Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Студент Иванов доклад закончил!

Уважаемый преподаватель.

Студент 432 учебной группы Иванов

Докладываю основные результаты курсовой работы на тему «Методическое обеспечение боевой подготовки ……. института».

Актуальность темы исследования обусловлена необхо­димостью разрешения противоречия между современными требованиями к уровням подготовки солдат и сержантов по призыву и содержанием существующих программных документов для подраз­делений … вуза, обострившегося вследствие сокращения сроков службы военнослужащих по призыву с 2… года с двух лет до одного года, обусловившегонеобходимость переработки программ боевой подготовки, разработки новых форм и методов проведения занятий и методик их реализации.

Содержание изложенного и определило, таким образом, необходимость проведения самостоятельного исследования по теме, основные характеристики которого приведены на плакате № 1.

Объект исследования - процесс боевой подготовки подразде­лений … вуза.

Предметом исследования в работе является методическое обеспечение боевой подготовки подразделений … вузов, включающее обеспечение разработки программ и планов боевой подготовки, обеспечение разработки учебно-методических материалов и обеспечение профессионально-психологи­чес­­кого сопровождения личного состава.

Цель работы состоит в совершенствовании методического обеспечения боевой подготовки подразделений … вузов за счет разработки программы боевой подготовки, разработки и внедрения новых форм и методик обучения и обоснования рационального построения учебного процесса.

Для достижения поставленной цели гипотеза исследования была сформулирована следующим образом: совершенствование мето­дического обеспечения боевой подготовки подразделений за счет разработки и внедрения новой программы, внедрения методики обучения по специальной подготовке с применением средств компьютерного обучения и обоснования рационального построения структуры учебного процессаобеспечитвыполнение современных требований к уровням подготовки личного состава в нормативные сроки.

Содержание и последовательность решения частных задач исследования отображены на плакате 2 (показать!).

Анализ существующего состояния методического обеспечения боевой подготовки …. вузов позволил выявить следующее (показать на плакате № 3):

Во-первых, содержание существующих Программ боевой подготовки солдат и сержантов по призыву, не обеспечивает формирования требуемых уровней знаний, умений и навыков, в частности, по специальной подготовке, определенных современными требованиями к подготовке специалистов всех военно-учетных специальностей подразделений … вуза.

Во-вторых, формированию требуемых уровней знаний, умений и навыков, определенных существующими Программами боевой подготовки солдат и сержантов по призыву всех военно-учетных специальностей подразделений … вуза, в малой степени способствуют:

ограниченность и непродуктивность применяемых форм и методов обучения и нерациональное использования учебного времени в условиях растущего его дефицита и снижающегося в последние годы уровня общеобразовательной подготовки личного состава;

нелогичное и неадаптированное к специфике деятельности вуза построение структуры процесса боевой подготовки солдат и сержантов по призыву всех военно-учетных специальностей подразделений ….

Результаты проведенного анализа, отображенные на плакате 3, подтвердили, таким образом, актуальность темы и цели исследования и обусловили необходимость выработки, прежде всего, описательных моделей деятельности и моделей подготовки специалистов всех ВУС …. института.

Модели деятельности специалистов были разработаны на основе содержательной оценки служебной и специальной профессиональной деятельности солдат и сержантов … институтав форме профессиограмм, представленных на плакате 3 (показать!). Их содержание включает общие требования к личностным качествам военнослужащего… института, а также специфические требования, соответствующие различным уровням развития профессионально важных знаний, умений и навыков специалистов соответствующих ВУС. Важную составную частью профессиограмм составили типовые требования к уровням подготовки специалистов подразделений … вуза.

Совокупность выработанных требований при сохраняемом бюджете времени, отводимом на боевую подготовку, обеспечила исходными данными разработку модели подготовки специалиста соответствующих военно-учетных специальностей. Для разработки моделей подготовки специалиста был применен метод экспертного опроса. Для удобства представления модели подготовки главные функции боевой подготовки - обучение и воспитание - разделены на две сферы: сферу формирования личности военнослужащего, и сферу его профессиональной подготовки. Сфера профессиональной подготовки, в свою очередь, представлена в виде разделов программы боевой подготовки. Содержание базовой части профессиональной подготовки рассчитано на обеспечение обучаемых знаниями, умениями и навыками по общественно-государственной и общевоинской подготовке, а по специальной подготовке - знаниями, умениями и навыками, необходимыми для практической деятельности при выполнении служебных обязанностей.

