![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретико - методологические основы исследования побудительных мотивов деятельности военных кадров. 1 страница
1.1. Воинская деятельность: понятие, содержание, мотивация.
Для глубокого и всестороннего анализа мотивационно-смысловой сферы любой деятельности, в том числе и воинской, необходимо, прежде всего, уточнить суть и содержание базовых понятий. Под деятельностью понимается специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование [58, 151]. Всякая деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деятельности, что свидетельствует о ее осознанности (включая и мотивационную составляющую). Если основанием деятельности является сознательно формулируемая цель, то основание самой цели лежит в сфере человеческих мотивов, идеалов и ценностей. Существуют многообразные классификации форм деятельности: материальная (практическая) и духовная (теоретическая), производственная, социальная и т. д. С точки зрения творческой роли деятельности в социальном развитии особое значение имеет деление ее на: · репродуктивную (направленную на получение уже известного результата известными же средствами); · продуктивную, или творчество, связанное с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств Важное место в иерархии разновидностей деятельности занимает воинская деятельность, что обусловлено ее особой социальной значимостью. То есть в рамках сферы общественно - политической деятельности правомерно выделяется такой ее специфический вид, как воинская и боевая деятельность. Иными словами рассматривается особый процесс труда Вооруженных Сил в мирное (воинская деятельность) и военное время (боевая деятельность). Воинская деятельность - сложное социальное явление. Как часть общественной жизни, она представляет собой материальную, чувственно-предметную и целесообразную деятельность людей в области военного дела и включает в себя военно-практическую и военно-исследовательскую деятельность. [58, 244] Содержание и формы воинской деятельности постоянно изменяются и развиваются. В процессе исторического анализа ее проявлений выделяют военный опыт прошлого и современную воинскую деятельность. Воинская деятельность осуществляется в форме вооруженной борьбы, боевого дежурства, боевой и морально-психологической подготовки войск, управленческой деятельности штабов и других органов военного управления, подготовки военных кадров, военно-научной деятельности и др. Формы воинской деятельности неразрывно взаимосвязаны, дополняют и обусловливают друг друга. Воинскую деятельность можно рассмотреть с точки зрения анализа последовательности основных этапов деятельности вообще: целеполагание и планирование предстоящих действий; организация условий деятельности, выбор средств и методов; реализация программы деятельности, ее осуществление; обеспечение контроля и оценки результатов, сопоставление их с целями деятельности и продолжение дальнейшей деятельности на основе промежуточного результата. На всех этапах практическая воинская деятельность неразрывно связана с теоретической. Поэтому еще одно представление о воинской деятельности можно отразить как единство двух ее сторон - субъективной и объективной. Субъективная сторона - это человек (субъект) с его мотивами, знаниями и навыками, а также осуществляемые человеком операции целесообразной деятельности. Объективная сторона представляет собой совокупность объектов, которые включаются человеком в определенные взаимодействия и выступают в качестве предметов, средств и продуктов воинской деятельности. В качестве объекта воинской деятельности может выступать как предмет окружающей действительности, так и человек, постоянно изменяющийся под ее воздействием. Изменение общества приводит к изменению воина, позволяет ему как субъекту деятельности постоянно развиваться, обогащать мотивационно – смысловую сферу своей деятельности. Воинская деятельность имеет социальное, человеческое и культурное значение. Она представляет собой " предметную ценность" как объект ценностного отношения, оценивается в плане добра и зла, истины или не истины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т.д. Способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания воинской деятельности, закрепляются в общественном сознании и культуре (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений), выступая ориентирами жизнедеятельности общества. В ценностных категориях выражены предельные ориентации знаний о воинской деятельности, интересов и предпочтений различных общественных групп и личностей. Каждое исторически конкретное общество может характеризоваться специфическим набором и иерархией ценностей воинской деятельности, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляция. В ней зафиксированы те критерии социального признания воинской деятельности (данным обществом и социальной группой), на основе которых развертываются более конкретные и специализированные системы нормативного контроля, соответствующие общественные институты и сами целенаправленные действия людей. Усвоение системы ценностей воинской деятельности отдельной личностью является одним из условий ее социализации и поддержания нормативного порядка в обществе. Воинская деятельность имеет немало специфического в проявлениях нравственности. В социальном плане нравственные ориентиры людей в процессе воинской деятельности едины, тождественны, неразрывны с моральными процессами, протекающими в обществе. Вместе с тем характер реализации этих общих принципов и положений в условиях воинской деятельности своеобразен и специфичен. Еще Платон, отмечал, что моральные добродетели проявляются в зависимости от сословия: добродетель мудрости присуща философии, умеренность - ремесленникам, а мужество и храбрость - воинам. Этика воинской деятельности рассматривает специфику проявления морали в процессе ее осуществления, пути и способы формирования морально-боевых качеств воинов и проявление их в условиях войны. Важным специфическим требованием этики воинской деятельности является постоянная готовность и моральные способности осуществлять вооруженное насилие в интересах защиты общества, достичь поставленных командованием целей даже ценой самопожертвования. Воинская деятельность является одной из немногих сфер человеческой деятельности, где моральные нормы исполнения долга требуют в случае необходимости отдать свою жизнь на благо Отечества. Морально-боевые качества - отвага, мужество, героизм, воинская честь и гордость, способность к беспрекословному повиновению и многие другие - составляют существенные черты воинской морали. Специфика военной морали заключается не только в требовании особых качеств, но и в особенном характере их проявления и формирования. Специфику воинской деятельности, ее отличие от других видов деятельности можно рассмотреть и по другому направлению. Всеобщими структурными элементами человеческой деятельности являются: предметная деятельность, труд, общение и игра. Воинская деятельность, несомненно, является предметной деятельностью, то есть воздействует на материальные объекты. Следовательно, ее специфика в большей степени проявляется в других всеобщих структурных элементах деятельности, общении, труде и игре. Особенность общения как обмена информацией, осуществляемого в воинской деятельности, заключается в том, что в отличие от общения в невоенной сфере оно имеет известный предел открытости, а в ряде случаев специально направлено на сокрытие информации или ложное информирование. Специфика общения как обмена деятельностью выражается в том, что в условиях воинской деятельности этот обмен направлен на уничтожение противника. Является ли воинская деятельность трудом? Труд - это продуктивная, созидательная, производящая блага деятельность. Воинская деятельность - производящая, так как она " производит" защиту, то есть услугу. В этом смысле воинская деятельность является трудом. Но воинская деятельность не созидательна, более того, в военное время она преимущественно разрушительна. Нередко утверждается, что в случае ведения справедливой войны это разрушение осуществляется ради созидания, но здесь, скорее, заложена идеологическая оценка будущего созидания, а с точки зрения общечеловеческой оценки любая война есть разрушение. В этом смысле воинская деятельность является трудовой, но не созидающей деятельностью. Воинской деятельности присущи и некоторые другие черты, указывающие на ее связь с трудом. Среди них можно отметить наличие определенной технологии, необходимость конкретных умений, знаний в мастерстве для успешного осуществления. Будучи весьма сложной, по своему содержанию, она требует особого напряжения духовных и физических сил. Другая " трудовая" черта, присущая воинской деятельности, заключается в том, что эта деятельность требует инициативы и творчества. Их необходимое присутствие в воинской деятельности обусловлено новизной и нестандартностью решаемых задач, постоянно возникающими новыми ситуациями, которые при всей тщательности прогнозирования нельзя запрограммировать и предусмотреть заранее. Это в свою очередь является мощным импульсом для расширения диапазона побудительных мотивов деятельности военных кадров. Таким образом, воинская деятельность - это деятельность, которая обладает характеристиками труда. Как деятельность, непричастная к непосредственному производству материальных благ, воинская деятельность может подразделяться на неразрушительную (в условиях мирного времени) и разрушительную (в условиях войны). Причем последняя в зависимости от социальной направленности, целей и интересов ее субъектов может выполнять как положительную, так и отрицательную роль в общественном прогрессе. Специфика воинской деятельности проявляется в наличии в ней игрового элемента. Такие признаки игры, как хитрость, внезапность, обман, сохраняют свое значение и доя воинской деятельности ядерно-космического века. В качестве структурных элементов воинской, как и иной, деятельности выделяют ее цели, субъект, объект, средства и результат. Субъектом воинской деятельности выступает общество, социальные общности, личность. Отсюда следует вывод, что проблемы международной безопасности, а значительной мере зависят от того, какие общественные силы выступают в роли субъектов воинской деятельности. Объектом любой деятельности, в том числе и воинской, является то, на что она направлена. Субъект и объект деятельности взаимосвязаны и могут даже меняться местами. Важным структурным элементом деятельности является цель, под которой понимается идеальный образ желаемого будущего результата. В воинской деятельности ставится не одна, а комплекс целей, имеющих свою иерархию. Важнейшие цели воинской деятельности закрепляются в Концепции национальной безопасности.[23] Реализация целей воинской деятельности осуществляется с помощью средств. Цели и средства воинской деятельности находятся в диалектическом единстве. Средства воинской деятельности - это средства вооруженного насилия, прежде всего оружие и боевая техника. Цель воинской деятельности, реализовываясь с помощью ее специфических средств, дает результат воинской деятельности. Под результатом воинской деятельности следует понимать только те изменения, которые предполагались, ставились в качестве цели или задачи, и не нужно смешивать результаты с последствиями. Воинская деятельность в отношении своих результатов имеет определенную специфику. В воинской деятельности в наибольшей степени может происходить несовпадение цели и результата, так как противоборствующие стороны специальной задачей своей деятельности ставят недопущение такого совпадения у противника. Воинская деятельность, как особый вид человеческой деятельности, выполняет важные социальные функции. В руках определенных общественных сил воинская деятельность выступает средством насилия. В этих условиях она реализуется в форме войны или вооруженной борьбы. Война как продолжение политической деятельности иными, а именно насильственными средствами является частью политики. Вот почему воинская деятельность используется в политике как средство насилия. Воинская деятельность как мирного, так и военного времени непосредственным образом служит интересам политики в целом и военной политики в частности. Она представляет собой специфическое средство изменения путем насилия политических отношений в обществе. Политические цели войны и интересы обеспечения безопасности общества определяют в нем характер воинской деятельности. Вооруженная борьба, в процессе которой противоборствующие стороны добиваются поставленных целей, изменяет характер жизнедеятельности всего общества. Воинская деятельность выступает средством защиты общества от вооруженного вторжения извне, угрожающего его суверенитету и целостности, то есть выполняет функцию защиты общества. Вместе с тем в процессе воинской деятельности военного времени нередко происходит разрушение старого и созидание нового общественно-политического строя в том или ином обществе. Воспитательная функция воинской деятельности проявляется в том, что она осуществляет воспитательное воздействие на людей. С одной стороны, ее результатами являются страдание и смерть. Этим воспитывается негативное отношение к воинской деятельности в цивилизованном обществе. С другой стороны, воинская деятельность выступает нередко единственным средством освобождения и зашиты тех или иных народов. Все это накладывает отпечаток на сознание людей, их поведение в условиях подготовки государства к войне и в ходе ее проведения. И наконец, воинская деятельность выступает в качестве средства получения знаний о войне и военном строительстве. Но это уже деятельность особая - военно-познавательная, исследовательская. Функционирование армии как общественной составляющей реализуется посредством определенных видов ее деятельности. Они нацелены на регулирование конкретных функциональных отношений. Важнейшими видами воинской деятельности, с помощью которых армия реализует свое историческое предназначение, являются: непосредственное использование оружия и боевой техники в вооруженной борьбе; опосредованное применение насилия и оружия в нем при различных социально-политических ситуациях; участие подсистем, элементов армии в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизнедеятельности общества. Степень участия армии в общественной жизни, в решении общих задач государства ограничена социальным характером общественно-политического строя и осуществляется лишь настолько, насколько в них заинтересована публичная власть. Она обусловлена, с одной стороны, уровнем сознательности военнослужащих, палитрой побудительных мотивов деятельности, их политической зрелостью и ответственностью за развитие общества; способностью армии выступить организованной и хорошо технически оснащенной силой, содействующей преодолению трудностей; культурой и образованностью военных специалистов; моральным авторитетом и дисциплинированностью как необходимыми предпосылками для успешного решения задач, стоящих перед армией, и другими качествами ее элементов; уровнем развития общества, его потенциальными возможностями, трудностями развития. Эти факторы и определяют характер воинской деятельности. Наиболее эффективной и общезначимой она становится тогда, когда армия является неотъемлемой и необходимой частью общества, государства, политической системы и понимается как таковая. Знание философии воинской деятельности имеет мировоззренческое и методологическое значение. Она помогает военнослужащим понять сущность и содержание их профессиональной деятельности, ее смысл и значение, а также способствует формированию у них научного мировоззрения, высоких морально-психологических качеств, военно-профессиональной компетентности и направленности. Профессионализм офицера представляет собой довольно сложное психологическое образование, обусловленное прежде всего фактором опасности как необходимой составной части выполнения служебного долга в любых условиях деятельности (как в мирное, так и в военное время). По мнению специалистов, профессионализм в сфере опасных профессий, к которым относится и профессия офицера, есть категория человеческого бытия, представляющая собой системную совокупность личностных, мировоззренческих, деловых, профессиональных и нравственных качеств человека. Стержнем нравственного императива является мораль подвижничества, в котором самосохранение находится не на первом плане. Профессионализм - это структурная реорганизация военнослужащего в ратном труде. Базисными основаниями профессионализма в сфере опасных профессий являются: - принятие на себя ответственности за самоличное решение; - высочайшая организованность; - личное мужество; - самокритичность; - социологизированность мотивов поступков. Побуждающим мотивом активности такого профессионала в экстремальной ситуации выступает не столько сострадание, сколько совесть. Образ духовной жизни представителя опасной профессии состоит в том, что он призван совершить добро, трансформировав опасность в совесть, а мужество превратив в профессиональность поступков. Свое непосредственное выражение стремление субъекта деятельности к самовыражению находит в мотивационной сфере профессионализма. Мотивация к труду не исчерпывает всей мотивации личности, так как личностное пространство значительно шире профессионального. Вместе с тем именно трудовая деятельность человека во многом определяет смысл. существования человека на земле. Поэтому в труде человек реализует не только свои профессиональные мотивы, но и более широкие побуждения, связанные с самовыражением, саморазвитием, общественным признанием и другими социальными притязаниями. Психологами разработана целостная система представления мотивационной сферы профессиональной деятельности. Так, по мнению специалистов (А.К.Маркова) [35], мотивация к профессиональной деятельности включает такие структурные элементы, как: - профессиональное призвание - влечение к какой-либо профессии, опирающееся на знание о ее предназначении; - профессиональные намерения - осознанное отношение к определенному виду профессиональной деятельности; - ценностные ориентации в профессиональной деятельности - выработанные обществом и принятые личностью основания для оценки назначения труда, его сторон, системы духовных ценностей, профессиональных менталитетов, правил профессиональной этики: - мотивы профессиональной деятельности, внутренние побуждения, определяющие направленность активности человека в профессиональном поведении в целом и ориентации человека на разные стороны самой профессиональной деятельности; - профессиональные притязания - стремление достичь результата определенного уровня профессиональной деятельности, который выбирает сам человек, зная свои предыдущие результаты; - профессиональные ожидания - мысленные представления о своих возможных успехах, об отношениях с коллегами и др.[ 44, 224] Все указанные и другие побуждения к деятельности находятся в сложном отношении между собой, что и обусловливает противоречивость профессиональных устремлений специалиста. Например, могут иметь место высокие притязания при недостаточной мотивации и искаженных ценностных ориентациях. Для специалиста в сфере опасных профессий путь к профессии предполагает в качестве основной мотивационной компоненты наличие потребности в добровольном выборе своей судьбы, который предполагает стремление преодолеть себя, пойти на риск в интересах других. Совесть, свобода, жизнелюбие и воля - вот первые нравственные ступени восхождения военнослужащего к вершинам моральных ценностей - защитить чужую жизнь. Наряду с содержательными характеристиками профессиональные мотивы обладают и определенными динамическими параметрами. Можно назвать следующие свойства: - устойчивость как длительность сохранения мотивов через некоторое время и в разных ситуациях, в том числе в сложных и экстремальных условиях; - интенсивность как сила выраженности побуждений; - длительность как распространяемость на большие промежутки времени; - переключаемость как легкость перехода от одного побуждения к другому; - широта как распространенность, на разное количество объектов, сторон труда; - эмоциональная окраска положительной или отрицательной модальности. Представления о мотивационной основе профессионального развития позволяют каждому специалисту задуматься на тем, что побуждает его к такого рода труду, ради чего он стремится работать лучше, реалистичны ли его цели, подлинными ли ценностями и смыслами он руководствуется. Мотивационная сфера профессиональной деятельности не одинакова на различных стадиях профессионализации. Так, на стадии выбора профессии складываются интерес к содержанию будущей деятельности, понимание ее значимости, происходит осознание профессионального призвания, возникает стремление войти в определенную профессиональную общность и определенные профессиональные ожидания. На стадии профессионального обучения начинается адаптация как приспособление личности к профессии, происходит уточнение своих профессиональных притязаний, возможно охлаждение интереса к избранной профессии. намечается принятие роли профессионала. На стадии практического овладения профессией углубляется адаптация. идет корректировка профессиональных мотивов и целей, упрочиваются мотивы овладения высокими нормами и образцами профессионального мастерства, появляется первая удовлетворенность трудом, возникают мотивы самореализации личности в труде, возрастает число побуждений в мотивационной сфере, усложняется их иерархия. На стадии расцвета профессиональной деятельности укрепляются мотивы индивидуального вклада в профессию и профессионального творчества, усиливается смыслотворчество в профессии как поиск все новых смыслов профессии для себя, упрочивается преобладание конструктивной мотивационной тенденции, ориентирующей человека на созидание. На стадии ухода из профессии может наблюдаться мотив самореализации личности в новых формах деятельности, либо проявляются защитная мотивация избегания неприятностей, противопоставление профессиональным интересам молодежи, регресс. Источником изменений в мотивационной сфере являются перестраивание общественных отношений человека, условий профессионального труда, логика саморазвития человека, неравномерность развития и рассогласование между уровнями профессиональной деятельности и профессионального общения, а также рассогласования между отдельными сторонами в самой мотивационной сфере. Изменения в мотивационной сфере могут происходить по механизму «сверху вниз» (через осознание человеком желательных для общества эталонов мотивов) и «снизу вверх» (через включение человека в разные виды реальной деятельности, в ходе которой во взаимодействии с другими людьми практически осваиваются и изменяются мотивы и цели труда человека). В этом плане становится понятной та роль профессионального сообщества и профессионального общения, которую они могут сыграть в становлении и развитии профессиональной мотивации специалиста. Для уяснения содержания мотивационной сферы военно-профессиональной деятельности остановимся на уточнении ее сущности. Мотивы (от латинского moveo – двигаю) – то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается [57, 389]. В современной психологии термин «мотив» применяется для обозначения различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. К основным мотивам относятся потребности, интересы, влечения и эмоции, цели и установки, идеалы и ценности, смысложизненная ориентация. Мотивам посвящены многочисленные работы представителей бихевиоризма и глубинной психологии, социологии и специалистов по управлению. Бихевиористы обычно понимают под мотивами любые стимулы, как внешние, так и внутренние («мотивационные переменные»), способные вызывать или активизировать поведение. В глубинной психологии роль главных мотивов приписывается заложенным в человеке биологическим инстинктам и влечениям, которые под влиянием социальных условий, отчасти, подавляются и выступают в своих непрямых, символичных формах (психоанализ З. Фрейда и т.д.). Важным вкладом в развитие учения о мотивах была разработка идей о субъективно-объективной природе мотивов (понятие о «побудительной силе» вещей Левина), о независимости мотивов человека от элементарных биологических потребностей (Олпорт) и об «идеаторном», осознанном характере мотивов, выражающих систему жизненных ценностей человека (Нюттен) [57, 390] В отечественной психологии проблема мотивов разрабатывается в связи с исследованием структуры человеческой деятельности и сознания. В мотивах конкретизируются, «опредмечиваются» потребности, которые не только определяют собой мотивы, но, в свою очередь, изменяются и обогащаются вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих их удовлетворению и соответствующих способов. Представление о предметной и социальной природе мотивов противостоят как теориям, ставящим человеческие мотивы в зависимость от «глубинных» инстинктивных влечений, так и теориям, приписывающим побудительную силу субъективным эмоциональным переживаниям. Дело в том, что не эмоции определяют мотивационно – смысловую сферу деятельности человека, а, наоборот, развитие мотивов обогащает и перестраивает сами эмоции и чувства. Это необходимо учитывать в своей воспитательной работе с подчиненными командирам всех уровней. Мотивация, процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий или поступков, часто представляет собой сложный акт, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений. Мотивы, как известно, часто сопоставляют с деятельностью в целом, а цели — с отдельными действиями. Хотя такое однозначное сопоставление и неверно, оно тем не менее отражает большую общность мотива по сравнению с целью. Цель конкретнее мотива, в связи с одним мотивом формируются разные цели, мотив соотносится с потребностью, а цель — с предметом. Но при этом направленность на цель, вектор «мотив — цель» определяет конкретные действия субъекта и организует их. Сказанное позволяет трактовать мотивы как субъективно предвидимые обобщенные полезные результаты, а цели — как субъективно предвидимые конкретные полезные результаты деятельности. Такая трактовка не противоречит психологическим традициям и вносит кое-что новое. Во-первых, оказывается возможным конкретизировать понятия мотивов и целей. Сегодня в общей психологии изучают мотивы и цели «вообще», а в психологии труда — трудовые мотивы и цели. Но профессиональные мотивы и цели при изучении конкретного труда подменяются мотивами и целями к труду вообще, что, очевидно, некорректно. Любой мотив, как известно, есть определенным образом опредмеченное побуждение, которое опосредствует потребность и совокупность действий, направленную на удовлетворение этой потребности, и которое, будучи осознано, обосновывает выбор целей действий и сами действия. Специфика потребностей и «опредмечивающих» предметов и средств для удовлетворения потребностей должна по сути различать трудовую и профессиональную мотивацию, хотя обе они суть «слои» мотивационной сферы личности. Действительно, «сплав» известных органических и социально усвоенных потребностей общего, неспецифического типа (быть гражданином, иметь авторитет, заработать и т. п.), опредмечиваемый в любой трудовой (а иногда и нетрудовой) деятельности, формирует трудовую (или, наоборот, нетрудовую) мотивацию, для которой предметы и функции деятельности, ее конкретные цели и результаты в сущности безразличны, а важны только общие социальные функции и социальные или личные цели (приносить пользу обществу, выполнять план, зарабатывать и т. д.). Профессиональная мотивация есть особая конкретизация мотивации трудовой, обусловленная специализацией в данной профессиональной области и формирующаяся по мере приобретения личного профессионального опыта. Профессиональная мотивация не только не безразлична к предметам и функциям, конкретным результатам и целям, но наоборот, она их профессиональной спецификой полностью и определяется. Профессиональный мотив обосновывает профессиональные действия, которые направлены на удовлетворение какой-либо из социальных потребностей в данной деятельности или из собственных потребностей этой деятельности, усвоенных профессионалом и превратившихся в его личные профессиональные потребности. Профессиональные мотивы суть, таким образом, конкретизации трудовых мотивов, причем множественные: каждый трудовой мотив может конкретизироваться в нескольких профессиональных мотивах. Например, трудовой мотив «заработать» может быть конкретизирован шофером в нескольких направлениях: перевыполнить план перевозок, сэкономить горючее, сберечь автомашину, подработать на стороне и т. п. Мотив военнослужащего – продвинуться по служебной лестнице – может быть реализован также в различных формах, как положительных, так и отрицательных(карьеризм). Следовательно, профессиональных мотивов больше, чем трудовых, и, вообще говоря, каждый трудовой мотив потенциально конкретизуют во всех профессиях, где может актуализироваться в виде нескольких профессиональных мотивов. В свою очередь, каждый профессиональный мотив, очевидно, должен иметь возможность конкретизироваться во множестве конкретных целей, которые в отличие от общетрудовых следует назвать профессиональными целями. Эти цели отражают профессиональную специфику конкретных полезных результатов деятельности, предвидимых специалистом, и выражают смысл его профессиональных действий. Умение ставить и достигать профессиональными способами профессиональные цели в конкретных условиях деятельности я отличает профессионала и непрофессионала.
|