Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Какие религиозно-философские издания выходили в эмиграции, охарактеризуйте феномен авторской журналистики. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
6. Обозначьте круг тем и проблем доминирующих в публицистике русского зарубежья, направления идеологического противостояния. 7. С какими темами чаще всего была связана проблема обретения смысла жизни на Родине и в эмиграции? 8. Дайте общую характеристику проблемно-тематического своеобразия публицистики русского зарубежья. 9. Какие темы выходили на первое место в литературных дискуссиях? 10. Проблема «отцов и детей» в эмиграции: основные пути и плоды ее преодоления.
Лекция №4. Жанровое своеобразие публицистики русского зарубежья Рассмотрение публицистики русского зарубежья с точки зрения жанрового своеобразия вызывает интерес в связи, как с историей, так и теорией журналистики. Вспомним современные подходы к классификации жанров, принятые сегодня, характеристики структурно-композиционных особенностей аналитических и художественно-публицистических групп жанров и рассмотрим через их призму статьи, комментарии, рецензии, очерки, фельетоны, письма, принадлежащие перу русских эмигрантов. Каждый жанр как «особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую совокупность структурно-композиционных признаков» (по определению Л.Е. Кройчика) имеет особенные характеристики, родовые признаки. Например, комментарий содержит в себе оперативный отклик на событие, не претендует на его разносторонний и обстоятельный анализ, при этом важна не новость и быстрота передачи информации, а субъективная точка зрения на событие; предполагается прогностическая оценка факта или события, но смысловой доминантой комментария становится рассуждение по какому-либо поводу. Этот жанр был востребован в ситуации, в которой находились критики русского зарубежья. Перу Г. Адамовича принадлежит книга, названная «Комментарии», вышедшая в 1935 году в Париже и включившая в себя статьи, печатавшиеся в «Числах», о которых Г. Иванов говорил: «Эти статьи написаны для немногих, без оглядки на читателя. Порой даже кажется, что они написаны только для самого себя, - разговор наедине с самим собой» (Г. Иванов, т.3, с.614). Вспомним, что одной из характеристик комментария является субъективное рассуждение по тому или иному поводу. В антологии русского зарубежья мы найдем множество рецензий. Предметом анализа в рецензии является действительность, нашедшая отражение в произведении искусства, науки, публицистики. Анализ отраженной действительности интересен и сам по себе и в связи с личностью автора произведения. «Публицистический смысл рецензии состоит в том, чтобы оперативно откликнуться на появление конкретного произведения искусства и создать образ рецензируемого произведения, объяснить читателю или слушателю, как связаны между собой эстетически оформленный мир, фантазия творца и виртуальный мир искусства», - читаем у Л.Е. Кройчика. Обилие художественно-публицистических жанров, в частности, очерковых произведений, объясняется тем, что их жанровая природа, единство научного (социологического), публицистического и художественного начал, более всего отвечала характеру творческих задач. Всестороннее изучение ситуации, сложившейся в мире и России, помноженное на эмоциональное переживание перипетий собственных судеб давало в знаменателе обилие произведений, наделенных очерковой природой. Этот публицистический жанр давал большие возможности для всестороннего рассмотрения различных конкретных жизненных обстоятельств в исторической ретроспективе, позволял использовать при этом широкий спектр изобразительных средств, позволяющих передать эмоционально-чувственное отношение к отображаемой действительности. Различные варианты классификации очерка свидетельствуют о многомерности жанра. М.Н. Ким, принимая во внимание объект изображения и характер повествования, выделяет следующие виды очерка: художественно-изобразительные, художественно-публицистические и исследовательские. Рассмотрим ряд произведений на предмет определения специфики их формы: «Силуэты русских писателей» Ю. Айхенвальда, «Поющее сердце» И.А. Ильина и «Живые лица» З. Гиппиус. Все это очерки, в первом случае, исследовательские: в каждом «силуэте» Айхенвальда интересует, как в творчестве писателя отражается своеобразие его личности, тайная жизнь его души; известный русский философ обратился к жанру эссе, чтобы передать потомкам едва уловимый характер взаимообусловленности явлений внутренней жизни и обстоятельств внешней; своеобразие личности З. Гиппиус в ее очерках часто затеняет образ героя. Проанализировав данные произведения на предмет их жанрового своеобразия, мы еще раз убедимся в уникальности возможностей очерка. Интересно рассмотрение формы произведений, вошедших в публицистические сборники Б. Зайцева «Дневники писателя.1925-1939» и «Дни.1939-1972». Здесь мы найдем письма, очерки, рецензии и не только. Но все это отклики на «злобу дня». Б.Зайцев активно сотрудничал с рядом газет и журналов эмиграции, преимущественно из газетных публикаций были составлены его книги «Москва» и «Далекое». Зададимся целью определить жанры произведений Г. Иванова, собранных в третьем томе его собраний сочинений в разделе «Литературная критика». Выберем статьи и рецензии и обозначим их жанровые признаки. Проанализировав тексты, ответим на вопрос «Чем характеризуется творческая манера Г.Иванова-критика?» Например, в статье «Без читателя», опубликованной в журнале «Числа» №5 за 1931, Г.Иванов обсуждает проблему взаимоотношений писателя и читателя в условиях эмиграции. Эта тема лежит на поверхности, в глубине души писателя более всего волнует тема взаимоотношений писателя с Родиной и ее ответственности перед судом истории, на что прямо указывает последнее предложение статьи. Определите жанр публикации «Осип Мандельштам» («Новый журнал», №43, 1955). Темы курсовых и дипломных работ. 1. Проблемно-тематическое своеобразие публицистики русского зарубежья. 2. Особенности политической полемики в эмигрантской прессе (статьи Ф. Степуна, комментарии и рецензии Г. Адамовича и др. авторов). 3. Тема «серебряного века» в мемуаритсике русского зарубежья. 4. Литературно-критическое мастерство Г.Иванова, Г.Адамовича, М.Осоргина, В. Ходасевича, И.Одоевцевой, Н. Берберовой, З. Шаховской и др. (по выбору студента). 5. Общая характеристика изданий «Путь» (Н. Бердяев), «Русский колокол» (И. Ильин), «Новый град» (Г. Федотов). 6. Проблемно-тематическое своеобразие журнала «Путь», дискуссии. 7. Характеристика авторского коллектива «Русского колокола», его сторонников и оппонентов. 8. Идеи христианского социализма на страницах журнала «Новый град».
9. Эмигранты о русском культурном ренессансе рубежа веков: размышления о «бывшем и несбывшемся». 10. Русская классическая литература в оценках литературных критиков и философов-идеалистов. 11. Тема советской литературы в литературно-критической публицистике русского зарубежья. 12. Литературные журналы и дискуссии в эмиграции («Современные записки», «Числа», «Версты», «Новый журнал» и др.).
12. Творческая лаборатория аналитических жанров (статьи Ф.Степуна, комментарии и рецензии Г.Адамовича и др. авторов).
13. Творческая лаборатория художественно-публицистических жанров (анализ очерков Ю.Айхенвальда, М.Цветаевой, З. Гиппиус, И.Ильина, В. Ильина и др. авторов). 14. Литературно-критическое мастерство Г.Иванова, Г.Адамовича, М.Осоргина, В. Ходасевича, И.Одоевцевой, Н. Берберовой, З. Шаховской и др. (по выбору студента). 15. Философская мысль в автобиографической прозе А.Бердяева, Ф.Степуна и П. Сорокина. 16. Творческая лаборатория аналитических жанров (статьи Ф.Степуна, комментарии и рецензии Г.Адамовича и др. авторов).
Список произведений, предлагаемых для чтения студентам, изучающим спецкурс «Публицистика русского зарубежья» Аверченко А.Т. «Кривые углы», «Бритва в киселе», «Дюжина ножей в спину революции». Адамович Г. «Одиночество и свобода», «Комментарии», «Толстой», «Александр Блок», «Анна Ахматова», «Вклад русской эмиграции в мировую культуру». Анненков Ю. «Дневник моих встреч». Айхенвальд Ю. «Силуэты русских писателей». Алданов М. «Огонь и дым», «Современники», «Портреты», «Земли, люди». Берберова Н. «Железная женщина», «Курсив мой». Бердяев Н. «Русский культурный ренессанс конца XIX - начала XX веков» (глава из автобиографии «Самопознание»). Булгаков С. «Карл Маркс как религиозный тип». Бунин И. «Окаянные дни», «Миссия русской эмиграции». Вишняк М. «На родине». Волконский С. «Родина», «Быт и бытие». Газданов В. «Молодая эмигрантская литература и ее задачи». Гессен И.В. «Годы изгнания». Гиппиус З. «Живые лица». Горький М. «Несвоевременные мысли». Гуль Р. «Я унес Россию». Деникин А. «Очерки русской смуты». Дон-Аминадо. «Парадоксы жизни», «Наша маленькая жизнь». Зайцев Б. «Далекое». Зеньковский В. «Памяти А.С. Пушкина», «Памяти Л.И. Шестова», «С.И. Гессен как философ», «Идея христианского реализма». Иванов Г. «Третий Рим», «Петербургские зимы». Ильин В. «Эссе о русской культуре». Ильин И. «О сопротивлении злу силою», «Наши задачи», «Одинокий художник», «Переписка двух Иванов», «Поющее сердце». Керенский А. Из истории русской революции Концевич И.М. «Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси», «Оптина Пустынь и ее время». Кузьмина-Караваева Е. «Русская география Франции», «Достоевский и современность», «Миросозерцание Вл. Соловьева», «Православное дело». Кузнецова Г. «Грасский дневник». Лосский Н. Милюков П. «Россия на переломе», «Очерки по истории русской культуры». Муратов П. «Искусство и народ». Набоков В. «Лекции по русской литературе». Одоевцева И. «На берегах Сены», «На берегах Невы». Осоргин М. «Письма о незначительном», «Времена». Святополк-Мирский Д. Есенин. Седых А. Слоним М. «Десять лет русской литературы». Сорокин П. «Дальняя дорога». Струве П.Б. Русская литература в изгнании. Тальберг Н.Д. «Святая Русь». Терапиано Ю. «Литературная жизнь русского Парижа за полвека (1924-1974). Эссе, воспоминания, статьи». Теффи. «Миниатюря и монологи», «Ностальгия». Трубецкой «Минувшее». Федотов Г. «Лицо России», «Трагедия интеллигенции», «Проблемы будущей России», «Сумерки Отечества», «Россия Ключевского». Флоровский Г. «Из прошлого русской мысли», «Блаженство страждущей любви (К 100-летию со дня рожд. Ф.М.Достоевского), «Смысл истории и смысл жизни», «Окамененное бесчувствие», «Евразийский соблазн», «Тютчев и Владимир Соловьев». Цветаева М. «Кедр». Черный А. «Несерьезные рассказы», «Солдатские сказки». Четвериков С. «Бог в русской душе». Шаховская З. «Отражения», «В поисках Набокова», «Таков мой век». Шаховской Дм. «Революция Толстого», «Спор московских академиков», «Пирогов – хирург и мыслитель», «Библия и медицина», «Страдание и свобода» и др. Шмелев Ив. «Старый Валаам», «Душа Родины», «Русское дело», «Как нам быть?» Яновский В. «Поля елисейские». Литература по теме Литературная энциклопедия русского зарубежья. 1918-1940/т.2. Периодика и литературные центры. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. Литературная энциклопедия русского зарубежья. 1918-1940/т.4. Всемирная литература и русское зарубежье. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. Агеносов В.В. Литература русского зарубежья (1918-1996). – М,: Терра, 1998. Журналистика русского зарубежья XIX – XX веков: Учеб.пособие. Под ред. Г.В. Жиркова.- СПб., 2004. Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции: 1919-1939.М., 1993. Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический биографический словарь. М., 1997. Русское литературное зарубежье. Сб. обзоров и материалов. М., 1991-1993. Вып.1-2. Челышев Е.П. Российская эмиграция: 1920-30-е годы. История и современность. М., 2002.
|