Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дальше!
" …н_е в_е_д_а_я о_б_р_а_т_н_о_г_о о_т_л_и_в_а" … (" …н_е_с_у_т_с_я в П_р_о_п_о_н_т_и_д_у и в Г_е_л_л_е_с_п_о_н_т"). Почему глаза сильнее раскрываются?! Энергичнее излучают?! И руки медленно, величаво тянутся вперед?! И все тело и весь я тоже?! В темпе и ритме тяжелой перекатывающейся волны?! Вы думаете это расчет, актерский эффект? Нет! Уверяю вас! Это делается само! Я осознал эту игру потом, когда она уже была окончена! Кто же это делает? Интуиция? Подсознание? Сама творческая природа? Может быть! Знаю только, что п_с_и_х_о_л_о_г_и_ч_е_с_к_а_я п_а_у_з_а помогла этому! Создает настроение! Дразнит эмоцию! Заманивает ее в работу! Подсознание тоже помогает! Сделай я это сознательно, с актерским расчетом, вы бы приняли за наигрыш! Но сделала сама природа… и всему веришь! Потому что – естественно! Потому что – правда! " …в_п_е_р_е_д, в_п_е_р_е_д н_е_с_у_т_с_я в П_р_о_п_о_н_т_и_д_у и в Г_е_л_л_е_с_п_о_н_т". Опять post factura понял, что во мне создалось что-то зловещее! Сам не знаю, отчего и в чем! Это хорошо! Это мне нравится! Задерживаю п_с_и_х_о_л_о_г_и_ч_е_с_к_у_ю п_а_у_з_у! Не все выразил! Как задержка дразнит и разжигает! И пауза стала действеннее! … Опять дразню природу! Завлекаю в работу подсознание! Есть много манков для этого! Подхожу к высокой ноте: " Геллеспонт"! Скажу и потом опущу звук! … Для нового последнего разбега! " Т_а_к з_а_м_ы_с_л_ы м_о_и к_о_в_а_р_н_ы_е Н_е_и_с_т_о_в_о п_о_м_ч_а_т_с_я, | и у_ж н_а_з_а_д Н_е в_с_т_у_п_я_т н_и_к_о_г_д_а | и к п_р_о_ш_л_о_м_у О_н_и н_е в_о_р_о_т_я_т_с_я, | А б_у_д_у_т в_с_е н_е_с_т_и_с_ь н_е_у_д_е_р_ж_и_м_о…" Сильнее вычерчиваю загиб. Это самая высокая нота всего монолога. " …а б_у_д_у_т в_с_е н_е_с_т_и_с_ь н_е_у_д_е_р_ж_и_м_о…" Боюсь ложного пафоса! Сильнее держусь задачи! Внедряю свои в и дения! Интуиция, подсознание, природа – делайте, что хотите! Полная свобода! А я сдерживаю, дразню паузами. Чем больше сдерживаешь, тем больше дразнит. Пришел момент: ничего не жалеть! Мобилизация всех выразительных средств! Все на помощь! И темп, и ритм! И… страшно сказать! Даже… громкость! Не крик! Только на два последних слова фразы: " …н_е_с_т_и_с_ь н_е_у_д_е_р_ж_и_м_о" и… Последнее завершение! Финальное! " …п_о_к_а н_е п_о_г_л_о_т_я_т_с_я д_и_к_и_м в_о_п_л_е_м". Задерживаю темп! Для большей значительности! И ставлю т_о_ч_к_у! Понимаете ли вы, что это значит?! Точка в трагическом монологе?! Это конец! Это смерть!! Хотите почувствовать, о чем я говорю? Вскарабкайтесь на самую высокую скалу! Над бездонным обрывом! Возьмите тяжелый камень и… Шваркните его вниз, на самое дно! Вы услышите, почувствуете, как камень разлетится в мелкие куски, в песок! Нужно такое же падение… голосовое! С самой высокой ноты – на самое дно тесситуры! Природа т_о_ч_к_и требует этого. Вот так Здесь и в дальнейшем приводятся рисунки К. С. Станиславского иа текста рукописей (Ред.).
– Как?! – воскликнул я. – В такие моменты артисты живут какими-то техническими и профессиональными расчетами?! А вдохновение?! Я убит и обижен! – Да… одной половиной своей души артист весь уходит в сверхзадачу, в сквозное действие, в подтекст, в видения, в линии элементов самочувствия, а другой – артист живет психотехникой, приблизительно так, как я вам это сейчас демонстрировал.
…………… 19.. г. Набравшись храбрости, я хотел высказать Аркадию Николаевичу все, чем жил эти дни, после его последнего урока. – Поздно! - остановил он меня и, обратившись к ученикам, объявил: – Моя миссия в области речи кончена! Я вас ничему не научил, так как и не собирался этого делать. Но я подвел вас к сознательному изучению нового и очень важного предмета. Я дал вам понять на маленькой практике, сколько технических приемов голосовой разработки, звуковых красок, интонаций, всевозможных фонетических рисунков, всякого вида ударений, логических и психологических пауз и проч. и проч. надо иметь и вырабатывать в себе артистам, чтоб ответить на требования, которые предъявляет наше искусство к слову и речи. Я все сказал, что мог. Остальное лучше меня доскажет вам Владимир Петрович Сеченов, ваш будущий преподаватель " законов речи" по " Выразительному слову". Аркадий Николаевич представил нам его после того, как тот появился из темноты зала. Потом он сказал ему несколько милых приветственных слов и объявил, что после небольшого перерыва Владимир Петрович даст свой первый урок. Аркадий Николаевич начал уже поворачиваться, чтоб уходить, но я задержал его. – Не уходите! Умоляю вас! Не оставляйте нас в такую минуту, не досказав самого главного! Паша поддержал меня. Аркадий Николаевич смутился, покраснел, отвел нас обоих в сторону, сделал нам выговор за бестактность по отношению к новому преподавателю и, наконец, спросил: – В чем дело? Что случилось? – Это ужасно! Я разучился говорить! – захлебываясь в словах, изливал я ему душу. – Я старательно ввожу при чтении и речи все, что узнал от вас, но в конце концов путаюсь и не могу связать двух слов. Я ставлю ударение, а оно, точно на смех мне, не становится туда, где нужно по правилам, а отскакивает! Я добиваюсь обязательных интонаций, требуемых знаками препинания, а мой голос выворачивает такие фонетические фигуры, которые меня же самого приводят в полное недоумение. Стоит мне начать говорить какую-нибудь мысль, и я перестаю думать о ней, так как поглощен законами речи и ищу по всей фразе, куда бы их применить. В конце концов от всей этой работы у меня точно вывихиваются мозги и делается головокружение. – Все это происходит от нетерпения, – говорил мне Аркадий Николаевич.-Нельзя так торопиться! Надо итти по программе! Чтоб успокоить вас двоих, мне пришлось бы нарушать последовательность, забегать вперед. Это спутает всех остальных учеников, которые ни на что не жалуются и не торопятся, как вы. Подумав немного, Торцов велел нам придти к нему на дом сегодня в девять часов вечера. После этого он ушел и начался урок Владимира Петровича. Есть ли смысл стенографировать то, что уже напечатано в книге " Выразительное слово"? Легче купить ее! Я решил не записывать уроков Сеченова.
|