Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возрастное развитие: этапы и кризисы жизненного пути. Понятие и структура жизненного цикла личности.






Основные факторы и условия развития личности. Хронологический и психологический возраст. Методы определения психологического возраста. Зона ближайшего развития как механизм возрастного развития личности.

Основные факторы и условия развития личности:

1) Биологическая наследственность Биологические факты закладывают основу социальной жизни людей. Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Биологический фактор создает ограничения для социальных общностей, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность.

2) Физическое окружение. Известный социолог Питирим Сорокин в нескольких работах, обобщил теории многих ученых, согласно которым групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате, географических особенностях и природных ресурсах. К этой группе ученых можно отнести также философа Г.В. Плеханова и историка Л.Н. Гумилева. Теории, разработанные этими исследователями, являются хорошей основой для оправдания этноцентрического, националистического сознания, однако не могут оправдать решающего влияния физического фактора на развитие личности. Действительно, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды. В связи с этим можно сказать, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта.

Культура. Определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты, чем личность, воспитанная в христианской стране.

Групповой опыт. В самом начале жизненного пути человек не имеет своего собственного " Я". Он просто продолжает жизнь эмбриона как части материнского тела. Даже различение физических границ собственного тела от всего остального мира является результатом довольно длительного, последовательного изучения ребенком окружающей среды и последующего открытия того, что шум и движение вокруг его кроватки принадлежат иному миру, а не являются частью его собственного тела, как, например, пальцы или руки. То, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков, доказывает опыт социальной изоляции человеческого индивида.

Хронологический и психологический возраст Прожитое можно оценивать в четырех разных аспектах: календарный, биологический, психологический и социальный возраст. Причем львиная доля при определении биологического приходится именно на психологический возраст - то, на сколько лет человек чувствует себя. Относительно новый термин – «социальный возраст». Речь идет о нашем соответствии определенным социальным критериям - ученика, студента, работника. Так, если человек не создал семью до 30-ти, можно говорить о том, что роль, которая отвечает этому возрасту, он не освоил. Его немного отбросило назад во времени. Соответственно, это будет влиять и на его психологическое состояние, а, следовательно, и на биологический возраст. Впрочем, как отмечают психологи, многое зависит от того, как человек сам себя оценивает. Если женщина будет считать себя «старой девой», это будет влиять на него негативно, и процесс старения будет идти быстрее. Если же человек понимает, что в настоящее время ему действительно лучше оставаться самому и не считается с тем, как другие оценивают его состояние, это помогает оставаться молодым. Многие психологи советуют на полную чувствовать текущий момент – «здесь и сейчас», но этот полезный совет имеет свои «минусы». Живя одним днем, можно дожить и до 60-ти, зато потом на человека может внезапно напасть отчаяние. Существенно на психологический и на биологический возраст влияет то, как человек справился с возрастными кризисами

В целом биологический возраст человека показывает, насколько развиты и как функционируют его органы и системы. Поэтому при определении биологического возраста врачи в первую очередь обращают внимание на состояние сердечно-сосудистой, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата и психоэмоциональную сферу. Если вы без одышки поднимаетесь на девятый этаж, если у вас никогда не болело сердце - о старости думать рано. Чем больше воздушных шариков за короткий промежуток времени сможете надуть - тем моложе ваши легкие. На реальный возраст, говорят медики, влияет наследственность, местожительство, социальный статус. Очень много зависит и от того, где именно человек прожил до 18 лет. Тем, кто рос в более суровом климате, в дальнейшем легче адаптироваться и к другим условиям. Те, кто побывал за рубежом, замечают, что в благополучных европейских странах люди не выглядят на свои годы. Конечно, и материальное состояние важно. Но не менее важно и то, как человек относится к себе и окружающим. С позитивным мировосприятием даже болезни, если такие возникают, переносить легче.

Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом. Здесь за основу взяты те психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике каждого человека. Для детей они более или менее описаны, а для взрослых нужны дополнительные исследования. Общая картина здесь та же, что и с биологическим возрастом: если психические изменения отстают от хронологического возраста, то говорят, что психологический возраст меньше хронологического, и наоборот, при опережении ими хронологического возраста психологический возраст превышает хронологический. Наряду с общепсихологическими нормативами такими как, умственный возраст, психологи используют множество частных индикаторов, например степень нравственной зрелости человека, рекреационный возраст (насколько досуг подростка соответствует тому, что статистически типично для его возраста), психосексуальный возраст и т.д.

Зона ближайшего развития как механизм возрастного развития личности. Уровень ближайшего развития личности – показатель того, что человек может выполнить самостоятельно, но с чем справляется с небольшой помощью других. Зона ближайшего развития определяется содержанием тех задач, с которыми ребенок еще не может справиться самостоятельно, но решает с помощью взрослого. Это тот следующий шаг в развитии ребенка, к которому он уже готов, и требуется лишь небольшой толчок, чтобы шаг был сделан. Обучая ребенка чему-то новому, взрослый помогает ему решить ту самую задачу, к пониманию и овладению которой он уже готов, но самостоятельно с ней еще не справился. Л.С. Выготский подчеркивал, что если ребенок с помощью взрослого не справляется с задачей, значит, она находится за пределами зоны ближайшего развития и никакого развивающего эффекта иметь не будет; в лучшем случае удастся лишь натаскать ребенка на выполнение подобных заданий или действий. Зона ближайшего развития, демонстрируя еще скрытую от внешнего наблюдения меру зрелости психических процессов, имеет гораздо большее значение в плане прогноза и обучения, чем зона актуального развития, показывающая лишь то, что ребенок уже может.