Объединение моделей деятельности и подготовки специалиста на основе функциональных связей позволило наглядно представить модельспециалиста, отображенную на плакате 4 (показать!) для ВУС. …..

Совокупность разработанных моделей специалистов обеспечило, в свою очередь, решение следующей научной задачи – проектирования программы боевой подготовки, выполненной с использованием разработанной в процессе исследования методики в три этапа:

- на первом, исходя из требований к уровням знаний, умений и навыков, были определены перечень, структура и содержание каждого предмета обучения программы боевой подготовки, начиная с профилирующих;

- на втором этапе было осуществлено распределение бюджета учебного времени между предметами с учетом роли каждого из предметов в системе подготовки специалиста и необходимости достижения требуемого уровня усвоения учебного материала;

- на третьем этапе была определена последовательность изучения предметов в течение периодов обучения применительно к общему бюджету учебного времени.

При проектировании предметов боевой подготовки, преимущественно по специальной подготовке была использована методика построения логической структуры содержания обучения и содержания предметов боевой подготовки.

Фрагмент графической классификационной схемы структуры технической подготовки, тождественной другим предметам боевой подготовки, представлен на плакате 5 (показать!).

Составление логической структуры предмета боевой подготовки основывалось на сопоставлении данных о задачах, решаемых специалистом в его профессиональной деятельности с набором учебных элементов с принятием коллегиального экспертного решения на сокращение или добавление элементов на отдельных градациях структуры, до достижения соответствия необходимых для формирования знаний, навыков, умений и учебных элементов в структуре предмета боевой подготовки. Процедура выработки содержания обучения в соответствие выработанным целям была выполнена с использованием специальной формы (фрагмент содержания обучения специалистов ВУС … по технической подготовке), представленной на плакате 5.

Определение общего содержания подготовки по каждой отдельной дисциплине военнослужащих различных ВУС, деления учебного материала на отдельные учебные элементы и определения необходимых уровней усвоения учебного материала было осуществлено методом экспертного опроса.

Целью проведения экспертного опроса являлась задача определения содержания специальной подготовки по каждому отдельному предмету боевой подготовки военнослужащих различных ВУС; деления учебного материала на отдельные учебные элементы; определения необходимых уровней усвоения по каждому учебному элементу и потребного количества учебного времени на освоение специальных предметов боевой подготовки.

Для обоснования численного состава экспертной группы была использована методика определения минимального количества экспертов, обеспечивающая определение минимального количества экспертов.

Формирование персонального состава экспертной группы осуществлялось с использованием метода «снежного кома». В результате выполненной работы в экспертную группу были включены 10 офицеров, имеющих значительный стаж службы на различных должностях и высокий уровень знаний по рассматриваемой тематике.

Обработка частных экспертных мнений по результатам проведенного опроса осуществлялась с использованием метода комиссий, т.е., проведением открытой дискуссии для выработки единого согласованного мнения, окончательно оформляемого в виде программно-целевых структур специальной подготовки военнослужащих по каждой военно-учебной специальности (программно-целевая структура технической подготовки специалистов ВУС-….. представлена на плакате 6).

Структурно-логическая схема разработанной и примененной методики проектирования программы боевой подготовки подразделений … института представлена на плакате 7.

Выполнение вышеприведенных процедур в соответствии с избранной методикой позволило последовательно разработать уточненную Программу боевой подготовки подразделений … института и после утверждения ее начальником ….. внедрить в практику.

Структура программы боевой подготовки…. института с отображением содержания обучения представлена на плакате 8 (показать!).

Основными достоинствами разработанной и внедренной в процесс боевой подготовки программы, отличающими ее от ранее применявшихся программ, являются следующие.

Во-первых. В отличие от существовавших раннее программ боевой подготовки разработанная Программа включает подробное, логически обоснованное тематическое содержание учебной информации, подлежащей обязательному усвоению солдатами и сержантами по призыву всех ВУС и всех периодов службы.

Во-вторых. Программа боевой подготовки в максимальной степени адаптирована к специфической деятельности вуза и рассчитана на применение с учетом перспективы сокращения сроков военной службы по призыву с 2 лет до 1 года.

В-третьих. В отличие от существовавших раннее программ боевой подготовки разработанная Программа содержит подробныеорганизационно - методические указания по организации и проведению всех видов занятий по всем предметам обучения и для всех штатных ВУС… института, ориентирующие на реализацию типовых требований к уровням боевой подготовки военнослужащих.

В-четвертых. Важным для практического использования и применения достоинством разработанной Программы являетсясведение всех необходимых планирующих, расчетных и методических материалов для всех специальностей в один документ, что значительно облегчает работу как с собственно Программой, так и при планировании боевой подготовки различных подразделений института.

Особое внимание в работе, основывающееся на выводах из анализа методического сопровождения боевой подготовки подразделений…, было уделено разработке рациональной, максимально адаптированной к деятельности вуза структуры процесса боевой подготовки. Структурно-логические схемы процесса подготовки военнослужащих … института по ВУС … учитывающие специфику деятельности вуза в течение периодов обучения, представлены на плакатах 9, 10.

Уточнение содержания программы и структуры построения процесса боевой подготовки … института не позволяет говорить о законченности выполнения задачи по совершенствованию методического сопровождения боевой подготовки. Поэтому следующим шагом совершенствования методического сопровождения боевой подготовки военнослужащих …. института явилась разработка методики специальной подготовки … института с применением традиционных и новых форм и методов обучения. Полагалось, что выбор необходимых форм и методов обучения личного состава для достижения поставленных целей подготовки военнослужащих к выполнению задач по предназначению следует осуществить после определения рациональной структуры дидактического процесса.

В основу обоснования и выбора наиболее приемлемых организационных форм и методов обучения личного состава по специальной подготовке был положен деятельностный подход к организации и осуществлению обучения. Это объяснялось тем, что подавляющее большинство военнослужащих подразделений … выполняет свои служебные обязанности в должностях операторов. Проектирование процесса их подготовки, учитывая осуществление ими процедур управления образцами или комплектующими средствами военной техники в процессе боевой работы, следовательно, основывалось на применении методов обучения и тренировок операторов сенсомоторного типа деятельности.

Деятельностный подход к организации обучения операторов в настоящее время является наиболее разработанным. Однако он порождает, в свою очередь, много разных путей организации процесса обучения, объединённых в несколько направлений: развивающее, проблемное, программированное обучение, основанное на теории поэтапного формирования умственных действий, алгоритмизированное обучение, развивающее по знаково-контекстному типу, проектное обучение и т.д. Эта многосторонность обучения позволяет использовать преимущества того или иного направления для каждой конкретной ситуации, сообразно с возможностями и индивидуально-психологическими особенностями как обучающихся, так и самого обучающего.

Из всего многообразия форм и методов, реализующих деятельностный подход, были предложены и внедрены следующие, ранее не использовавшиеся в процессе боевой подготовки подразделений …:

- метод поэтапного формирования умственных действий, принципиальный смысл которого заключен в следующем: “выполняю действия – получаю знания о них” (этот метод был апробирован и хорошо себя зарекомендовал в ряде занятий по технической подготовке);

- контекстный подход при формировании профессионально-важных качеств (ПВК). Исходя из специфики решаемых задач подразделениями обеспечения, этот подход является наиболее приемлемым, так как, выполняя свои функциональные обязанности, личный состав находится в отрыве от классной УМБ и применение этого подхода становится единственно возможным. Другими словами, этот подход реализуется в виде служебно-плановых форм проведения занятий, рекомендуемых руководящими документами.

Вместе с тем, рассмотренные выше формы и методы проведения занятий, являясь новыми для процесса боевой подготовки подразделений …, реально, в особенности в отрыве личного состава от классной УМБ, не обеспечиваются средствами информатизации, что не позволяет рассчитывать на оптимизацию процесса боевой подготовки. С учетом этого был предложен и апробирован метод направленного обучения и контроля знаний, основывающийся на использовании новых информационных технологий.

Реализуемость одной из разработанных частных методик, основывающейся на применении метода направленного обучения и контроля знаний, обеспечивается применением компьютерной системы обучения. Последовательность действий руководителя и обучаемых в соответствии с предложенной методикой представлена на плакате 11 (показать).

Совокупность выработанных предложений по применению новых форм и методов проведения отдельных видов занятий, в том числе и с использованием новых информационных технологий была апробирована в ходе проведенного педагогического эксперимента в летнем периоде обучения на базе… института. Структура подготовки и проведения педагогического эксперимента представлена на плакате 12.

Сущность проведенного педагогического эксперимента состояла в том, что занятия в контрольной группе проводились по существующей программе с использованием традиционных форм и методов обучения, а в экспериментальной – по новой программе, с использованием предложенной методики специальной подготовки.

В качестве контрольной группы были выбраны 3 и 4 группы 1 подразделения и 2 группа 2 подразделения, в качестве экспериментальной - 1 и 2 группы 1 подразделения и 1группа 2 подразделения. Такое формирование контрольной и экспериментальной групп было выполнено для повышения статистической достоверности исследований в связи с малочисленностью взводов. Достоверность различий характеристик экспериментальной и контрольной групп после окончания эксперимента по расчетам составила 95%.

По результатам статистической обработки результатов эксперимента можно сделать вывод, что применение в процессе боевой подготовки экспериментальной группы предлагаемых новых форм и методов проведения занятий по специальной подготовке с военнослужащими ВУС…. привело к статистически значимым отличиям от результатов контрольной группы, в которой процесс боевой подготовки был организован с использованием традиционных форм и методов проведения занятий.

Качественный анализ результатов показал, что изменения произошли в сторону увеличения количества военнослужащих, показавших на итоговой проверке высокий уровень обученности (на 25%) и уменьшения количества военнослужащих с низким уровнем обученности (на 15%).

В связи с тем, что условия организации и проведения боевой подготовки в контрольной и экспериментальной группах были одинаковыми, за исключением используемых форм и методов проведения занятий по специальной подготовке, был сделан вывод, что эффект положительных изменений в уровне обученности военнослужащих, обусловлен именно внедрением в учебный процесс экспериментальной группы новых форм и методов проведения занятий.

Данное заключение подтвердило, таким образом, научную гипотезу исследования и позволило выработать предложения по подготовке сержантов и солдат подразделений … с использованием новых форм и методов проведения занятий, в том числе и с использованием информационных технологий.

Методические указания и предложения по реализации программ боевой подготовки сержантов и солдат … института на основе традиционных технологий обучения подробно изложены непосредственно в самой программе, в отчете о НИР.

Кроме того, разработаны предложения по применению рекомендуемых форм и методов проведения занятий (включая традиционные и новые) со специалистами всех ВУС института.

Фрагмент последовательности использования всех форм и методов по специальной подготовке в течение всего периода обучения представлен на плакате 10 (показать).

Таким образом, на защиту выносятся (показать на плакате № 1):

1. Модели специалистов.. института.

2. Методика проектирования программы боевой подготовки… института.

3. Методика специальной подготовки личного состава … вуза на основе применения новых форм и средств компьютерного обучения.

Основные научные и практические результаты исследования опубликованы в 6 статьях на депонирование и зарегистрированных…; в информационном сборнике «Вестник» № 6 20.. года, в учебно-методическом пособии «Методические указания по подготовке и проведению учебных занятий на базе автоматизированной обучающей системы»; использованы в отчете о НИР; доложены и одобрены 2 доклада в ходе межвузовских научных конференциях в … институте.

Результаты работы реализованы: в учебном процессе института.

 

Студент Иванов доклад закончил!

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тонкинскому райпо | Введение. по дисциплине «Бизнес-планирование»
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.022 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал