![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Жизненный цикл фирмы
Любое предприятие проходит несколько этапов своей деятельности, на каждом из которых конкурентоспособность его отличается. Эти этапы составляют жизненный цикл предприятия. В современном менеджменте существует несколько концептуальных взглядов на закономерности развития фирмы. Профессор Л.Гриннер утверждает, что за время своего существования организация проходит пять разных фаз развития (эволюции), каждая из которых заканчивается революционным кризисом. Каждая следующая фаза жестко зависит от предыдущих. Мощность организации гораздо больше является функцией предыдущих решений и усилий, чем состояния современного внешнего окружения. Эта концепция рассматривает каждую фазу как результат предыдущей и как причину для следующей. Каждому эволюционному периоду присущ определенный доминирующий стиль управления, который используется для роста, и революционный период с кульминацией главных управленческих проблем, которые нужно решить, чтобы развитие могло продолжиться. Фазы могут быть коротко представлены следующим образом:
з Б чего?
е л 4. Кризис через со- р ь бюрократизма трудничество
ф о 3. Кризис 4. Рост через координацию и й контроля
м М 2. Кризис 3. Рост через делегирование ы а автономии
ы лидерства й 1. Рост через творчество
Молодой Старый Возраст фирмы
Рис. 2.2. Фазы роста фирмы как функция возраста и развития (по Л.Гриннеру)
Но эта модель, представляющая качественные изменения как результат продолжительности существования организации, предусматривает возможность кризисов только при относительно стабильном внешнем окружении и имеет ряд ограничений: * акцентирование на внутренних процессах и управленческих действиях не учитывает изменчивость внешнего окружения (в классической рыночной экономике, как определяют зарубежные исследователи, 1/3 причин банкротства предприятий является внешними, а 2/3 — внутренними, а отечественные исследователи даже считают это соотношение обратным); * внешняя линейность роста и связанный с этим одинаковый промежуток (срок продолжительности) фаз; * не предусматривает возможность продолжения роста наряду с некоторым снижением, что характерно для большинства современных фирм. Вторая концепция не имеет научной основы, она описывает генезис организации соответственно с периодами человеческой жизни. Выделяют 8 стадий, каждая из которых характеризуется рядом параметров. Эти параметры изменяются на стадиях, что связано с желанием обеспечить конкурентоспособность (см. табл. 2.1). Хотя эта концепция по сравнению с первой значительно больше учитывает состояние внешнего окружения, но отличается слишком большой биологичностью, наподобие социального дарвинизма, а кроме того она не отражает возможность кризисов при неминуемости возрождения. Наибольшее распространение нашел маркетинговый подход к определению жизненного цикла фирм (см. рис. 2.3).Суть его этапов следующая. Возникновение: связано с необходимостью удовлетворения интересов потребителей, с поиском и занятием свободной рыночной ниши; включает регистрацию, создание предприятия, поиск необходимых ресурсов для начала деятельности; главная цель фирмы на этой стадии — выживание. Становление: создание конкурентного преимущества предприятия, инвестиции нужно направить в наиболее значимые элементы, поиск своей ниши рынка, адаптация к внешним условиям; главная цель — обеспечить быстрый рост и захват своей части рынка; опасность — неправильно распорядиться инвестициями. Развитие: существенное усиление конкурентоспособности за счет увеличения спроса на продукцию и ее продаж, значительные инвестиции в развитие. Но со временем рост замедляется по ряду причин — прибыли привлекли конкурентов, конкуренция усилилась, имеющиеся мощности не бесконечны, издержки и доходы близки к предельным, необходима реконструкция, значительные капиталовложения, уровень рентабельности снизился, но все еще высок. Высшая точка (зрелость): состояние, когда конкуренция максимальная, все силы предприятия максимально напряжены, все показатели предельные. Во многом обеспечить высшую точку развития помогает случай.
Таблица 2.1
Жизненный цикл фирмы (биологическая теория)
Но уже стали заметны отрицательные тенденции, снижается доля рынка, присутствует отрицательный эффект масштаба производства. Спад: наступает, главным образом, за счет агрессивной политики соперников и за счет усиливающегося старения всех ресурсов. За ним может последовать реорганизация (если предприятие изыщет необходимые ресурсы, идеи, вовремя займется их разработкой и воплотит) или банкротство.
Рис. 2.3. Жизненный цикл, кризисные ситуации и банкротство фирм
Американскими исследователями установлена продолжительность циклов спада и подъема. Так, фаза подъема в среднем длится 3 года (от 1 до 8 лет), а фаза падения - 2, 8 года (от 2 до 12 лет). В странах, где рыночная система уже сложилась, соотношение предприятий, находящихся на разных стадиях, примерно одинаково. В РБ непропорционально высока доля предприятий на первых двух фазах (фактически новосозданные предприятия) и в фазе спада вплоть до предбанкротных состояний. Стабильно работающих предприятий в фазе зрелости почти нет. Возможность существования такого положения объясняется самим маркетинговым подходом. Жизненный цикл такой фирмы аналогичен нетрадиционным жизненным циклам товара или приведенной Ф.Котлером классификации жизненных циклов знаменитостей:
изменчивая карьера устойчивый подъем до супер-звезды
с последующим возвратом к популярности
Рис. 2.4. Примеры нетрадиционных жизненных циклов фирм
То есть, на всех стадиях жизненного цикла могут возникать кризисные ситуации (точки А, Б, В, Г на рис. 2.3). Их причины различны, однако почти все они лежат в области финансово-хозяйственной деятельности фирмы. Для их определения следует знать, каковы цели фирмы на данном этапе и насколько правильно они поставлены.
|