Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ возможных сложностей






Терапевту следует мысленно поставить себя на место пациента и обдумать следующие вопросы.

 

 

304 Глава 14

 

 

• Соответствует ли объем домашнего задания возможностям этого пациента?

• Подходит ли ему уровень сложности?

• Не испытывает ли пациент чувства подавленности в связи с не­обходимос-тью выполнения этого домашнего задания?

• Связано ли содержание домашнего задания с целями пациента в отношении терапии?

• Насколько высока вероятность того, что пациенту удастся выполнить это домашнее задание?

• Какие практические трудности могут помешать ему (отсутствие времени, сил, возможностей)?

• Какие дисфункциональные мысли могут у него возникнуть?

 

 

Затем терапевт просит пациента оценить, насколько вероятно (0-100%), что тот выполнит домашнее задание. Если степень уверенности в этом окажет­ся ниже 90-100%, терапевт применяет одну из следующих стратегий.

1. Предварительное проигрывание ситуации (пример приведен ниже) предполагает выявление и разрешение потенциальных проблем, связан­ных с выполнением домашнего задания.

Т: Салли, как вы думаете, что может помешать вам обратиться к помощни­ку преподавателя?

П: Не знаю...

Т: Когда будет самое подходящее время для этого? (Побуждает пациентку установить время.)

П: Думаю, в пятницу утром. Это его приемный день.

Т: Представьте, что сейчас утро пятницы. Постарайтесь мысленно увидеть эту картину. Можете мысленно сказать себе: " Я должна идти в кабинет, где работает помощник преподавателя"?

П: Да.

Т: Где вы сейчас? (Побуждает пациентку к более подробному рассказу, для тою чтобы она смогла живо представить себе всю картину и точно выявить свои мысли и эмоции.)

П: В своей комнате.

Т: Что вы делаете?

П: Я только что закончила собираться. Я уже оделась.

 

 

Домашнее задание 305

 

Т: Как вы сейчас себя чувствуете?

П: Немного волнуюсь.

Т: О чем вы думаете?

П: Я не хочу идти. Может, мне лучше снова перечитать эту главу?

Т: Как вы ответите на эту мысль?

П: Я не знаю. Она мне нравится. (Улыбается)

Т: Вы можете напомнить себе о том, что это возможность провести хороший эксперимент и проверить негативные предсказания [что вы не разберетесь в теме, даже с помощью ассистента]?

П: Наверное, так и сделаю.

Т: Полезно ли будет прочитать копинг-карточку?

П: Наверное. (Терапевт помогает пациентке составить копинг-карточку, о чем мы подробно говорили в главе 12.)

Т: Итак, вы уже одеты и думаете: " Может, мне лучше снова перечитать эту главу? " Что происходит дальше?

П: Я думаю: " Подожди-ка! Ведь это же эксперимент. Где моя копинг-карточка? "

Т: И где же она?

П: Зная себя, мне придется поискать ее.

Т: Может быть, где-нибудь на видном месте, куда вы ее могли положить, вернувшись с сессии?

П: Нет, я наверняка не хотела, чтобы ее увидела моя соседка по комнате Наверное, она в верхнем ящике моего письменного стола.

Т: Вы можете представить, как достаете карточку и читаете ее?

П: Да.

Т: И что происходит теперь?

П: Наверное, я вспоминаю, почему я должна идти, но по-прежнему медлю. Поэтому я решаю сначала убрать в комнате.

Т: О чем вы можете напомнить себе сейчас?

П: Что надо пойти и покончить с этим! Что помощник преподавателя действительно может помочь мне. Что если я начну уборку, я рискую вовсе браться.

Т: Отлично! Что происходит потом?

П: Я иду.

 

306 Глава 14

 

Т: И потом?

П: Прихожу туда. Задаю ему вопрос. Говорю, что именно мне непонятно. Наверное, он объясняет мне.

Т: И как вы себя сейчас чувствуете?

П: Очень хорошо. Я поступила правильно.

Итак, предварительное проигрывание помогает как пациенту, так и тера­певту обнаружить практические препятствия и дисфункциональные мысли, которые могут затруднить выполнение домашнего задания.

2. Изменение домашнего задания показано в том случае, если выясняется, что пациенту не подходит первый вариант, или если предварительное проигрывание выполнения оказывается неудачным. Гораздо лучше за­менить домашнее задание более легким, повысив вероятность того, что оно будет выполнено пациентом, чем позволить ему выработать при­вычку, несмотря на согласие, не выполнять установленное на сессии до­машнее задание.

Т: Салли, я не уверен, что вы готовы выполнить это задание. (Или: " Я по­лагаю, что такое домашнее задание вам не подходит".) Что вы думаете по этому поводу? Хотите ли вы, тем не менее, попробовать, или отложим это домашнее задание на потом?

3. Рационально-эмотивная ролевая игра помогает сформировать мотива­цию к выполнению целесообразного, по мнению терапевта, домашнего задания у сопротивляющегося пациента (как показано в главе 10, дан­ная техника не применяется на ранних стадиях терапии, чтобы не вы­звать негативной реакции пациента).

Т: Я по-прежнему не уверен, что вы вовремя достанете и прочитаете копинг-карточку.

П: Наверное, вы нравы...

Т: Салли, давайте разыграем рационально-эмотивную ролевую игру? Мы уже делали это раньше. Я буду представлять вашу интеллектуальную часть, а вы будете своей эмоциональной частью. Поспорьте со мной от души, изложите все аргументы, которые вы используете, чтобы не читать копинг-карточку и начать заниматься. Вы начинаете.

П: Ну... Мне этого не хочется.

Т: Это правда, что мне не хочется, но это не имеет значения. Все равно, хо­чется мне или нет, я должна сделать это, и точка.

П: Но я могу сделать это позже.


 

Домашнее задание 307

 

Т: Действительно, могу. Но ведь мне свойственно не выполнять отложенное. И я не хочу закреплять эту вредную привычку, откладывая важное дело на потом. Зато я могу выработать новую, хорошую привычку.

П: Но от одного раза ничего не изменится...

Т: Да, это так. Один раз ничего не решает. С другой стороны, вода камень точит. Я быстрее добьюсь успеха, если буду использовать малейшую возможность закрепить эту новую привычку доводить запланированное дело до конца.

П: Не знаю... Я все равно не хочу.

Т: Я могу не обращать внимания на то, что я хочу или не хочу делать в данный момент. В конце концов, я хочу делать то, что должна делать, чтобы достичь своих целей и быть довольной собой. И я не хочу постоянно избегать действий, которые не хочу делать, и в результате быть очень недовольной собой.

П:...У меня больше нет аргументов.

Т: Хорошо. Теперь давайте поменяемся ролями и повторим диалог, а затем вы запишете его тезисы в свой блокнот.

После проведения рационально-эмотивной игры со сменой ролей терапевт может повторно предложить пациенту выполнить то же самое домашнее задание (" Как вы теперь смотрите на то, чтобы все-таки выполнить это домашнее задание? "). Если пациент согласится, следует совместно составить копинг-карточку, основываясь на содержании проведенной рационально-эмотивной игры. В другом случае терапевт может предложить внести изменения в содержан домашнего задания. Это гораздо лучше, чем позволить пациенту ощутить а неудачником, если он не выполнит взятые на себя обязательства.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал