Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 14.






 

План

 

1.Прокурорский надзор за своевременностью и правильностью обращения к исполнению приговоров.

2.Участие прокурора в заседании суда надзорной инстанции, его заключение.

3.Участие прокурора в пересмотре судом дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

 

1.Прокурорский надзор за своевременностью и правильностью обращения к исполнению приговоров.

 

В соответствии с п. 8 ст. 399 УПК суд, вынесший определение или постановивший приговор, обязан осуществлять контроль за их исполне­нием. Согласно п. 9 ст. 399 УПК надзор за исполнением наказания, назна­ченного судом, осуществляется прокурором.

Обращая приговор к исполнению, судья направляет распоряжения:

- администрации следственного изолятора, если осужденный пригово­рен к лишению свободы и к моменту постановления приговора содер­жится под стражей;

- начальнику местного (районного, городского) органа внутренних дел, когда осужденный к лишению свободы к моменту обращения приго­вора к исполнению находится на свободе;

- инспекции или отделу исправительных работ районного (межрайонного) или городского отдела управления органов внутренних дел ­при осуждении виновного к исправительным работам без лишения свободы;

- судебному исполнителю - в случае необходимости взыскания штра­фа, осуществления конфискации имущества, взыскания причинен­ного материального ущерба и возмещения гражданского иска;

- администрации предприятия, учреждения или организации - в случае назначения судом такой меры наказания, как увольнение от должно­сти;

- органам управления различных ведомств или отраслей народного хо­зяйства, если осужденный лишен права занимать определенные долж­ности или заниматься определенной деятельностью;

- военному командованию, если осужденный подлежит направлению в дисциплинарный батальон или содержанию на гауптвахте.

Осуществляя надзор в стадии исполнения приговора, прокурор использует различные формы и применяет разные средства реагирования на обнаруженные нарушения закона. В необходимых случаях он приносит протест на незаконные действия судебного исполнителя или вносит представления в органы суда, в местные учреждения юстиции или внутренних дел с предложением устранить допущенные нарушения закона.

На прокурора возлагается обязанность осуществлять надзор не толь­ко за правильным, но и за своевременным обращением приговора к исполнению, чтобы обвинительный приговор приводился в исполнение по истечении срока на его обжалование или оставлении его в силе вышестоящим судом. В соответствии с ч. 3 ст. 399 УПК вступивший в законную силу приговор обращается к исполнению судом, постановившим приго­вор, не позднее трех суток со дня его вступления в законную силу или возвращения дела из кассационной инстанции. Приговор, не подлежащий кассационному обжалованию, вступает в силу с момента его провозглашения. Оправдательный приговор, освобождающий осужденного от отбыва­ния наказания, обращается к исполнению немедленно после его провозглашения. В случае нахождения подсудимого под стражей суд освобождает его из-под стражи в зале судебного заседания.

Лица, осужденные к лишению свободы, направляются для отбывания на­казания не позднее десятидневного срока со дня обращения приговора к исполнению либо со дня вступления в законную силу.

Приведение в исполнение приговоров в отношении лиц, осужденных к исправительным работам без лишения свободы, осуществляют город­ские, районные и межрайонные инспекции и отделы исправительных ра­бот органов внутренних дел, которые несут ответственность за своевре­менность и правильность исполнения приговоров, связанных с исправи­тельными работами без лишения свободы. Прокурор также выясняет, нет ли препятствий к обращению приговора к исполнению.

При осуществлении надзора за законностью обращения к исполне­нию приговора в части конфискации имущества прокурор проверяет, что­бы в приговоре было указано, какое имущество (определенная часть или конкретные предметы) подлежит конфискации. При этом должны быть строго соблюдены интересы государства: подлежащие конфискации имущество и ценности должны быть обращены в доход государства. В то же время прокурор должен обеспечить права и законные интересы осужден­ного или иных лиц в части сохранения имущества, не подлежащего кон­фискации, оставшегося во владении этих лиц.

В соответствии со ст. 402 УПК отсрочка исполнения наказания, изменение или прекращение применения принудительных мер безопасности, лечения, прекращение принудительного лечения в отношении лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, при­меняются судом, постановившим приговор или вынесшим определение, постановлениe.

Если приговор, определение, постановление исполняются вне района деятельности суда, принявшего эти судебные решения, указанные вопросы разрешаются рай­онным (городским) судом по месту исполнения приговора. Копии опреде­ления, постановления направляются суду, постановившему приговор.

В ч. 2 ст. 402 УПК определено, что освобождение от отбывания наказания по болезни, условно-досрочное освобождение от наказания, замена неотбытой части наказания более мягким наказанием, перевод из одной колонии или воспитательной колонии в другую колонию иного вида режи­ма, из колонии в тюрьму и из тюрьмы в колонию разрешаются определени­ем (постановлением) районного (городского) суда по месту отбывания наказания осужденным независимо от того, какой суд приговорил, вынесено определение или постановление.

