Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Маленькие рисунки чувств






 

 

Рисунок Влада. «Радость».

 

Влад для «увеличения» выбрал радость. Работа над рисунком его явно увлекала, особое внимание он уделял работе с цветом. Ему очень нравились зеленый и голубой. Он рисовал с сильным нажимом, растушевывая цвета пальцами. При наблюдении за ребенком было очевидным, что у него актуализировался внутренний процесс переживания. По завершении рисования Влад выглядел умиротворенным, спокойным.

Комментируя свой рисунок, Влад сказал что выбрал цвета травы и неба. Эти цвета вызывают у него радость. Также он сказал о том, что нарисовал человека, который радуется, что его не залило водой (фигура человека закрашена голубым цветом). Обсуждать свой рисунок Влад явно был не настроен. Для лепки он избрал трубочку со сгущенкой, которая ассоциируется у него с радостью.

Мама Влада практически не слушала, «погружаясь» в свой рисунок.

 

 

Рисунок Ларисы. «Грусть».

 

Лариса выбрала для изображения «грусть». Она очень долго колебалась в процессе выбора материалов – хотела взять краски, но не решилась и сделала рисунок мелками. Лариса работала с сильным нажимом, долго размышляя над каждой деталью. При этом она соотносила каждое сделанное движение с собственным внутренним состоянием. Она была очень увлечена работой, актуализация процесса переживания также была очевидной.

Комментируя свой рисунок, Лариса сказала, что изобразила осень, дождь и слякоть. На небе – тучи, а на земле – опавшая листва. Также она сказала о том, что ей больше нравится нижняя часть рисунка – «она более позитивная». Изображая чувство с помощью пластилина, Лариса вылепила «облачко» с грустной улыбкой. В процессе совместной рефлексии рисунка, образа и чувства грусти, стоящего за ними, она пришла к тому, что грусть бывает разной, и из нее может родиться радость. Грусть нужна для того, чтобы обдумать ситуацию и решить, что делать дальше. На рисунке изображена грусть, но деревья снизу дают надежду – наступит весна, и они распустятся. В конце работы меняет улыбку облачка на веселую.

Влад крайне заинтересованно слушает маму.

Анализируя психотерапевтический процесс, можно сделать предположение о том, что чувства мамы и сына очень похожи. Эта схожесть отмечается как в маленьких рисунках, так и в больших. Обращает на себя внимание почти полная идентичность больших рисунков – использование синего (голубого) и оттенков зеленого, разделение рисунка на верхнюю и нижнюю часть, использование элементов красного цвета (которые, как следует из маленьких рисунков, связаны с гневом, о котором в больших рисунках никто не говорит). Стоит отметить, что в процессе рисования мама и сын не видели рисунки друг друга. Интересным является тот факт, что, несмотря на схожесть рисунков, Лариса и Влад рисовали диаметрально противоположные чувства.

Интерпретируя процесс, мы можем сделать предположение о наличии сопротивления, связанного с выражением чувства злости у обоих членов семьи, с выражением силы чувства у Ларисы (отказ от использования красок) и признанием грусти и страха у Влада (закрашенная фигура человека, нарисованного черным цветом (цвет страха для мальчика) и комментарии к ней, сделанные «между делом»).

Члены семьи ориентированы на социально желательное выражение чувств, что является ограничивающим фактором в процессе переживания кризисной ситуации. В процессе работы у обоих членов семьи активизировалось актуальное переживание, что позволило переживанию совершать свою «работу». При этом осознание, пока болезненное для членов семьи, пока не было задействовано. Лариса смогла на более глубоком уровне поработать с грустью, найдя некоторые ресурсы в ее появлении. Откровенность Ларисы позволила Владу понять, что происходит с мамой и дало возможность в дальнейшем признать собственные чувства, что не происходило ранее из-за «двойных посланий». Также совместная работа показала, что мама пока не готова обратиться к чувствам и переживаниям сына, она сосредоточена на собственных переживаниях. Данное обстоятельство стало темой следующей работы с использованием арт-терапевтической техники.

2 сессия. «Диалог в рисунке». Членам семьи предлагается организовать диалог без слов в рисунке, предварительно выбрав себе карандаш одного цвета. Психолог наблюдает за характером взаимодействия. В конце упражнения организуется рефлексивное обсуждение, участники делятся своими чувствами, впечатлениями и ожиданиями.

Влад выбрал красный цвет, Лариса – бордовый. Начинает рисунок Влад. Нарисовав человека, он не ждет ответного действия мамы, продолжает рисовать. Лариса включается в работу, рисуя свой рисунок независимо от сына. Каждый рисует на своей половине. Через некоторое время после начала рисования, Лариса рисует дым и вопросительно смотрит на Влада. Тот рисует облако и дом, повторяющий дом Ларисы, ожидая реакции мамы. Лариса не предпринимает никаких действий. Влад продолжает ожидать реакцию мамы достаточно долго, после чего рисует уже сам. Мама в работу так и не включилась, в некотором замешательстве наблюдая за тем, что делает ребенок.

Обсуждая данный диалог с мамой и сыном, мы приходим к тому, что мама отдает инициативу ребенку, которой тот пользуется. Характеризуя этот диалог, Лариса описывает его как разговор, в котором «люди говорят на одну тему, но не слышат друг друга». Влад был готов к сотрудничеству, ожидая реакцию мамы, которой не последовало. При это ребенок был достаточно настойчив, нарисовав облако в ответ на рисунок дыма, нарисованный мамой; нарисовав такой же дом, как и она.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал