Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Статистические издания 4 страница
Результатом оказалось быстрое внедрение в крестьянское хозяйство современных агрономических технологий и механизация хозяйства. Общая стоимость сельскохозяйственных орудий в стране увеличилась с 27 млн руб. в 1900 году до 111 млн рублей в 1913 году. Статистика урожайности за отдельные годы не является надежной (по причине больших колебаний урожая между урожайными и неурожайными годами), однако общий сбор хлебов в Европейской России в 1913 году оказался рекордным — 4.26 млрд пудов, в то время как средний сбор за период 1901—1905 составлял 3.2 млрд пудов[58]. Кооперативное движение[править | править вики-текст] В начале ХХ в. стала быстро возрастать роль зародившихся в 1860-х гг. учреждений потребительской и кредитной кооперации (т. н. «мелкого кредита»: кредитные товарищества, ссудо-сберегательные товарищества, земские кассы мелкого кредита). 7 июня 1904 г. Было принято «Положения о мелком кредите», которое. отражало сдвиг ориентации правительства на «крепких» хозяев. П. А. Столыпин, ещё будучи Саратовским губернатором, уделял кооперативному движению большое внимание[59]. Росту кооперации способствовала начавшаяся столыпинская аграрная реформа, ликвидировавшая ряд имущественно-правовых ограничений крестьян, а также проведение правительством через Гос. Думу (в 1907-1912гг) ряда законов: «Положение о городских и общественных банках», учреждение «Центрального банка обществ взаимного кредита» и других, часть которых была инициирована «снизу» (III Съезд представителей обществ взаимного кредита, 1907) и поддержана правительством П. А. Столыпина[60](с.216-219, 225). Оборотный капитал сословно-общественных заведений за десятилетие 1904—1914 гг. увеличился с 52 млн до 115, 4 млн руб., вклады — с 22, 3 млн до 70, 3 млн руб., сумма выданных ссуд — с 46, 7 млн до 103, 5 млн руб. Более быстрыми темпами росли кредитные кооперативы, их число возросло с 1, 2 тыс. до 14, 4 тыс., количество членов — с 447, 1 тыс. до 9, 5 млн человек. Балансовые средства, составлявшие в 1904 г. 49, 7 млн руб., увеличились до 708, 8 млн руб., займы и вклады — с 31 млн до 468, 3 млн руб.[61] Свыше 90 % кредитных товариществ начинали свою деятельность с помощью ссуд Государственного банка. Координационным центром системы кредитной кооперации стал затем Московский Народный банк (1912). Количество кооперативов в России к 1914 г. всего составило 32975: из них кредитных кооперативов 13839, далее шли потребительские 10000, сельскохозяйственные 8576, ремонтные 500 и 60 прочие. По общему количеству кооперативных организаций Россия уступала только Германии. В 1916 г. численность кооперативов достигла уже 47 тыс., в 1918 г. 50-53 тыс. Потребительские общества среди них составляли более 50 %, кредитные кооперативы около 30 %. С. Маслов считает, что на 1 января 1917 г. в стране было не менее 10, 5 млн членов кредитной кооперации, а потребительской порядка 3 млн[62]. Административная реформа сельской общины[править | править вики-текст] 5 октября 1906 года был издан указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных состояний» [63]. Указом был предусмотрен широкий ряд мероприятий, ослаблявших власть сельского общества над своими членами: — для поступления на учёбу и в духовное звание более не требовалось разрешение (увольнительный приговор) сельского общества; — дозволялось поступать на государственную службу, заканчивать курс учебных заведений, продолжая при этом оставаться членом сельского общества; — разрешалось одновременно быть членом нескольких сельских обществ; — разрешалось увольняться из сельских обществ, не испрашивая их согласия (при условии отказа от пользования мирской землей). Ряд положений указа был направлен на расширение правоспособности крестьян с целью уравнения их прав с другими сословиями: — крестьянам, как и всем другим лицам бывших податных сословий, дозволялось поступление на государственную службу (ранее от крестьян требовался образовальный ценз в размере программы 