В соответствии с ч. 3 ст. 402 УПК вопрос замены дальнейшего отбыва­ния пожизненного заключения лишением свободы разрешается судом, постановившим приговор, или одноименным судом по месту отбывания нaказания.

Перечисленные в ч. 4 ст. 402 УПК вопросы об отмене условного неприменения наказания и направлении осужденного для отбывания наказания, назначенного приговором в соответствии со ст. 78 УК, об освобождении от наказания осужденного, в отношении которого исполнение приго­вора отсрочено по основаниям, предусмотренным ст. 77 УК, а также об отмене такой отсрочки исполнения приговора и направлении осужденного для отбывания лишения свободы разрешаются определением (постановлением) районного (городского) суда по месту жительства осужденно­го или суда, постановившего приговор. Согласно п. 5 СТ. 402 УПК вопро­сы, связанные с исполнением приговора, разрешаются судьей единолично в судебном заседании с участием прокурора.

Участие прокурора при рассмотрении таких материалов является обязательным. Он выступает с заключением после объяснений лиц, участвую­щих в заседании. В случае вынесения судьей незаконного или необоснованного постановления прокурор, руководствуясь ст. 377 УПК, прино­сит частный протест на предмет отмены такого постановления.

В силу требований СТ. 349-364 УПК приговор суда должен быть не только законным и обоснованным, но и не вызывающим сомнений при его исполнении, составленным в ясных и понятных выражениях.

2.Участие прокурора в заседании суда надзорной инстанции, его заключение.

 

 

По уголовно-процессуальному законодательству пересмотр судебно­го решения, вступившего в законную силу, допускается лишь по протесту прокурора, председателя суда или его заместителей, указанных в законе. Вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда могут быть пересмотрены в порядке надзора по правилам, установленным уголовно- процессуальным законодательством.

Согласно ч. 2 СТ. 404 УПК протесты в порядке надзора вправе прино­сить:

l) Председатель Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь, их заместители - на приговоры, оп­ределения, постановления любого суда Республики Беларусь, за ис­ключением постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь;

2) председатели областного, Минского городского судов, прокуроры областей, города Минска, Белорусский транспортный прокурор в пределах своей компетенции - на приговоры, определения, поста­новления районного (городского) суда и определения судебной кол­легии по уголовным делам соответственно областного, Минского го­родского судов, рассматривавших дело в кассационном порядке;

1) председатель Белорусского военного суда, Белорусский военный про­курор и их заместители в пределах своей компетенции - на пригово­ры, определения, постановления межгарнизонного военного суда и определения судебной коллегии по уголовным делам Белорусского военного суда, рассматривавшего дело в кассационном порядке.

Лицо, принесшее протест, вправе его отозвать. Отзыв протеста допускается до начала судебного заседания, в котором протест подлежит рассмотрению (ч. 3 ст. 404 УПК).

В отличие от кассационного и частного протестов протест в порядке надзора может быть принесен на любое судебное решение. Для того чтобы решить вопрос, есть ли основания к принесению протеста в порядке над­зора, прокурор проверяет уголовное дело.

Право истребования из суда для проверки в порядке надзора уголовного дела, по которому приговор, определение или постановление вступи­ло в законную силу, принадлежит прежде всего прокурорам, уполномоченным приносить надзорные протесты, причем в пределах их территори­альной компетенции. Районные и городские прокуроры приносить про­тесты в порядке надзора не вправе. Но в соответствии с ч. 2 ст. 409 УПК и Законом о прокуратуре им принадлежит право истребования дела из районного (городского) суда. Если в результате проверки дела обнаружат­ся основания для принесения надзорного протеста, районный (городской) прокурор направляет дело вышестоящему прокурору, уполномоченному принести протест, со своим представлением, в котором излагает указан­ные основания. Подобным же образом поступает прокурор области или иной соответствующий ему прокурор, направляя дело с представлением Генеральному прокурору, если протест должен быть принесен в Верхов­ный Суд Республики Беларусь.

Правом обращения с жалобой по основаниям, указанным в п. 1 ст. 388 УПК (односторонность или неполнота судебного следствия; несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела; существенное нарушение уголовно-процессуального закона; неправиль­ное применение уголовного закона; несоответствие назначенного судом наказания тяжести преступления и личности обвиняемого), обладает осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик или их представители (ст. 408 УПК). Жалоба подается в письменной форме. Она должна быть рассмотрена не позднее одного месяца со дня ее поступления, а в случае истребования уголовного дела - не позднее одного месяца со дня поступления дела.

Поводом к истребованию дела также могут быть: ходатайства граж­дан, предприятий, учреждений и организаций о принесении протеста на приговор или иное судебное решение; сообщения в средствах массовой информации, в которых ставится вопрос о неправосудности решения, ини­циатива прокурора, если данные о нарушении закона получены им при непосредственном участии в рассмотрении дела (когда, например, кассационная инстанция не согласилась с его заключением или отклонила кас­сационный или частный протест), при проверке деятельности подчиненной прокуратуры и т.п.; представление нижестоящего прокурора либо по­ручение вышестоящего прокурора.

В соответствии с ч. 1 ст. 411 УПК уголовное дело по протест на вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда рассматривается надзорной инстанцией в судебном заседании не позднее пят­надцати суток, а Президиумом Верховного Суда Республики Беларусь - непозднее месячного срока со дня поступления уголовного дела с протестом.

Дела в порядке надзора рассматриваются судами с участием прокурора.

В соответствии с ч. 2 ст. 411 УПК в рассмотрении уголовного дела в порядке надзора принимают участие:

- в президиумах областного, Минского городского судов – прокуроры области, города Минска, Белорусский транспортный прокурор либо их заместители;

- в судебной коллегии по уголовным делам и военной коллегии Верхов­ного Суда Республики Беларусь - прокурор, уполномоченный Гене­ральным прокурором Республики Беларусь;

- в Президиуме Верховного Суда Республики Беларусь - Генеральный прокурор Республики Беларусь или его заместители.

Процедура рассмотрения дела в порядке надзора определена ч. 4 ст. 411 УПК, в соответствии с которой уголовное дело докладывается пред­седателем суда или по его назначению членом президиума или судьей, ра­нее не участвовавшим в рассмотрении дела. Докладчик излагает обстоя­тельства дела, содержание приговора, определения, постановления, про­теста. Докладчику могут быть заданы вопросы судьями, рассматривающи­ми дело. Если в судебном заседании участвуют осужденный, оправданный, их защитники, законные представители, потерпевший, гражданский ис­тец, гражданский ответчик, представители, они вправе после доклада су­дьи давать свои устные объяснения.

Прокурор, участвующий в рассмотрении дела, поддерживает принесенный им или вышестоящим прокурором протест или дает заключения по уголовному делу, рассматриваемому по протесту председателя суда или его заместителя.

В обсуждении протеста принимают участие, соответственно, только члены президиумов областного, Минского городского судов, Президиума Верховного Суда Республики Беларусь. Президиумы областного, Минского городского судов и Президиум Верховного Суда Республики Беларусь выносят постановление, а судебная коллегия по уголовным делам и военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь - определе­ние, которые принимаются большинством голосов. При равенстве голо­сов протест, рассмотренный в президиумах областного, Минского город­ского судов и Президиуме Верховного Суда Республики Беларусь, счита­ется оставленным без удовлетворения.

Определение (постановление) суда надзорной инстанции составляет­ся в совещательной комнате. Резолютивная часть вынесенного определе­ния (постановления) немедленно оглашается в зале судебного заседания председательствующим либо одним из судей.

Поддерживая государственное обвинение, опротестовывая незакон­ные и необоснованные судебные решения по уголовным делам, участвуя в кассационной и надзорной инстанциях, прокуроры нередко сталкива­ются со сложными спорными вопросами, связанными с применением законодательства. Зачастую те или иные нормы закона неодинаково понимаются и трактуются практическими работниками: следователями, судьями, ­ прокурорами. В подобных случаях в соответствии со ст. 32 Закона о прокуратуре Генеральный прокурор вправе обратиться в Пленум Вер­ховного Суда Республики Беларусь с представлением о даче судам разъяс­нений по вопросам применения тех или иных положений закона при рас­смотрении судами уголовных дел. Разъяснения Пленума имеют также зна­чение для других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение.

В представлении обосновывается правовая позиция Генерального прокурора по поставленным вопросам, формулируются конкретные предложения о том, какие разъяснения, по его мнению, следовало бы дать судам. Согласно закону участие Генерального прокурора в заседании Пленума обязательно. Пленум заслушивает представление по докладу Генерального прокурора или уполномоченного им лица, обсуждает поставлен­ные в представлении вопросы и принимает решение.

Производство в порядке надзора имеет много общих черт, объединяющих его с производством в кассационной инстанции.

Однако в отличие от рассмотрения дела в суде кассационной инстанции в надзорной инстанции участие в судебном заседании прокурора, как это следует из ч. 2 ст. 411 УПК, является обязательным. Прокурор в судеб­ном заседании поддерживает принесенный протест или дает заключение по делу, рассматриваемому по протесту председателя суда. Таким обра­зом, участие прокурора при рассмотрении уголовных дел судами надзор­ных инстанций - одно из условий, обеспечивающих вынесение законных, обоснованных и справедливых определений и постановлений.

Особенностью процессуального положения прокурора в надзорной инстанции является то, что в этой стадии процесса речь уже идет о провер­ке законности и обоснованности вступившего в законную силу судебного акта. В связи с этим осуществление функции надзора переходит уже к вышестоящему прокурору.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал