![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Арабские источники VI-IX вв.
Тема ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН (VI-IX вв.) План Общая характеристика развития восточных славян в VI-IX вв. Византийские источники VI-IX вв. Западноевропейские источники VI-IX вв. Арабские источники VI-IX вв.
1. Общая характеристика развития восточных славян в VI-IX вв. Единая славянская общность, получившая название " праславяне" или " древние славяне", которая выделилась в середине II тысячелетия до н. э. из индоевропейской группы племен, в VI веке н. э. разделилась на три ветви: западные славяне (современные поляки, чехи, словаки), южные (современные болгары, сербы, хорваты) и восточные славяне, ставшие предками русского, белорусского и украинского народов. В VI в. восточные славяне представляли собой 15 крупных племен: 1) поляне, 2) древляне, 3) северяне, 4) полочане, 5) бужане, 6) волыняне, 7) вятичи, 8) кривичи, 9) радимичи, 10) дреговичи, 11) уличи, 12) тиверцы, 13) дулебы, 14) ильменские словене, 15) белые хорваты. Они расселились в бассейне реки Днепр, в районе среднего и верхнего его течения. В период VI-IX веков восточнославянское общество находилось на стадии разложения первобытнообщинного (родового) строя и перехода к феодализму, а именно – на стадии складывания предпосылок для возникновения классов и государства. Для этого периода были характерны следующие главные процессы. Основные процессы в экономике: 1) развитие пашенного земледелия как главной отрасли хозяйства; 2) возникновение ремесла; 3) возникновение собственной денежной системы и развитие торговли. Основные процессы в социальной и политической сферах: 1) распад родовой общины на отдельные семьи, превращение семьи в основную хозяйственную единицу, объединение семей в территориальные общины по принципу соседства, а не родства, то есть переход от родовой общины к соседской; 2) превращение родовой собственности на средства производства и продукты труда в семейную и личную собственность при сохранении в общинной собственности пастбищ, сенокосных угодий, водоемов и лесов; 3) возникновение городов, первыми и наиболее древними из которых были Киев и Новгород, возникшие предположительно в VI веке; 4) складывание предпосылок для возникновения государства. Государство – это социальный институт управления обществом в целом, обеспечивающий внутренние и внешние условия существования общества, основанный на силе или возможности ее применения. Социальный институт – устойчивое объединение людей для достижения общественно значимой цели. В процессе складывания предпосылок государства у восточных славян выделяются три этапа: 1) VI в. – образование трех крупных племенных союзов у восточных славян (Куява в районе Киева, Артания в районе Рязани или Чернигова, Славия в районе Новгорода); 2) VII - VIII вв. – выделение двух центров складывающейся государственности у восточных славян (Киев и Новгород); 3) IX в. – объединение Киева и Новгорода, образование раннефеодального государства Киевская Русь.
2. Византийские источники VI-IX вв. На протяжение VI-IX вв. восточнославянские племена испытывали сильное политическое, экономическое и культурное влияние Византийской империи. Тесные контакты Византии с восточными славянами привели к тому, что сведения об экономическом, политическом и культурном развитии славян отразились в сочинениях многих византийских авторов. 1) Прокопий Кесарийский (VI в.) " История войны с готами". 8 томов. Прокопий Кесарийский был советником и секретарем византийского полководца Флавия Велизария, участвовал в походах против персов и остготов при императоре Юстиниане. Прокопий не только был очевидцем ключевых событий истории Визпнтии того периода, но и благодаря своему положению имел доступ к информации, в том числе и секретной, на самом высоком уровне. Как секретарь Велизария, Прокопий вёл его переписку, составлял доклады Велизария Юстиниану, участвовал в переговорах с важнейшими государственными деятелями той эпохи, что придаёт особую ценность его произведению. Он использовал также материалы императорских архивов. В книге кроме политических и военных сведений, содержится и масса данных по этнографии народов и географии областей, посещавшихся Прокопием, психологические портреты участников событий и бытовые зарисовки. Прокопий одним из первых дал описание восточных славян, называя их антами и склавинами. Описывая общественных строй восточных славян, он определяет его как " народоправство или демократию". Под этим понимается развитая стадия первобытнообщинного строя, на которой племенами управлялись не только вождем, но и советом старейшин. 2) Менандр Протектор (Менандр Византиец) (VI в.) " История". Мена́ ндр Протектор – византийский дипломат и историк. При императоре Маврикии служил в императорской гвардии (отсюда его прозвание " протектор", т.е. защитник), принимал участие в войнах Византии с варварскими племенами. В своих работах использовал данные из дипломатической переписки, сообщения византийских послов, исторические сочинения, личные наблюдения, рассказы очевидцев, стремился к точности изложения полученной информации. " История" излагает события с 558 по 582 гг. Произведение сохранилось частично. Дошедшие до настоящего времени фрагменты описывают события второй половины VI в. Для этнополитических взглядов Менандра характерна терпимость по отношению к иноплеменным народам, редкая для византийца. В " Истории" описываются внешнеполитические отношения Византийской империи с аварами, тюрками, гуннами и славянами. Наряду с этим, автор приводит географические, этнографические и историко-культурные описания варварских народов. Информация Менандра характеризуется достаточной степенью достоверности, обилием и точностью непосредственных наблюдений. В частности, Менандр описывает один из эпизодов древнейшей славянской истории – войну славян с аварскими племенами 578 г. 3) Император Маврикий (правил в Византии в конце VI – начале VII вв., 582-602 гг.) " Стратегикон". Флавий Маврикий Тиберий Август (539-602) – византийский император в 582-602 гг. Вел успешные войны с Персией, расширил восточную границу империи, провел военные кампании на Балканах против аваров, в Италии успешно воевал против лангобардов. Маврикию традиционно приписывается " Стратегикон", являющийся выдающимся памятником византийской военной литературы.Ряд исследователей считает авторство императора сомнительным и обозначает автора как " Псевдо-Маврикий". Произведение представляет собой трактат о военном искусстве и состоянии империи. Это была энциклопедия военно-теоретических сведений, предназначенная для теоретической подготовки военачальников и для практического применения в военных операциях против варварских племен. В " Стратегиконе" описываются методы борьбы Византии с варварскими племенами, в том числе и славянами, анализируются методы ведения боевых действий славянскими племенами. Кроме того, Маврикий приводит ряд этнографических и историко-культурных описаний славянских племен, которые он называет склавами и антами. 4) Константинопольский патриарх Фотий (IX в.) " Беседы и послания". Патриарх Фотий I (820-896) – выдающийся византийский богослов. Среди его работ сохранились три сочинения, являющиеся первыми достоверно датируемыми греческими текстами, упоминающими о Руси. Это две гомилии (проповеди, беседы), произнесенные Фотием с кафедры собора Святой Софии в Константинополе перед горожанами во время нападения флота Руси на столицу Византии летом 860 г.: первая — в минуту смертельной опасности при нашествии «северных варваров», вторая — во время всеобщей радости при их отступлении. Особое значение этих гомилий в качестве источника состоит в том, что они являются свидетельством очевидца и адресованы непосредственным свидетелям происшедшего. Третий документ — «Окружное послание» Патриарха Фотия Восточным Патриаршим престолам, посвященное созыву Собора в Константинополе в 867 г., где Фотий упоминает о добровольном крещении воинственной Руси, ещё недавно причинившей столько бедствий христианам. Эти три отдельных произведения и объединены в " Беседы и послания". Помимо описания походов восточных славян на Византию, здесь содержится информация о начале распространения христианства на Руси, в том числе приведен важнейший факт – установление русской епархии в Киеве в 867 г. 5) Неизвестный византийский автор IX в. " Житие Георгия Амастридского". Данное произведение относится к агиографической литературе. Агиография – вид религиозной литературы, содержащий жизнеописания святых. Описывается поход русов на византийский город Амастриду (в Малой Азии) в 840-842 гг. и крещение вождя русов. Исследовательская традиция, идущая от В.Г. Васильевского, позволяет считать " Житие Георгия Амастридского" сочинением византийского агиографа диакона Игнатия, написанным до 842 г. и, следовательно, одним из первых упоминанием " росов" в византийских источниках. Это агиографическое произведение, житие святого Георгия, епископа г. Амастриды в 784-806 гг. Прославился тем, что заботился об украшении храмов, был защитником вдов и сирот, кормителем нищих и всем являл пример богоугодной жизни. Силой молитвы он отогнал от города Амастриды сарацин, опустошавших ее окрестности; избавил от смерти невинно осужденных в городе Трапезунте амастридских купцов. В житии описан исторический эпизод – как набег русов на византийский город Амастриду. Дата набега оценивается исследователями по-разному, наиболее вероятные даты – начало 830-х гг., либо 860 г. Согласно «Житию Георгия Амастридского», в церкви Амастриды русы попытались вскрыть гроб св. Георгия в поисках сокровищ, но это не удалось сделать, у них отнялись руки. Когда по совету местного пленника русы почтили христианского бога, руки обрели подвижность. Тогда поражённый чудом предводитель русов отпустил пленников и удалился с войском. По мнению ряда исследователей, принял крещение. 3. Западноевропейские источники VI-IX вв. История восточнославянских племен VI-IX вв. получила отражение и в ряде сочинений западноевропейских авторов. Важнейшими из западноевропейских источников являются следующие. 1) Готский историк Иордан (VI в.) " О происхождении и деянии готов" (" Гетика"). Это одно из крупнейших произведений эпохи раннего европейского средневековья. Иордан описывает историю готов, начиная с того времени, когда они покинули Скандинавию и высадились близ устьев Вислы, а затем продвинулись к Черному морю, и оттуда на запад, вплоть до пределов Италии и Испании. История готов, образовавших в V в. государства вестготов и остготов, доведена автором до 551 г. Кроме того, Иордан привел сведения из истории Северного Причерноморья и драгоценные, хотя и скудные свидетельства о древнейших славянах на Висле, на Днепре, на Днестре, на Дунае. В сочинении Иордана содержатся описания племен и народов, чьи земли граничили с готами. Среди славянских племен Иордан выделяет три группы: склавины, которые занимали территорию от Дуная до Карпат; венеды, жившие на территории от Карпат до Днестра; анты, заселявшие территории к востоку от Днестра. 2) Франкский историк Пруденций Труасский (первая половина IX века). " Бертинские анналы". Пруденций был придворным капелланом Людовика Первого Благочестивого (781-814) из династии Каролингов, императора Франкской державы. Пруденцию Труасскому приписывают авторство второй части Бертинских анналов, где описываются события 835-861 гг. Бертинские анналы представляют собой хронику исторических событий по годам. Под 839 г. помещено сообщение о народе рос, послы которого прибыли к византийскому императору Феофилу. Это свидетельство является одним из самых ранних упоминаний о Руси в западной Европе.
4. Арабские источники VI-IX вв. Среди арабских источников по истории восточных славян важнейшее место занимают труды арабских путешественников-географов. Главными из них являются следующие. 1) Арабский поэт аль-Ахталь (640-710 гг.) " Касыда" (поэма) – первое упоминание о славянах в арабских источниках. Автор называет славянские племена " златокудрые саклабы", в некоторых переводах – славяне красные, рыжие. Страна их именуется Славией. Отмечает, что это были грозные воины, вселявшие страх во врагов. 2) Арабский историк и географ аль-Якуби (IX в.) " История". Излагает события всемирной истории с библейских времен до 872 года. Описывая военные действия арабов в Закавказье, упоминает князя одного из восточнославянских племен, принимавшего участие в войне. 3) Иранский географ Ибн-Хордадбех (жил в 820-913 гг.) " Книга путей и государств" (написана в 846 г.). В ней дается историко-географическое описание Арабского Халифата и сопредельных территорий. В сочинении содержатся краткие упоминания о славянах и русах: автор пишет, что русы – это одно из славянских племен.
В целом письменные зарубежные источники VI-IX вв. представляют собой важнейшую группу источников, поскольку первые русские письменные источники, описывающие этот период, были созданы почти через 200 лет после рассматриваемых событий.
|