![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раскрыть сущность розничной торговой сети, охарактеризовать ее виды. Проанализировать эффективность стационарной розничной сети и перспективы электронной⇐ ПредыдущаяСтр 32 из 32
Розничная торговля завершает процесс товарного обращения, с ее помощью товары, произведенные в промышленности и сельском хозяйстве, доводятся до потребителей. Основным звеном, завершающим процесс обращения, является розничная торговая сеть, составляющая основную (примерно 2/3) часть материально-технической базы розничной торговли. Розничная торговая сеть представляет собой совокупность пунктов розничной продажи товаров. В ее состав включаются магазины, палатки, павильоны, киоски, торговые автоматы, автомагазины, предприятия посылочной торговли и т.п. Основными функциями розничной торговой сети являются: закупка товаров у поставщиков; организация завоза товаров в магазины; приемка и хранение товаров; подсортировка и подготовка к продаже; продажа товаров населению и мелкооптовым покупателям; наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах и услугах. Основными требованиями, предъявляемыми к розничной торговой сети, являются: реализация всевозрастающих масс товаров народного потребления с наименьшими затратами; обеспечение высокой культуры торгового обслуживания; сокращение издержек потребления, связанных с приобретением товаров; взаимосвязь с развитием сети предприятий культурно-бытового и коммунального обслуживания населения; учет принципов современного градостроительства. Факторы, влияющие на развитие и состояние розничной торговой сети: экономические (развитие производства товаров, транспорта, жилищного строительства, социально-культурной сферы рыночных отношений и т.п.); социальные (объем доходов населения и покупательского спроса, объем и структура розничного товарооборота и т.п.); градостроительные (размеры города, численность и плотность населения, размещение предприятий промышленности и социально-культурной сферы и т.п.); транспортные (направления и интенсивность транспортных потоков). Виды розничной торговой сети и их роль в обслуживании населения Важнейшим признаком классификации предприятий розничной торговой сети является организация торгового обслуживания. В зависимости от этого признака розничная торговая сеть подразделяется на стационарную, полустационарную, передвижную, посылочную и электронную. Стационарная торговая сеть включает магазины, через которые реализуется до 80—85 % товаров народного потребления. Размещают магазины в отдельно стоящих зданиях или на первых этажах жилых или административных зданий. Преимущества стационарной торговой сети: обеспечение более широкого ассортимента товаров; применение прогрессивных форм продажи и дополнительного обслуживания покупателей; обеспечение условий для хранения и сохранности товарно-материальных ценностей; создание оптимальных условий для подготовки к продаже, сортировки, обработки товаров; расширение возможностей для механизации и автоматизации торгово-технологических процессов; обеспечение более высокой культуры обслуживания и создание условий труда для работников торговли. Основной недостаток стационарной торговой сети заключается в относительной удаленности ее от обслуживаемого населения. Полустационарная торговая сеть включает мелкорозничную (палатки, ларьки, киоски, павильоны) и торговые автоматы. Преимущества полустационарной сети: обладает большой подвижностью, возможностью быстро развертываться и перемещаться, на ее строительство и эксплуатацию не требуется больших затрат. К недостаткам полустационарной сети следует отнести: узость ассортимента, трудности хранения товаров и контроля за соблюдением правил торговли, неудобства в работе продавцов, высокую трудоемкость торгово-технологического процесса. Передвижная торговая сеть предназначена для организации торговли в тех местах, где отсутствует сеть магазинов, автоматов, палаток, ларьков и подразделяется на развозную и разносную. Средствами развозной торговли являются автомагазины, автофургоны, вагоны-магазины, судомагазины. Разносная торговля применяется для обслуживания в местах отдыха, на железнодорожных платформах, стадионах, в поездах, самолетах гражданской авиации, распространена при продаже цветов, газет, книг, мороженого и некоторых других товаров. Посылочная торговля может осуществляться как специализированными базами (Белкоопсоюзом), так и отдельными предприятиями розничной торговли (универмагами, книжными магазинами). Через посылочную торговлю, как правило, осуществляется продажа товаров достаточного ассортимента. Электронная торговля происходит в форме коммерческих сделок, основанных на производстве и передаче электронных данных (текст, звук, изображение) с помощью сети Internet. Через электронную торговую сеть (Internet-магазины) можно продавать практически все. Поэтому сеть таких магазинов в мире растет бурными темпами. В странах СНГ ведется активная работа по созданию электронной торговли и ее интеграции в мировую систему. В России сегодня действует около 250 предприятий электронной торговли. В Минске в 2000 г. состоялась международная конференция по электронной торговле, планируется создать Межгосударственный центр электронной торговли. Пока же в Республике Беларусь имеется только около 40 предприятий, реализующих товары при помощи сети Internet.
|