Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способы поддержания хорошей работоспособности у детей на занятии

Организация занятия

Занятие начинается не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя, который проверяет их внешний вид, привлекает внимание, рассаживает с учетом индивидуальных особенностей, учитывая проблемы в развитии (зрения, слуха и др.).

В младших группах: подгруппа детей может, например, расса­живаться на стулья полукругом перед воспитателем.

В старших группах: группа детей обычно рассаживается за парты по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности.

Организация зависит от содержания работы, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Занятие может начинаться и проводиться в игровой комнате, в спортивном или музыкаль­ном зале, на улице и т. п., стоя, сидя и даже лежа на ковре.

Начало занятия должно быть эмоциональным, заинтересо­вывающим, радостным.

В младших группах: используются сюрпризные моменты, ска­зочные сюжеты.

В старших группах: целесообразно использовать проблемные ситуации.

В подготовительных группах, организовывается работа дежур­ных, обсуждается, чем занимались на прошлом занятии (в целях подготовки к школе).

Ход занятия

Примерные части хода математического занятия

1. Математическая разминка (обычно со старшей группы).

2. Работа с демонстрационным материалом.

3. Работа с раздаточным материалом.

4. Физкультминутка (обычно со средней группы).

5. Дидактическая игра.

Количество частей и их порядок зависят от возраста детей и проставленных задач.

В младшей группе: в начале года может быть только одна часть — дидактическая игра; во второй половине года — до трех час рей (обычно работа с демонстрационным материалом, работа с раздаточным материалом, подвижная дидактическая игра).

В средней группе: обычно четыре части (начинается регуляр­ная работа с раздаточным материалом, после которой необходи­ма физкультминутка).

В старшей группе: до пяти частей.

В подготовительной группе: до семи частей.

Внимание детей сохраняется: 3-—4 минуты у младших дошкольников, 5—7 минут у старших дошкольников — это и есть примерная длительность одной части.

Виды физкультминуток:

1. Стихотворная форма (детям лучше не проговаривать, а правильно дышать) — обычно проводится во 2-й младшей и средней группах.

2. Набор физических упражнений для мышц рук, ног, спины и др. (лучше выполнять под музыку) — целесообразно проводить в старшей группе.

3. С математическим содержанием (применяются, если занятие не несет большой умственной нагрузки) — чаще применяет­ся в подготовительной группе.

4. Специальная гимнастика (пальчиковая, артикуляционная,, для глаз и др.) — регулярно проводится с детьми с проблемами в развитии.

Замечание:

• если занятие подвижное, физкультминутку можно не про­водить;

• вместо физкультминутки можно проводить релаксацию.

3. Итог занятия

Любое занятие должно быть законченным.

В младшей группе: воспитатель подводит итог после каждой части занятия. («Как хорошо мы поиграли. Давайте соберем иг­рушки и будем одеваться на прогулку».)

В средней и старшей группах: в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей. («Что мы сегодня узнали нового? О чем говорили? Во что играли?»). В подготовительной группе: дети сами делают выводы. («Чем мы сегодня занимались?») Организовывается работа дежурных.

Необходимо оценить работу детей (в том числе индивидуаль­но похвалить или сделать замечание).

Методические требования к занятию по математике (зависят от принципов обучения)

1. Образовательные задачи берутся из разных разделов про­граммы по формированию элементарных математических пред­ставлений и комбинируются во взаимосвязи.

2. Новые задачи подаются небольшими порциями и кон­кретизируются для данного занятия.

3. На одном занятии целесообразно решать не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление.

4. Знания даются систематично и последовательно в доступ­ной форме.

5. Используется разнообразный наглядный материал.

6. Демонстрируется связь полученных знаний с жизнью.

7. Проводится индивидуальная работа с детьми, осуществ­ляется дифференцированный подход к отбору заданий.

8. Регулярно осуществляется контроль над уровнем усвое­ния материала детьми, выявление пробелов в их знаниях и их устранение.

9. Вся работа имеет развивающую, коррекционно-воспитательную направленность.

 

10. Занятия по математике проводятся в первой половине дне в середине недели.

11. Занятия по математике лучше сочетать с занятиями, не требующими большой умственной нагрузки (по физкультуре, музыке, рисованию).

12. Можно проводить комбинированные и интегрированные занятия по разным методикам, если задачи сочетаются.

13. Каждый ребенок должен активно участвовать в каждом занятии, выполнять умственные и практические действия, отра­жать в речи свои знания.

Способы поддержания хорошей работоспособности у детей на занятии

• Словесная активизация.

• Чередование различных видов деятельности.

• Смена наглядного материала.

• Физкультминутки и релаксация.

• Трудный новый материал дается через 3—5 минут от нача­ла занятия до 15— 18-й минуты.

Навыки работы с раздаточным материалом (начинаем формировать со второй половины второй младшей группы, к концу средней группы желательно сформировать)

• Бережное отношение к наглядному материалу.

• Самостоятельная подготовка раздаточного материала к за­нятию.

• Выкладывание пособий слева направо, сверху вниз, беря ведущей рукой по одному предмету.

• Работать с раздаточным материалом только по заданию воспитателя.

Навыки учебной деятельности (начинаем формировать со средней группы, желательно к концу старшей группы сформировать)

• Соблюдать дисциплину на занятии.

• Сидеть, сохраняя правильную осанку.

• Тихо вставать и садиться, подходить к доске.

• Поднимать руку, только когда знаешь ответ.

• Отвечать, только когда тебя спросят.

• Давать ответы четко, громко, адресуя всем детям.

• Внимательно выслушивать ответы товарищей и уметь их исправить, не повторяясь (дети быстро учатся замечать чу­жие ошибки, необходимо это правильно использовать).

• Уметь внимательно слушать задание и осмысливать его.

• Выполнять задания самостоятельно после указания воспи­тателя.

• Владеть навыками работы с раздаточным и демонстраци­онным материалом и др.

37. Как показывает анализ современных программ по ма­тематике для первого класса и детского сада, в их содер­жании достигнута значительная преемственность. Харак­терно, что программы строятся на теоретико-множественной основе. Центральным понятием, с которым знакомятся дети и в детском саду, и в школе, является множество, а основным методом обучения - метод одновременного изу­чения взаимообратных действий.

В программе по математике условно можно выделить пять разделов:

- знания о количестве и счете,

- размере,

- форме,

- про­странстве,

- времени.

Усвоение программы, как подчерки­валось раньше, обеспечивает выпускникам дошкольных уч­реждений уверенное овладение математикой в школе. Так, для усвоения знаний первой темы программы в первом клас­се «Десяток» дети имеют достаточный уровень знаний. Они умеют хорошо считать предметы, звуки, движения, хоро­шо усвоили названия, последовательность и обозначение первых десяти чисел натурального ряда. Формирование по­нятия числа и арифметических действий над ними осуще­ствлялось в детском саду и продолжается в первом классе на основании практических операций с разными конечны­ми множествами. Этому способствует опыт, приобретенный детьми ранее.

В первом классе идет дальнейшее углубление знаний об отношениях между смежными числами натурального ряда, закрепляются навыки установления взаимооднозначного со­ответствия между элементами двух множеств накладывани­ем, прикладыванием и сравнением чисел.

В детском саду уделяется внимание развитию специаль­ной терминологии: названиям чисел, действий (прибавле­ния и отнимания), знаков (плюс, минус, равно). В школе углубляется процесс обогащения речи детей специальны­ми терминами. Дети усваивают названия данных и иско­мых, компонентов действий сложения и вычитания, учат­ся читать и записывать самые простые выражения и т.д.

Важное значение для изучения школьного курса мате­матики имеет своевременное ознакомление дошкольни­ков с арифметическими задачами и примерами. Выпуск­ники детских садов уже усвоили математическую сущ­ность задачи, понимают значение и содержание вопросов задачи, правильно отвечают на них, выбирают и аргу­ментируют выбор арифметического действия. В детском саду начинается, а в первом классе продолжается усвое­ние детьми таблицы сложения и вычитания в пределах десяти на основе знаний состава числа из двух меньших. Кроме того, в первом классе дети знакомятся с отдель­ными случаями сложения и вычитания, когда одно из числовых данных равно нулю.

Изучая тему «Десяток», первоклассники углубляют свои знания о геометрических фигурах, и прежде всего о много­угольниках (треугольниках, четырехугольниках и т.д.) и их элементах (стороны, углы, вершины). Начальные зна­ния об этом получены в детском саду. Они уже умеют выде­лять форму окружающих предметов, используя при этом геометрическую фигуру как эталон. Опираясь на матери­альные объекты вокруг, модели и изображения фигур, дети сравнивают, сопоставляют фигуры между собой, а это спо­собствует развитию индуктивного и дедуктивного мышле­ния, формирует умения делать простейшие выводы. Осо­бенно важно в этом возрасте — обеспечение целенаправ­ленного и достаточно полного для этого уровня познания анализа фигуры, на основе которого выделяются существен­ные признаки и происходит абстрагирование от несуще­ственных.

