Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оценка обстановки вблизи высоты 269,8
В поисках информации мы позвонили директору музея «Зайцева гора» Рокаш Тамаре Ивановне. Тамара Ивановна отнеслась с пониманием к нашему исследованию и оказала нам методическую помощь. Из ее рассказа мы поняли, что камнем преткновения стало Варшавское шоссе, с одной стороны – это транспортная артерия, по которой группа армий «Центр» Вермахта получала продовольствие, боеприпасы и медикаменты, с другой – это самый короткий путь на Берлин. Если взять во внимание стремление Иосифа Виссарионовича Сталина разбить немцев во что бы то ни стало в 1942 году, приказ Народного комиссара обороны СССР от 28 июля 1942 № 227 «Ни шагу назад!» говорит о необходимости наступления: «Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв. Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории, цепляться за каждый клочок советской земли и отстаивать его до последней возможности», а также приказ Гитлера, который давал следующие установки: «Цепляться за каждый населенный пункт, не отступать ни на шаг, обороняться до последнего патрона, до последней гранаты – вот чего требует от нас текущий момент. Каждый занятый нами населенный пункт должен быть превращен в опорный. Сдачи его противнику не допускать ни при каких обстоятельствах, даже если он окружен противником…», то не трудно догадаться, в какой «мясорубке» находились противоборствующие стороны. Из беседы с руководителем музея Рокаш Тамарой Ивановной мы также узнали, что силы противоборствующих сторон, принимавшие участие в боях под Зайцевой горой были практически равны. Незначительный перевес в живой силе имела Красная армия.
Тамара Ивановна рассказала нам, что в отличие от советской армии, в траншеях и окопах, опоясавших склоны высоты 269, 8 – самой высокой точкой Калужской области и Зайцевой горы, находился сильный, сытый противник, воевавший под командованием опытных военачальников, солдаты и командиры безукоризненно выполняли директивы Гитлера и под страхом смерти не покидали захваченных рубежей. В течение нескольких месяцев в боях за Зайцеву гору и высоту 269, 8 были уничтожены девять советских дивизий. 50-й армии Болдина было приказано наступать на соединение с 8-й воздушно-десантной бригадой через Зайцеву гору. Возможно ли было обойти этот рубеж обороны гитлеровцев на другом участке фронта? Для этого необходимо оценить обстановку и расположение войск. Анализируя полученную информацию, мы поймали себя на мысли, что немцы, оборонявшие высоту 269, 8, находились в более выгодных, если не сказать комфортных условиях, нежели наступавшие советские дивизии. Сухие, в полный профиль окопы со сплошной разветвленной сетью оборонительных сооружений: дзоты, минные поля, раскинувшиеся вдоль линии фронта более чем на километр, ряды колючей проволоки, вкопанные противотанковые орудия, полное господство немецкой авиации в воздухе, а самое главное – удобный выход на Варшавское шоссе, позволяющий эвакуировать в тыл раненых и своевременно перебрасывать подкрепление и боеприпасы на предполагаемое место прорыва советских дивизий. «Оглядись кругом – будто специально здесь все создано природой как образец неприступности... Сидит на той Зайцевой Горе страшное чудовище и харкает огнем» (Из воспоминаний ветерана войны Николая Васина). Позиции, занимаемые нашей армией, были крайне невыгодны. Южная часть автомагистрали, где была сосредоточена 50-я армия, находилась в низине. Основным препятствием для наступавших частей были поля с болотистой почвой и множеством мелких речушек. Одной из проблем для командарма 50-й армии было Шатино болото со следами довоенных торфоразработок, раскинувшееся в нейтральной полосе на территории в пятьдесят квадратных километров. Оставить его означало отдать в руки немцам участок русской земли, который был нами отвоеван с большими потерями. Еще перед самым началом боевых действий по овладению Варшавским шоссе Болдин назвал эту местность «мышеловкой». И не ошибся. Находясь на господствующих высотах, немцы могли просматривать ее на многие километры. Отсутствие лесного массива, наличие мелких кустарников позволяло им вести прицельный ружейно-пулеметный и минометный огонь. Все лощины, в которых были расположены деревни Фомино-I и Фомино-II, а также передний край немецкой обороны просматривались таким образом, что в дневное время подойти к ним незамеченными практически было невозможно.
|