Возрастное развитие: этапы и кризисы жизненного пути. Понятие и структура жизненного цикла личности.

Кризис новорожденности. Это период жизни новорожденного малыша до 1 месяца. В это время происходит первичная адаптация ребенка к окружающему миру: ему довольно тяжело переходить из среды водной и темной на свет и воздух. У ребенка к моменту рождения оказываются достаточно развитыми слух, обоняние, тактильная, болевая и температурная чувствительность, но в связи со средой они пока настроены на другую волну. В этот период происходит настройка ребенка на общение с взрослыми: в конце первого месяца появляется социальная улыбка, возникающая в ответ на обращение мамы или отца

Кризис одного года. Ведущей деятельностью на данном этапе является ходьба. Как правило, к этому моменту малыш начинает учиться вставать на ноги и делать полноценные самостоятельные движения уже в вертикальном положении. Второй момент - это появление зачаточной речи: в это время с ребенком надо разговаривать, стараться понять, что он хочет, как называет предметы, отвечать ему.И третий момент – это первые признаки самостоятельных решений, т.е. ребенок может впервые начать капризничать, делать что-то по-своему, отказываться от ваших просьб. Очень важно при этом не наказывать ребенка, а рарешать ему предпринимать то, что он хочет, самому.

Кризис трех лет. Первый признак этого кризиса – полный негативизм в поведении ребенка. При этом все его поступки идут вразрез с тем, что предлагают ему взрослые, т.е. ребенок не хочет что-нибудь делать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, он отказывается выполнять любую просьбу родителей. Второй признак – упрямство. Это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. И делает он так только потому, что он так сказал и держится в этом «до последнего».

Кризис семи лет. Ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. В это время идет борьба переживаний: с одной стороны он ведет себя, как раньше, т.е. свободно, так, как ему хочется, но с другой, начинает появляться первая самооценка, понимание своих действий. За счет такого дисбаланса ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада. Ребенок может строить из себя шута, он еще не определился, как себя вести: как маленькому или по-взрослому. Затем постепенно происходит утрата детской непосредственности: в поступки ребенка привносится интеллектуальный момент, который вклинивается между эмоциональным переживанием и непосредственным поступком, что является прямой противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку. Таким образом, к окончанию критического момента существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким-то правилом или образцом.

Подростковый кризис. В 12-14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса». Внешне это проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т. д. Подростковый кризис является пиком переходного периода от детства к взрослости. Подростковый кризис отличается от всех других кризисов большей продолжительностью. На образование подросткового кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы состоят в постоянном контроле со стороны взрослых, в зависимости и опеке, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать по своему усмотрению. Внутренние факторы состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное Подростковый кризис, связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами.

Кризис юношеский. Проходит в период 16-18 лет (у девушек пораньше – в 16-17, у молодых людей чуть позже – в 17-18). В этом возрасте завершается физическое, в том числе половое, созревание организма. В психологическом плане главной особенностью данного возраста является вступление в самостоятельную жизнь, когда происходит выбор профессии, дальнейшего жизненного пути, резко меняется социальная позиция и условия жизни (например, когда ребенок уезжает на учебу в другой город). В этот момент идет перестройка всей личности. С другой же стороны, начинается осознание важности роли другого человека в формировании собственной личности (это могут быть друзья, первая любовь, родители, учителя).

Кризис тридцати лет. Примерно к тридцати годам человек переживает кризисное состояние, некий перелом в развитии, связанный с тем, что его представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, уже не удовлетворяют его. Происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего «Я». Человек обнаруживает, что уже многого не может изменить в своей жизни, в себе: образование, профессию, привычный образ жизни. Кризис тридцатилетия проявляется в необходимости «что-то предпринять» и свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную ступень – во взрослость. Кризис тридцатилетия – название очень условное. Это состояние может наступить и раньше, и позднее, и случаться неоднократно, наплывами. Для мужчин в это время характерна смена работы или изменение образа жизни, однако их сосредоточенность на работе и карьере не меняется. Наиболее частым мотивом ухода со старой работы является неудовлетворенность чем-то на данном месте – обстановкой, зарплатой, напряженностью графика. У женщин во время кризиса тридцатилетия часто меняются приоритеты, установленные в начале ранней взрослости.

Кризис 40 лет. У части людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис 40 лет. Это как бы повторение кризиса 30 лет. Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению проблем. Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. Помимо проблем, связанных с профессиональной Деятельностью, кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. Потеря некоторых близких людей, утрата очень важной общей стороны жизни супругов – непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них – способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. И если кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает, семья может распасться. Кризис ухода на пенсию. Прежде всего негативно сказывается нарушение привычного режима и уклада жизни, нередко сочетающееся с острым ощущением противоречия между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью. Человек оказывается как бы «выброшенным на обочину» текущей уже без его деятельного участия общей жизни. Снижение своего социального статуса, потеря сохранявшегося десятилетиями жизненного ритма иногда приводят к резкому ухудшению общего физического и психического состояния, а в отдельных случаях даже к сравнительно быстрой смерти.С уходом на пенсию, нередко совпадающим с ускорением биологического старения, часто связано ухудшение материального положения, иногда более уединенный образ жизни. Кроме того, кризис может осложниться смертью супруга (супруги), утратой некоторых близких друзей.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал