Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стимульный материал
Список А (терминальные ценности). • Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни). • Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом). • Здоровье (физическое и психическое). • Интересная работа. • Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве). • Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком). • Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений). • Наличие хороших и верных друзей. • Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе). • Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие). • Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей). 100 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера • Развитие себя (работа над собой, постоянное физические и духовное совершенствование). • Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей). • Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках). • Счастливая семейная жизнь. • Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом). • Творчество (возможность творческой деятельности). • Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). Список Б (инструментальные ценности). • Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах. • Воспитанность (хорошие манеры). • Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания). • Жизнерадостность (чувство юмора). • Исполнительность (дисциплинированность). • Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно). • Непримиримость к недостаткам в себе и других. • Образованность (широта знаний, высокая общая культура). • Ответственность (чувство долга, умение держать слово). • Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения). • Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина). • Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов. • Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями). • Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения). • Широта взглядов (умение понять чужую точку зрений, уважать иные вкусы, обычаи, привычки). Тема 2. Характерологические особенности личности 101 • Честность (правдивость, искренность). • Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе). • Чуткость (заботливость). Обработка данных и методика их анализа. Достоинством данной методики является ее универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и в обработке результатов, а также ее гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным же ее недостатком является влияние социальной желательности, влияние возможной неискренности испытуемых. Поэтому при использовании данной методики в изучении личности спортсменов и их тренеров особую роль в данном случае играет мотивация участия испытуемых в процедуре диагностики, ее добровольный характер, доброжелательная атмосфера тестирования и наличие доверительного контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется объявлять и применять в целях спортивного или педагогического отбора или для экспертизы на профпригодность. Анализ результатов ранжирования ценностей по тесту Рокича является по преимуществу качественным. Однако в исследовательских целях можно внести итоговые показатели ранжирования ценностей в протокол для сравнительного анализа данных по группе спортсменов с сопоставлением выявленной иерархии ценностной (направленность личности) спортсмена с показателями его характера, интеллектуального потенциала, вида спорта и уровня спортивной квалификации. Для преодоления указанных недостатков данной методики и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентации испытуемых возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы по итогам сравнительного исследования. Так, после основной серии испытаний можно попросить испытуемого снова проранжировать карточки, приняв позицию при ответе на следующие вопросы: • «В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?» • «Как бы Вы расположили бы эти ценности, если бы стали таким, каким мечтаете стать?» • «Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный, с вашей точки зрения, во всех отношениях?» • «Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?» 102 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера • «Как разложил бы эти карточки ваш тренер?» • «Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад? (или: 5 или 10 лет спустя?)» • «Как ранжировали бы эти карточки очень близкие Вам люди?» и др. Психологическая интерпретация данных. Анализируя иерархию ценностей испытуемого, следует также обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, в списке терминальных ценностей могут быть выделены «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела, индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности, ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации испытуемых. Наряду с вышеуказанным можно предложить экспериментатору (преподавателю) разработать свой список терминальных и инструментальных ценностей применительно к сфере физической культуры и спорта, затем предъявить его испытуемым в форме карточек, что расширит и сделает более творческой процедуру психодиагностики ценностных ориентации спортсменов. Психолог, проводящий тестирование, должен сам попытаться уловить индивидуальную закономерность в получаемых от испытуемых данных. Если психологу не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформи-рованность у респондента системы его ценностей или его неискренность (ролевую игру, психологическую закрытость) либо профессиональную некомпетентность самого психолога. В связи с вышесказанным обследование данным тестом лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование. Завершение работы. Полученные индивидуальные данные, как правило, не обсуждаются публично, поскольку представляют своего рода «тайну личности». Поэтому в условиях групповой процедуры тестирования экспериментатор должен ограничиться лишь общими выводами об итогах эксперимента и поблагодарить всех его участников за искренность в ответах. Полезно завершить данное задание обсуждением следующих вопросов: 1) Что такое ценностные ориентации лич: ности спортсмена? 2) Каким образом можно классифицировать ценности как элементы мировоззренческой сферы личности? В чем выражается направленность личности спортсмена? Тема 2. Характерологические особенности личности 103
|