Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культура. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Материальная культура Тюрки были знакомы с процессом плавки металла в V в. Располагаясь вдоль Великого Шелкового пути, тюрки в VI – IX вв. строили вдоль караванных путей «сардобы» - купольные сооружения над колодцами. С приходом тюрков на территории Казахстана появляются каменные скульптуры «балбалы», которые устанавливались на местах захоронения знатных людей. В VI – IX вв. тюрки возводили памятники в стиле «дын» - строения из камня в виде юрты, опять же на местах захоронения людей. Эти памятники в стиле «дын» и «балбалы» относятся к доисламскому периоду. В период раннего средневековья некоторые города появлялись на местах постоянных зимовок. Рост числа городов, развитие оседлой культуры на территории Казахстана наблюдается в X – XII вв. Увеличение территории городов за счет формирования и роста рабада (внешней части города) наблюдается в X – XII вв. В этот же период увеличивается число городских жителей за счет оседания кочевников. В X – XII вв. на территории Казахстана архитектура общественных и религиозных зданий развивалась в соответствии с канонами ислама. С распространением ислама, новым элементом градостроения становится строение мечетей. В средневековом Казахстане расширению и укреплению взаимоотношений между городом и кочевым миром способствовало, прежде всего, заинтересованность во взаимной торговле. Периодом развития этих взаимоотношений в средневековом Казахстане были X – XII вв. Духовная культура Древние тюрки обладали собственной письменностью и пользовались руническим письмом. Древнетюркский рунический алфавит состоял из 35 букв, был создан на основе родовых тамг. Крупнейшими памятниками древнетюркской литературной письменности являются письмена «Культегин» и «Тоньюкук», созданные в период Тюркского каганата. Эти памятники являются историческими поэмами, написанными руническим письмом. На ряду с тюркским письмом в VI – IX вв. широкое распространение на территории Казахстана получило согдийское письмо. К литературе тюркоязычных народов VIII – IX вв. относится книга «Коркыт-ата». В XIII в. персидским историком Рашид ад-Дином был записан древний вариант поэмы «Огузнаме». В период раннего средневековья тюркские племена поклонялись Тенгри и женскому божеству Умай (хранительнице очага). В этот же период они поклонялись Кок Бори (волку). Распространение ислама на территории Средней Азии и Казахстана началось со вторжения арабов в первой половине VIII в.Распространение ислама оказало благотворное влияние на развитие различных отраслей знаний и науки на территории Казахстана. С X в. научные произведения стали писать на арабском языке. Один из первых ученых – Абу Насыр аль-Фараби писал свои труды на арабском. История, этнография, устное народное творчество, язык тюркских народов средневековья отображены в книге Махмуда Кашгари «Диуани лугат ат-тюрк». До наших дней дошла поэма караханидского поэта Ахмеда Иугенеки «Дар истины», написанная на тюркском языке. Так же дошло произведение Ахмета Йасауи «Диуан-и-Хикмет», где проповедуется любовь к Всевышнему, смирение, аскетизм. Учителем Йасауи был Арыстан-Баба. Один из учеников Йасауи, автор учебников по богословию – Сулеймен Бакыргани.
|