Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Джулия Кэмерон – Путь художникаСтр 1 из 7Следующая ⇒
Джулия Кэмерон – Путь художника Ваша творческая мастерская ф Перевод Д.Сиромахи Cameron J. The Artist's Way: A Spiritual Path to Higher Creativity М.: Гаятри, 2005
Книга " Путь художника" за 10 лет своего существования изменила жизни более миллиона людей, а именно - их отношения к собственным креативным способностям, и помогла им реализовать свои мечты о творчестве. Джулия Кэмерон, знаменита яв богемных кругах США как выдающийся консультант по раскрытию творческих способностей человека, читает, что креативность - одно из фундаментальных качеств человеческой природы, настоящий духовный путь самореализации и выхода за рамки привычного восприятия жизни. Эта книга - практический курс, рассчитанные на 12 недель ежедневных занятий, помогающих начинающему (продвинутому) творцу (любому из нас) разглядеть и разбудить в себе новые, подчас неожиданные таланты.
Содержание Введение Духовное электричество: основные принципы Основные методы Неделя 1. Восстанавливаем чувство безопасности Художники-тени. – Защищая внутреннего творческого ребёнка. – Ваш внутренний враг: основные отрицательные убеждения. – Внутренний союзник: позитивные орудия. – Позитивные творческие утверждения. Задания и Проверка Неделя 2. Восстанавливаем чувство индивидуальности В своем уме. – Ядовитые друзья. – Вредители. – Скептицизм. – Внимание. – Дорожные правила. Задания и Проверка Неделя 3. Восстанавливаем чувство силы Гнев. – Синхрония. – Стыд. – Критика и как к ней относиться. – Детективное расследование. Упражнение. – Рост. Задания и Проверка Неделя 4. Восстанавливаем чувство целостности Подлинные перемены. – Погребённые мечты. Упражнение. – Воздержание от чтения. Задания и Проверка Неделя 5. Восстанавливаем чувство возможности Рамки. – В поисках реки. – Ловушка целомудрия. – Тест на ловушку целомудрия. – Запретные удовольствия. Упражнение. – Список пожеланий. Упражнение. Задания и Проверка Неделя 6. Восстанавливаем чувство изобилия Великий Творец. – Роскошь. – Счет. Упражнение. – Денежное безумие. Упражнение. Задания и Проверка Неделя 7. Восстанавливаем чувство связи Умение слушать. – Перфекционизм. – Риск. – Зависть. – Карта зависти. Упражнение. – Археология. Упражнение. Задания и Проверка Неделя 8. Восстанавливаем чувство устойчивости Выживание. – Сила слоновой кости. – Выигрыш под маской потери. – Возраст и время: продукт и процесс. – Заполняя форму. – Раннее воспитание. Упражнение. – Утверждения. Задания и Проверка Неделя 9. Восстанавливаем чувство сострадания Страх. – Энтузиазм. – Творческие развороты. – Разделываясь с преградами. Задания и Проверка Неделя 10. Восстанавливаем чувство защищенности Опасности на тропе. – Трудоголизм. – Засуха. – Слава. – Соперничество. Задания и Проверка Неделя 11. Восстанавливаем чувство независимости Признание. – Успех. – Дзен спорта. – Творческий алтарь. Задания и Проверка Неделя 12. Восстанавливаем чувство веры Доверие. – Тайна. – Игра воображения. – Скорость бегства. Задания и Проверка Эпилог Путь Художника: вопросы и ответы Приложение: Образование священного круга
Книга посвящается Марку Брайану. Он убедил меня написать её, помог придать ей форму и преподавал изложенный в ней курс вместе со мной. Без него этой книги не существовало бы. Введение Когда меня спрашивают, кем я работаю, я отвечаю так: «Я режиссер-сценарист, а ещё веду семинары по творчеству». Тут людям обычно становится интересно. «Как это? Разве можно научить творчеству?» – интересуются они то с пренебрежительным, то с пытливым выражением на лице. «Творчеству научить нельзя, – говорю я. – Зато научить людей позволять себе творить можно вполне». «Вы что, хотите сказать, что на это способен каждый?» – Теперь уже на их лицах борются недоверие и надежда. «Да». «Вы и правда в это верите?» «Да». «А что именно вы делаете?» Эта книга и есть то, что я делаю. Вот уже десять лет я веду семинары, целью которых является высвобождение творческого начала. Моими учениками были художники и не художники, музыканты и режиссеры, домохозяйки и адвокаты – словом, любой, кто хотел научиться жить более созидательно, занимаясь каким-либо искусством. Более того, любой, кто хотел бы научиться искусству жить творчески. За эти годы я нашла, изобрела, угадала разные приемы, а также была одарена ими свыше. Используя их, преподавая и рекомендуя другим, я видела, как исчезали преграды, мешающие творчеству, и менялись судьбы людей, и все лишь благодаря тому, что мы привлекали Великого Создателя к открытию и пробуждению в нас творческих сил. «Великий Создатель? Точно о каком-то индейском божестве. Звучит как-то слишком по-христиански, чересчур мудрено, слишком…» Глупо? Бесхитростно? Угрожающе? Не спорю. Воспринимайте это как тренировку восприимчивости или как игру. Просто скажите себе: «Ладно, пусть будет Великий Создатель, кем бы он ни был» – и продолжайте читать. Позвольте себе допустить, что где-то существует какой-то там Великий Создатель, который способен помочь вам высвободить творческое начало. Именно потому, что «Путь художника» по сути является ещё и духовным путем, который зарождается и практикуется в творчестве, в этой книге будет встречаться слово «Бог». У некоторых читателей оно может вызвать сомнения, напомнить устаревшие, бесполезные, неприятные или просто невероятные представления о Боге, которые им приходилось слышать с детства. Пожалуйста, сохраняйте непредвзятость. Помните: чтобы успешно освоить этот курс, понятие о Боге вовсе не обязательно. Мало того, многие общепринятые представления о Боге могут только помешать восприятию. Не позволяйте семантике стать ещё одной ловушкой, что заманивает вас в творческий тупик. Встретив слово «Бог» на страницах этой книги, можете смело заменить его чем-нибудь вроде «благосклонной направляющей силы» или «потока». Речь идет о творческой энергии. Бог – это краткая отсылка к ней, понятная большинству, но ничем не хуже и другие обозначения: Богиня, Разум, Вселенная, Источник, Высшая Сила. Да и не в том дело, чтобы как-нибудь её обозначить. А в том, чтобы попробовать ею пользоваться. Многие сочли очень полезным представлять себе эту энергию как духовное электричество. Обычный научный подход, в основе которого лежат опыты и наблюдения, без труда позволяет установить практическую связь с этим самым потоком благосклонной направляющей силы. Моя же цель не в том, чтобы объяснять, обсуждать и пытаться давать ему определения. Не нужно понимать природу электричества, чтобы пользоваться им. Не называйте данную энергию Богом, если вас это смущает. Нет вообще никакой нужды придумывать ей имя, если только это имя не служит удобной ссылкой на то, что вы пережили сами. Не притворяйтесь, будто верите, если это не так. Лучше оставайтесь атеистом или агностиком. Все равно вы сможете испытать на себе, как работа по изложенным мною принципам переворачивает жизнь. Как художник с художником, я работала с гончарами и фотографами, поэтами и сценаристами, танцорами и романистами, актерами и режиссерами. С теми, кто знал только, кем он мечтает стать, и даже с теми, кто мечтал лишь как-нибудь проявить себя творчески. Я видела, как «вошедшие в ступор» художники снова брались за кисть, как к отчаявшимся поэтам возвращалась их муза, а неуверенные в себе, застрявшие на одной фразе и обессиленные писатели стремительно исписывали последние страницы черновиков. Все это заставило меня не только поверить, но и твердо убедиться в следующем. Неважно, сколько вам лет и чем вы занимаетесь в жизни, неважно, является ли искусство вашей профессией, хобби или мечтой, – важно, что никогда не поздно заняться творчеством, и это не будет с вашей стороны проявлением эгоизма, тщеславия или глупости. Один мой пятидесятилетний ученик, который «всегда хотел писать», использовал мою методику и стал получать премии за свои пьесы. Ещё один, судья, воспользовался рекомендациями для осуществления мечты всей его жизни – стать скульптором. Конечно, не все после окончания курса делают творчество своим основным занятием. Но даже профессионалы отмечают, что становятся за время нашей учебы в большей степени людьми, а уж потом – творческими людьми. Опыт – мой собственный и тех, кого я могла наблюдать, – заставил меня поверить в то, что творчество – это наша истинная сущность, а все, что заводит нас в творческий тупик, неестественно и лишь мешает процессу, который когда-то был так же обычен и так же чудесен, как и тот, что дарит жизнь цветку на конце тонкого зеленого стебля. Я нахожу этот процесс установления духовной связи простым и безыскусным. Если вы находитесь в состоянии творческого «ступора» – а я считаю, что в той или иной мере его переживает всякий художник, – возможно, даже вероятно, что вы научитесь творческой свободе, последовав советам этой книги. Так же как во время занятий йогой у вас изменяется сознание, хотя вы всего лишь делаете растяжку, упражнения из этой книги тоже изменяют сознание, хотя вы только пишете и играете. Итак, выполняйте приведенные упражнения, а результат не заставит себя ждать, независимо от того, верите вы в это или нет, независимо от того, называете это духовным пробуждением или как-то иначе. Короче говоря, теория ничто в сравнении с практикой. Вы займетесь формированием в своем сознании каналов, через которые творческие силы смогут начать свое действие. Ваше творческое начало даст о себе знать, как только вы согласитесь очистить эти пути. В каком-то смысле оно похоже на кровь. Так же как кровь всего лишь объективная часть вашего физического тела, творческое начало – часть вашего духовного тела, которую не придется изобретать.
|