Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обучение семьи
Это обязанность, которую глава семьи должен взять на себя в покорность повелению Аллаха:
«О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни».28
Этот аят — основной принцип, относящийся к обучению и воспитанию семьи, и приказыванию им делать добро, и запрещению им делать зло. Далее следуют некоторые из комментариев муфассиров, относительно этого аята, постольку поскольку, он относится к обязанностям главы семьи. Абу Катада сказал: «Он должен приказывать им повиноваться Аллаху и запрещать им неповиновение Ему, направлять их в согласии с повелениями помогать им в этом». Аллаха, и Ад-Даххак и Мукатиль говорили: «Обязанность мусульманина — обучать свою семью, включая родственников и наложниц, обучать, тому, что Аллах повелел им, и что Он запретил». 'Али (да будет доволен им Аллах), сказал: «Обучай их и воспитывай их». Ат-Табари (да помилует его Аллах), сказал: «Мы должны учить своих детей и жен религии и добродетели, и всему, в чем они нуждаются из хороших манер. Если посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) требовал обучение наложниц, которые
28 Коран, 66: 6.
были не свободными, тогда что вы подумаете о своих детях и женах, которые свободны?». Аль-Бухари (да помилует его Аллах) сказал в своем «Сахихе» в главе «Обучение мужчиной своих наложниц и жены» и указал на хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
...мужчина, который имеет наложницу, которую он обучает хорошим манерам и учит ее хорошо, и обучает ее знанию, и учит ее хорошо, затем он освобождает ее и женится на ней, — он будет иметь две награды"».
Ибн Хаджар (да помилует его Аллах), сказал, комментируя этот хадис: «Название главы относится только к рабыням, а к женам применяется аналогия, то есть, обучение свободной жены, ее обязанностям по отношению к Аллаху и Сунне Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), несомненно, является более существенным, чем обучение рабынь». В разгар деятельности мужчины, его работы и выполнения прочих обязанностей, он может забыть выбрать время для обучения своей жены. Одним из решений этого является выделение некоторого времени для своей семьи и даже для других, таких как, родственники, для того чтобы проводить домашние занятия. Он может известить каждого об его времени, и поощрять каждого приходить регулярно на занятия в свое время, так, чтобы это стало серьезной ответственностью, как для него, так и для них Нечто подобное случилось во время Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Аль-Бухари (да помилует его Аллах), своей главе: «Может ли женщине бьггь предоставлен день,
посвященный только приобретению знаний?» привел хадис от Абу Са'ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах): «Женщины сказали Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): " Мужчины все время занимают нас и мы не можем попасть к тебе, поэтому выбери день для нас". Так, он выбирал день, когда бы он мог встречаться с ними и обучать их». Ибн Хаджар сказал: «Подобное повествование было рассказано Сахлем ибн Абу Салихом от Абу Хурайра, согласно которой [Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), сказал им]:
" Наша встреча будет в доме такого-то и такого-то" и он пришел к ним, и разговаривал с ними».29
Из этого мы узнаем, что женщины должны быть обучаемы в своих домах, и видим насколько страстно жены сподвижников (сахаба) стремились учиться. Направление преподавательских усилий только на мужчин, а не на женщин — это серьезный недостаток со стороны проповедников (да'ийа) и глав семей. Некоторые читатели могут спросить, допустим, мы выделим день и скажем нашим семьям об этом, — чему мы будем учить на этих собраниях? С чего нам начать? Я (шейх Мунаджжид — прим. ред.) предлагаю вам начать с простой программы по обучению вашей семьи в целом, и женщин в частности, используя следующие книги: — Тафсир аль-'алляма Ибн Са'ди под названием «Тайсир аль-Карим ар-Рахман фи Тафсир Калям аль- Маннан», который опубликован в семи томах и написан в
29 Фатх аль-Бари, 1/195.
доступном стиле; вы можете прочесть его и обучать некоторым сурам и отрывкам из него. — «Рийад ас-Салихин» — вы можете обсуждать приведенные хадисы вместе с примечаниями и уроками, извлеченными из них. Вы можете также обращаться к книге «Нузхад аль-Муттакин». — «Хасан аль-Усва бима субита 'ан Аллахи уа Расулихи фил-Нусва», написанная аль-'алляма Сиддик Хасан Ханом. — Также важно учить своих жен некоторым из ахкамов фикх а, таким как, правила тахары, менструальной и послеродовой крови, салята, закята, сийама и хаджа (по возможности); некоторым правилам принятия еды и питья, одежды и украшений, суннан аль- фитра, правилам махарим (кто из родственников является махрамом, а кто нет), правилам пения, и фотографирования и т.д. — Среди важных источников такого рода информации — фатв ы ученых, такие как, сборник фатв шейха 'Абд аль-'Азиза ибн База и шейха Мухаммада ибн Салиха аль- 'Усаймина и др., изложенные в письменном виде или записанные на кассетах. Другой момент, который может быть включен в программу обучения женщин и членов его семьи — это напоминание им об уроках или публичных лекциях, даваемых правдивыми учеными и искателями знания, которые они могут посетить с тем, чтобы иметь доступ к прекрасным источникам знаний. Мы также не должны забывать и о радио передачах: «Иза'ат аль-Кур'ан аль-Карим»; другим средствам обучения является напоминание членам семьи об определенных днях, когда женщины могут посещать исламские книжные магазины и помощь им в этом, в рамках положений шариата (т.е. надлежащего хиджаба и • т.д.).
|