Первоклассники учатся выделять прямые и непрямые углы, чертить отрезки разной длины, изображать геомет­рические фигуры в тетрадях в клетку. Готовились они к этому еще в детском саду.

Положительно влияют на формирование знаний о числе представления детей о непрерывных величинах, что пре­дусмотрено программой детского сада, а также навыки в измерении условной мерой и такими общепринятыми ме­рами, как метр, литр, килограмм. В первом классе дети про­должают измерять протяженность, массу, вместимость, объем. Постепенно, начиная с детского сада и продолжая эту работу в школе, детей подводят к пониманию функци­ональной зависимости между измеряемой величиной, ме­рой и результатом измерения (количеством мер). Все эти знания расширяют понятие о числе, развивают мышление ребенка, его интересы и способности.

В программе первого класса предусматривается дальней­шее углубление знаний о пространственных и временных отношениях.

Как видно из сравнительного анализа программ детско­го сада и первого класса, программные требования образо­вательно-воспитательной работы преемственно связаны меж­ду собой. Дошкольные работники должны хорошо знать тре­бования школы, при этом не только объем, содержание знаний, но и их качественные особенности - государствен­ный стандарт: какого характера знания и умения необходи­мы первокласснику. Вместе с этим очень важно, чтобы учи­теля школ достаточно четко представляли себе уровень подготовки детей к школе. В таком случае учитель будет знать, на что ему опираться, от чего отталкиваться, начиная ра­боту по программе первого класса.

Преемственность, как подчеркивает А.М. Леушина, за­ключается совсем не в том, есть ли в «Программе детского сада» понятие «трапеция» или «обратная задача», а в том, умеет ли ребенок анализировать данную фигуру и задачу, выделять в них существенные черты и обобщать их.

58. Математический фольклор

СКОРОГОВОРКИ.

Скороговорка - шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов (Словарь русского языка под редакцией А. П. Евгеньевой)

Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.

Во дворе четыре Сашки на траве играли в шашки.

Шли три попа, три Прокопья попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопья попа, про Прокопьевича.

Полчетверта четверика гороху, без червоточинки.

Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали.

Три миллиона лимонов для миллиона хамелеонов.

У четырех черепашек по четыре черепашонка.

В один клин, Клим, колоти.

Три сороки, три трещотки потеряли по три щетки: три - сегодня, три - вчера, три - еще позавчера.

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Шесть мышат в камыше шуршат.

Три свиристели еле - еле свистели на ели.

Шестнадцать шли мышей, нашли по сорок грошей, две мыши поплоше нашли по две гроши.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

 

Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

 

Пословица с числами - форма народного творчества, имеющая очень многовековые корни. Распространено мнение, что данный вид творчества родился во времена первобытнообщинного строя, когда еще не существовало письменности. Пословицы вобрали опыт и мудрость многих поколений.

Без четырех углов изба не рубится.

 

Весна да осень - на дню погод восемь.

Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости.

Два сапога - пара.

Два часа собирался, два часа умывался, час утирался, сутки одевался.

Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.

Один в поле не воин.

Один пашет, а семеро руками машут.

Кто скоро помог, тот дважды помог.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года.

Раз солгал - навек лгуном стал.

Руки поборют одного, знанье - тысячу.

Трус умирает сто раз, а герой - один раз.

У ежа одна сила - колючки.

На одном месте и камень мхом зарастает.

 

 

СЧИТАЛОЧКА

СЧИТАЛОЧКА - ритмично произносимый стишок, в результате которого определяются места участников в детских играх (Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой).

Раз, два, три, четыре,

Жили мыши на квартире.

 

Чай пили, чашки мыли,

 

По три денежки платили.

Кто не хочет платить,

 

тому и водить.

Раз, два, три, четыре, пять,

 

Будем в прятки мы играть.

Небо, звезды, луг, цветы -

Ты поди - ка поводи!

Раз, два, три, четыре, пять,

Надо солнышку вставать.

Шесть, семь, восемь, девять, десять,

Солнце спит, на небе месяц.

Разбегайся кто куда,

Завтра новая игра.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Сидели два медведя

На липовом суку,

Один читал газету,

Другой месил муку,

Раз ку - ку, два ку - ку.

Оба шлепнулись в муку.

Сидел король на лавочке,

Считал свои булавочки:

Раз-два-три,

Королевой будешь ты!

 

ЗАГАДКА

 

ЗАГАДКА - малый жанр фольклора, представляющий собой " зашифрованное" образное описание предмета, явления или ситуации (Современная иллюстрированная энциклопедия. -М: Росмэн. под ред. проф. Горкина А. П. 2006 год).

Как одела сто рубах, захрустела на зубах (капуста).

На странице букваря 33 богатыря. Мудрецов богатырей знает каждый грамотей (буквы).

Сели на страничке 33 сестрички. Сели рядом - не молчат, нам загадки говорят (буквы).

Кулик - не велик, целой сотне велит: то сядь, да учись; то встань, разойдись (школьный звонок).

У меня знакомых - тьма. Не могу их счесть сама, потому что кто пройдет, тот и руку мне пожмет (дверь).

Сотнями глаз во все стороны глядит (наперсток).

В два ряда стоят - 10, 20, 100 подряд и квадратными глазами друг на друга глядят (улица).

12 братьев равно называются и разными делами занимаются (месяцы).

Рассыпался горох на семьдесят дорог: никто его не подберет (град).

Золотист он и усат. В 100 карманах - 100 ребят (колос).

Лето целое старалась - одевалась, одевалась... А как осень подошла, нам одежки отдала. Сотню одежонок сложили мы в бочонок (капуста).

Тысяча братьев одним поясом подпоясаны (колосья в снопу).

Один пастух 1000 овец пасет (месяц и звезды).

Нас семь братьев. Летами мы равны, а именами разны (дни недели).

56. Центром всей педагогической работы детского сада является методический кабинет-копилка традиций дошкольного учреждения. Все его содержание должно быть направлено на оказание помощи воспитателям в организации воспитательно-образовательного процесса, повышении педагогического мастерства, взаимодействии с родителями и просто в повседневной деятельности: подготовке к рабочему дню, педагогическому совету и т.д.

Содержание методического кабинета строится на 4 блоках:

Блок аналитико-диагностического обеспечения деятельности (анализ занятий, мероприятий, деятельности; разработка методических рекомендаций, экспериментальная работа; диагностика);

Блок повышения педагогического мастерства (аттестация, повышение квалификации, мастер-классы, индивидуальное консультирование);

Программно-методический блок (обновление содержания, создание образовательных программ различного типа, экспертиза авторских методических материалов);

Информационный блок (обобщение и распространение опыта, публикация методических пособий, создание дидактического и методического материалов, создание видеотеки).

 

Пособия методического кабинета ДОУ представляют собой комплекс:

Методических (печатных и рукописных).

Наглядных (натуральных и изобразительных).

Технических (экранных и звуковых, компьютерных) средств обучения в детском саду.

 

Исходя из этого методический кабинет призван обеспечить:

Построение образовательного процесса на основе приоритета общечеловеческих ценностей; жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

Адаптация ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;

Эффективное и оперативное информирование педагогов о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательного процесса;

Взаимодействие со структурами методической службы, родителями (законными представителями) воспитанников, социокультурными и образовательными учреждениями района, города.

 

Тематические разделы материалов методического кабинета ДОУ:

 

– нормативные документы;

– портфолио педагога;

– методическая и справочная литература;

– методические материалы и рекомендации;

– выставки;

– документация по содержанию работы ДОУ;

– детская художественная литература;

– фотоматериал;

– видеоматериал;

– познавательные видеокассеты;

– наглядный материал.

 

Рассмотрим некоторые из них.

 

В методическом кабинете имеются дубликаты отдельных нормативных документов, касающихся воспитательно-образовательной работы с детьми:

Семейный кодекс РФ;

Трудовой кодекс;

Федеральный закон от 24.07.1998 № 123-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”;

Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании”;

Приказ Минобрнауки России от 15.06.2005 № 178 “Об обеспечении выполнения Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года”;

Письмо Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения”;

Письмо Минобразования России от 26.05.1999 № 109/23-16 “О введении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки детских игр и игрушек”;

57. художественное оформление уголка, которое должно отвечать его назначению, привлекать и заинтересовывать детей. Для этого я использовала геометрические орнаменты или сюжетные изображения из геометрических фигур. Приемлемы сюжеты, действующими лицами которых являются любимые герои детской литературы: Незнайка, Буратино, Карандаш и др. В оформлении использовала также фотографии, увеличенные иллюстрации из книг по занимательной математике для дошкольников и родителей, детской художественной литературы.

Организацию уголка я осуществляла с посильным участием детей, что создаст у них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть.

 

55. Руководство самостоятельной математической деятельностью в уголке занимательной математики направляю на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм. Всю работу в уголке я организую с учётом индивидуальных особенностей воспитанников. Предлагая ребёнку игру, ориентируюсь на уровень его умственного и нравственно - волевого развития, проявления активности. Привлекаю малоактивных детей, заинтересовываю их игрой и помогаю освоить её. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребёнок видит с вои успехи. Тот, кто составил интересный силуэт, решил задачу, стремится к новым достижениям. Мое руководство направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.

Указания к руководству самостоятельной деятельностью детей в уголке занимательной математики: 1. Объясняю правила игры, знакомлю с общими способами действий, исключаю сообщение детям готовых решений. Стимулирую проявления самостоятельности в играх, поощряю стремление детей достичь результата.

2. Организую совместную игру с ребёнком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, их способы, подходы к решению задач. У ребят вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости сосредоточиваться, напряжённо думать в ходе поисков решения задач.

3. Создаю элементарную проблемно – поисковую ситуацию в совместной с ребёнком игровой деятельности. Я играю, составляя силуэт, отгадываю загадку, ходы лабиринта и в это время привлекаю ребёнка к оценке своих действий, прошу его подсказать мне следующий ход, дать совет, высказать предположение. При этом ребёнок занимает активную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков.

4. Объединяю в совместной игре детей, в разной степени освоивших её, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.

5. Организовываю разнообразные формы деятельности в уголке: соревнования, конкурсы (на лучшую логическую задачу, лабиринт, фигуру-силуэт), вечера досуга, математические развлечения.

6. Обеспечиваю единство воспитательно – образовательных задач на занятиях по математике и вне их. Целенаправленно организую самостоятельную детскую деятельность, с тем, чтобы обеспечить более прочное и глубокое усвоение детьми программного учебного материала, использование его в других видах элементарной математической деятельности, играх. Осуществляю всестороннее развитие детей, индивидуальную работу с воспитанниками, отстающими от сверстников в развитии, и теми, кто проявляет повышенный интерес, склонность к занятиям математикой.

7. Пропагандирую среди родителей занимательный математический материала для занятий с детьми в домашних условиях. Я рекомендую родителям собирать занимательный материал, организовывать совместные с детьми игры, постепенно создавать домашнюю игротеку. Единство в работе детского сада и семьи будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению их в школе. При формировании у детей математических представлений через занимательный материал я выдела несколько этапов, каждый из которых можно условно отнести к определенному возрасту детей.

54. Дошкольник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать в процессе образовательной деятельности внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И в этом помогут нетрадиционные занятия.

В современной дидактике ДОУ выделяются такие нетрадиционные формы:

 

Игры - соревнования.

(Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т.

 

КВН.

(Предполагает разделение детей на 2 подгруппы и проводится как математическая или литературная викторина).

 

Театрализованные игры.

(Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию)

 

Сюжетно-ролевые игры.

(Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким образом, задачи обучения).

 

Консультации. (Когда ребёнок обучается, консультируясь у другого ребёнка)

Игры по взаимообучению.

(Ребёнок-«консультант» обучает других детей сравнивать, классифицировать, обобщать).

 

Аукционы. (Проводятся как настольная игра «Менеджер»)

 

Игры-сомнения (поиск истины).

(Исследовательская деятельность детей типа тает - не тает, летает - не летает)

 

Игры-путешествия. Сказки. Диалоги. (Проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).Игры типа «Следствие ведут знатоки». (Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).Игры типа «Поле чудес». (Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей).Игры викторины. (Проводятся викторины с ответами на вопросы: Что? Где? Когда?

 

Особенность обучения дошкольников – его организация в форме игры и связанных с ними продуктивных и художественных деятельностей. Математические игры интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе и задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявить умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.

Современные методы развития познавательных способностей ребёнка в игровой деятельности.

 

Метод системного анализа

Интересная для детей игра с фигурами Дьенеща. 48 геометрических фигур характеризуются четырьмя признаками: форма, цвет, величина, толщина. Игры с фигурами Дьенеща разнообразны и не ограничиваются вариантами. Часто дети самостоятельно придумывают игровые задания. Например, «составление цепочки» по правилам: чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур или одинакового размера и т. д.

 

Метод сравнительного анализа

Игра «Круги Эйлера» или «Игры с обручами» предшествует формированию одного из важнейших общеобразовательных умений – умение классифицировать объект и развивает логическое мышление дошкольников. Дети учатся классифицировать предметы по 2 и 3 свойствам (цвет, величина, форма, размещать их в 4 и 8 областях, полученных от пересечения 2-х и 3-х кругов.

 

Метод моделирования и конструирования. В игре «Палочки Кюизенера» дети знакомятся с комплектом палочек, закрепляют количественный и порядковый счет, образование чисел в пределах 10, учатся сравнивать (6 < 7, 7 > 6, знакомятся с составом числа из единиц, упражняются в уравнивании палочек по сумме. В подготовительной к школе группе дети закрепляют состав числа из 2-х меньших (8 + 1 = 9, учатся складывать и вычитать, выполнять диктанты, составлять изображения и геометрические фигуры.

 

Метод вопросов.

Кроссворды, ребусы, такие задания как «Назови одним словом, а лучше двумя», «Лишнее слово», «Чем похожи и чем отличаются», «Подскажи словечко».

 

Решение логических задач.

Развитию логического мышления, сообразительности способствуют логические задачи, упражнения, головоломки.

 

Например: Какая фигура лишняя? Почему? Чем отличается одна картинка от другой? Какой фигуры не хватает? Чем 6 фигур одной группы отличаются от фигур другой группы? Что общего между лисой и стулом? Почему летит мыльный пузырь? и т. д.

 

И задачи, например: Незнайка, Буратино и Винни-Пух собрались на прогулку и взяли с собой в дорогу банан, помидор, апельсин. Что взяли каждый из них? Если Незнайка взял не круглое, а Винни-Пух – не красное?

 

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Это игры «Тинграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо». Дети учатся анализировать способы расположения частей, рассказывать и планировать ход составления. Игры посложнее, это: «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Пентамино». Здесь сложнее анализ, членение формы составляемого предмета на составные части, а также способы соединения одной части с другой.

 

Из всего многообразия головоломок дети отдают предпочтение головоломкам с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, т. е. дети составляют фигуры из определенного количества палочек, изменяют её, убрав определённое количество палочек или их перекладывают.

 

Метод экспериментирования и опытов.

 

Эксперимент «Как вода исчезает». Вода, как известно детям, может впитываться и испаряться. Возьмём разные предметы, например губку, газету, кусок ткани, полиэтилен, металлическую пластинку, кусочек дерева, фарфоровое блюдце. Аккуратно ложкой будем поливать их водой. Какие предметы не впитывают воду? Какие впитывают воду? Какие из них лучше это делают: весь предмет намокает или только то место, куда попала вода? Продолжим эксперимент. Нальём воду в фарфоровое блюдце. Воду оно не впитывает, это мы уже знаем по предыдущему опыту. Границу, до которой налита вода, чем-нибудь отметим, например фломастером. Оставим воду на один день и посмотрим: что произошло? Какая-то часть воды исчезла. Отметим новую границу, через день проверим уровень воды. Она не могла вытечь, не могла впитаться. Значит она испарилась и «улетела» в воздух в виде маленьких частиц. Эти эксперименты доступны дошкольнику. Их вполне можно использовать для развития у ребёнка интереса к экспериментированию.

 

Метод проектирования

Главная цель организации проектной деятельности - развитие у детей глубоких, устойчивых интересов к математике, на основе широкой познавательной активности и любознательности.

 

Практические виды деятельности доступны ребёнку: сравнение, классификация, преобразование, воссоздание, измерение, комбинирование, моделирование и др.

 

В основе большинства проектов лежит групповая работа детей, при этом работа в группах организуется с учетом индивидуальных способностей, возможностей и межличностных отношений конкретных участников проекта. Сами ребята определяют старшего в каждой группе и распределяют роли. При таком подходе ребята работают активно и самостоятельно. Роль воспитателя в этом случае – ненавязчивый контроль и, по необходимости, консультация детей перед их выходом на защиту проекта.

 

Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой, что позволяет детям почувствовать уверенность в себе, в своих силах, способствует повышению самооценки.

 

Метод проектов может использоваться по любой теме. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких дней. Осуществляя эту работу, дети могут составлять задачи с различными героями. Это могут быть сказочные задачи, «мультяшные» задачи, задачи из жизни группы, познавательные задачи и так далее.

 

Всесторонний подход к проектной деятельности обуславливается тесной связью занятий познавательного и художественного циклов, изобразительной деятельностью, музыкально-театральным творчеством и следовательно, органично вписывается в общую воспитательную задачу детского сада.

 

Исходя, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

 

-использование непосредственной образовательной деятельности в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех детей;

 

-можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль;

 

-нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи дошкольников;

 

-непосредственная образовательная деятельность способствует развитию умения работать самостоятельно;

 

-в группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры)

 

-ребята с удовольствием ждут таких игр.

 

Математические игры интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе и задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявить умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. А каким бы многоопытным воспитатель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои занятия интересными.

52. Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.

 

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: " ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ: ". Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Воспитатель 21 века -это:

Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

Умеющий организовать рефлексивную деятельность;

Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

 

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.

Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, я, как заместитель руководителя по ВМР пришла к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не " отстать от поезда современности". Предварительно изучив инновационные методы методической работы по самообразованию, я попыталась их структурировать и применить в работе с педагогами. (см. Приложения)

Инновационные направления методической работы

маркетинговое: изучение спроса педагогов

информационное: создание единой информационной, организационной, методической, коммуникативной учебно-воспитательной среды в ДОУ;

социально-адаптивное: подготовка педагогов к успешному выстраиванию профессиональной карьеры;

научно-экспериментальное: вовлечение педагогов в опытно - экспериментальную работу ДОУ

психолого-педагогическое: психологическая поддержка педагогов

управленческое: повышение компетентности педколлектива

 

Профессиональный рост педагогов возможен только тогда, когда созданы в образовательном учреждении определенные условия. Используемые мной диагностические карты, карты самообразования, анкеты, позволяют выявить трудности в работе педагогов, их потребности. После тщательного анализа каждому педагогу, в соответствии с его профессиональными потребностями создаются условия для работы с научно-педагогической информацией как в методическом кабинете, так и в Интернете. Мы стараемся сделать возможным трансформацию передового опыта деятельности наших педагогов на городском, районном и международном уровне. Педагоги МДОУ детского сада N 2 " Золотая искорка" систематически принимают участие в региональных и международных ярмарках педагогических инноваций, о чем свидетельствуют грамоты и дипломы; заместителем заведующей по ВМР разработан мониторинг, позволяющий отслеживать эффективность самообразования педагогов; администрация МДОУ способствует формированию атмосферы творчества и поиска в педагогическом коллективе.

Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс МДОУ.

Условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования

Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.

Условия профессионального роста

Самообразовательная работа над рефератом по теме

Чтение методической, педагогической и предметной литературы.

Обзор в Интернете информации по теме

Посещение семинаров, конференций, уроков коллег.

Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.

Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.

Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.

Изучение информационно-компьютерных технологий.

Общение с коллегами в МДОУ, городе и в Интернете.

Участие в конкурсах в Интернете.

Помещение своих разработок на сайтах в Интернете

 

Получение новой информации помогает нашим педагогам решать новые задачи, или с большим успехом справляться со старыми. В нашем дошкольном учреждении педагоги успешно занимаются самообразованием, которое предусматривает расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня профессиональной подготовки.

Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания, особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового. Сформировать данные умения у педагогов нам помогает созданная МДОУ " Школа педагога- дошкольника", целью которой является: Повышение результативности методической работы по самообразованию педагогов. Она предусматривает такие формы работы, как:

- стажировка у опытного коллеги;

-лекции по заявкам педагогов;

-Тренинги;

- Практикумы;

Направления деятельности " Школы педагога- дошкольника": формирование мотивации к освоению и внедрению новых технологий, творчеству, инициативе; работа в малых группах с презентацией педагогических достижений, самооценкой и коррекцией и т.п.

формы самообразования педагогов

индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня

коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе МДОУ.

 

Обучение начинается с формирования мотивации на самообразование, обеспечивается активная деятельность обучаемых

Результативность:

Молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

у педагогов будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом

" Школа начинающего педагога" поможет более успешно адаптироваться начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми.

При организации обучения учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие методисту отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.

 

51. Одно из самых первых требований начальной школы заключается в том, чтобы у выпускников дошкольных учреждений сформировать интерес к учебной деятельно­сти, желание учиться, создать прочную основу элемен­тарных математических знаний и умений. В соответствии с этим требованием дети должны знать числа в пределах десяти, уметь считать в прямом и обратном порядке по одному и группами, обозначать место того или иного числа в натуральном ряду, уменьшать или увеличивать число на несколько единиц (прибавлять и отнимать), понимать от­ношения между смежными числами, знать состав чисел из двух меньших, составлять и решать простые задачи и примеры на сложение, вычитание, пользоваться знаками +, —, =. Они должны уметь делить предмет на две, четыре равные части, знать, как они называются, на конкрет­ном материале устанавливать, что целое больше, чем часть этого целого.

Дети учатся обозначать размеры предметов непосред­ственно сравнением, а также с помощью измерений ус­ловной мерой и линейкой, чертить отрезки определен­ной длины. Они знакомятся с многоугольниками и их элементами: сторонами, углами, вершинами, должны уметь свободно ориентироваться на листе бумаги, в тет­ради, книге, во времени и в окружающем пространстве.

Однако современную школу не удовлетворяет формаль­ное усвоение этих знаний и умений. Дальнейшее обуче­ние в школе обычно зависимо от качества усвоенных зна­ний, их осознанности, гибкости и прочности. Поэтому современная дошкольная дидактика направлена на отра­ботку путей оптимизации обучения с целью повышения этих качеств. Выпускники дошкольных учреждений дол­жны осознанно, с пониманием сути явлений уметь ис­пользовать приобретенные знания и навыки не только в обычной, стереотипной, но и в измененной ситуации, в новых, необычных обстоятельствах (игра, труд).

Одно из главных требований начального обучения к ма­тематической подготовке заключается в дальнейшем разви­тии мышления дошкольников. Математика - это глубоко логическая наука. Введение ребенка даже в начальную эле­ментарную математику абсолютно невозможно без достаточ­ного уровня развития логического мышления.

 

50. Цель планирования

Обеспечить выполнение «Программы воспитания и обучения в ДОУ».

Значение планирования работы по математическому развитию

• Дает возможность систематично и последовательно решать программные задачи математического развития-детей.

• Помогает целенаправленно осуществлять работу по мето­дике математического развития.

• Конкретизирует программные задачи с учетом уровня раз­вития детей.

• Помогает всем детям и каждому ребенку в отдельности ус­воить программный материал.

• Обеспечивает комплексное решение образовательных, раз­вивающих, воспитательных и коррекционных задач.

Виды планирования

Перспективное (на месяц, квартал, год).

Календарное (по датам).

Тематическое (по определенной проблеме).

Комплексное (сочетающее разные задачи по различным

направлениям).

Индивидуальное (отражающее работу с одним ребенком).

 

Содержание планирования работы математическому развитию

• Занятия по математике.

• Работа вне занятий (во время других режимных процессов).

• Связь с занятиями по другим методикам.

• Индивидуальная работа.

Условия, помогающие правильно спланировать работу математическому развитию дошкольников

* Знание программы математического развития в ДОУ.

• Знание дидактических принципов обучения.

• Владение методикой математического развития дошколь­ников.

• Знание особенностей формирования математических пред­ставлений у детей в зависимости от возраста и проблем в развитии.

• Знание возрастных особенностей детей данной группы.

• Знание индивидуальных особенностей детей своей группы.

• Учитывание имеющихся знаний у детей.

• Совместное планирование обоих воспитателей, работаю­щих в одной группе.

• Повышение квалификации воспитателя путем изучения
передового опыта и современных требований к математи­ческому развитию дошкольников.

Требования к двухнедельному планированию работы по математическому развитию в ДОУ

1. Занятия по математике проводятся в середине недели в первой половине дня в сочетании с занятиями, не требующими высокой умственной нагрузки.

2. Количество занятий в неделю определяется программой (по типовой программе: во второй младшей, средней и старшей группах — 1, в подготовительной группе — 2).

3. На одном занятии решается обычно не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление.

4. В течение двух недель охватываются задачи из всех пяти разделов формирования элементарных математических пред­ставлений (количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени).

5. В других режимных процессах и на других занятиях идет подготовка детей к получению новых знаний по математике, за­крепление и применение изученного материала, индивидуальная
работа.

Замечание. Необходимо правильно формулировать задачи математического развития:

• новые задачи начинаются со слов: «научить», «дать поня­тие», «познакомить», «сформировать умение»;

• старые задачи начинаются со слов: «повторить», «закре­пить», «отработать», «совершенствовать умения».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Перевод сделан Жека1978 | Лекция 36. Палестина в конце II - сер. I тыс. до н.э. Израильско-Иудейское царство.
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.067 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал