Затем, с некоторым опозданием, они появились в тогдашнем Ленинграде и Новосибирске. За это время управленческое консультирование сложилось во вполне самостоятельную профессию. В стране сейчас, наверное, около 30 тыс. консультантов по управлению, сотни консультационных фирм. Но коль скоро здесь речь идет о новых тенденциях, то таковых нужно выделить три: — спрос стал опережать предложение; — спрос стал более избирательным и квалифицированным; — консультационное сообщество занялось оздоровлением своего рынка. 1. «ЧЕРНАЯ ДЕЛЬТА» Время грубой настройки бизнеса подходит к концу. Теперь рост эффективности может достигаться только за счет более тонкой его настройки. Если молодое российское предпринимательство многого достигши) через получение лучших брендов, ценовую войну, скорость оборота средств, низкие зарплаты и качество, то современный рынок изрядно выровнял товары и услуги по ценам, ассортименту, качеству. Теперь бизнес вынужден искать источники эффективности в стратегической работе, в создании новых конкурентных преимуществ, более сложной мотивации персонала, в новой клиентной ориентации. Но ни предприниматели, ни руководители не могут делать это надлежащим образом и вынуждены обращаться к профессионалам такой тонкой настройки. А что может предложить консультант по управлению успешному, образованному, опытному руководителю? Что консультант знает и может такого, чего не может даже такой практик менеджмента, который прошел обучение по программе МВА? Во-первых, консультант «отлавливает» новшества в управленческой деятельности по всему миру и предлагает их своим клиентам в обработанном, доступном виде. Во-вторых, у консультантов есть опыт решения конкретных проблем • разных организациях, и клиент может получить доступ к такому опыту, так сказать, из консультантских рук. В-третьих, консультанты по управлению вырабатывают и применяют специальные методы анализа и решения управленческих задач. Вот эти-то ресурсы управленческого консультирования по достоинству оценили наиболее грамотные и широко мыслящие руководители бизнес-организаций. Они охотно съезжаются на семинары консультационных фирм, сами приглашают консультантов в свои организации, проявляя все больший интерес к сотрудничеству с ними. Особенная активность в этом заметна в среднем бизнесе с числом сотрудников от 500 человек и оборотом от 10 млн долл. в год и выше. Казалось бы, предприниматели и консультанты нашли друг друга и их альянс становится прочным и долгим1. Но на этой линии консультант-клиентского взаимодействия обнаружилась и расширяется серьезная проблема. Дело в том, что консультанты по управлению в основной своей массе — самоучки; то ли из литературы, то ли друг у друга они перенимают знания и методы, необходимые их клиентуре. С 1992 года в структуре Академии народного хозяйства при Правительстве РФ действует Школа консультантов по управлению, которая теперь получила право выдавать государственный диплом с правом ведения профессиональной деятельности в этой области. Но она выпускает не более 50 специалистов в год, а дипломы получают только около половины из них. Попытки создать другие подобные школы успехом не увенчались. Конечно, выпускники получают необходимую квалификацию, но их количество едва заметно в растущем потоке тех, кто заявляют себя специали- 1 См. об этом: Альтшулер И. Г. Практика бизнеса. Записки консультанта. М.: Русская редакция, 2003. Член. VII. ГИП0ТГНУ1Ы..
|