4-классного уездного училища); — были полностью отменены подушная подать и круговая порука в тех немногих местностях, где они еще существовали; — было отменено наказание крестьян земскими начальниками и волостными судами за мелкие проступки, не перечисленные в законе; — крестьянам было разрешено обязываться векселями; — тем крестьянам, которые имели необходимое цензовое имущество, разрешалось участовать в выборах в Государственную Думу по соответствующим цензовым куриям; — крестьяне самостоятельно избирали гласных в земские собрания (ранее крестьяне избирали несколько кандидатов, гласные выбирались из их числа губернатором); — уездные съезды могли отменять приговоры сельских обществ только по причине их незаконности (ранее дозволялось это делать под предлогом нецелесообразности решений, то есть произвольно). Положения данного указа рассматривались правительством как временные и переходные до момента реализации куда более широкой по замыслу реформы местного управления. Однако, сам указ застрял в III и IV Думах навсегда. Законодатели двух учреждений — Думы и Государственного Совета — оказались неспособными найти компромисс, и предпочли бесконечные затяжки в принятии законопроектов какому-либо конструктивному решению. Соответственно, не приходилось даже думать о законодательном утверждении и каких-либо последующих, более радикальных, мер. В результате, временные правительственные меры 1907 года продолжали действовать до 1917 года без изменений. Аграрные волнения в 1907—1914 годах[править | править вики-текст] При начале аграрной реформы аграрные волнения, достигшие пика в 1905—1906 годах, пошли на спад. Летом 1907 года волнения ещё были очень значительными (хотя и меньшими, чем в 1906 году), но с осени 1907 года беспорядки пошли на спад, и далее их интенсивность уменьшалась год за годом, до полного исчезновения к 1913 году. Причинами прекращения аграрных волнений можно полагать: — интенсивные карательные мероприятия; — общее прекращение революционных волнений и стабилизацию обстановки по всей стране; — начало реальных мероприятий по укреплению земли в собственность и разверстанию земель (землеустроительные работы на местности проводятся между сбором осеннего урожая и подготовкой под посадку озимых, то есть в середине осени; первые землеустроения по указам 1906 года были проведены осенью 1907 года). Признаком постепенного успокоения ситуации является количество земли, предложенной частными владельцами Крестьянскому банку. В 1907 году предложение носило ажиотажный характер, к продаже предлагалось 7.665 тыс. десятин земли, из которых банк купил только 1.519 тыс. десятин. Ещё 1.8 млн десятин было куплено крестьянами у дворян напрямую при содействии банка. Но в следующем 1908 году из некупленных 4.3 млн десятин к продаже было предложено только 2.9 млн[64]. Таким образом, помещики поверили в то, что аграрные волнения в полном объёме более не возобновятся, и прекратили панические попытки продать землю. Далее, объём продаваемых помещичьих земель сокращался год за годом[65]. Вторым доказательством является сохранение относительно стабильных цен на землю даже в момент её наиболее широкого предложения к продаже в 1907 году. Хотя помещики и предлагали землю к продаже, имеющиеся поместья продолжали приносить им доход, в связи с чем цена на землю не могла упасть ниже предельной цены, соответствующей текущей рентабельности помещичьего хозяйства (по деловым обычаям того времени, стоимость имений исчислялась исходя из 6 % доходности). Цены на землю разделились на два периода — до волнений и после (до середины 1906 года сделки практически не совершались, так как покупатели считали грядущую национализацию земли решенным делом). Однако, с открытием III Думы стало ясно, что национализации не будет, и сделки возобновились по прежним ценам (хотя в некоторых местностях цена земли упала на 10-20 %, средняя цена не изменилась). Изменился и характер аграрных беспорядков — если ранее они представляли собой нарушение прав собственности помещиков, то теперь они превратились в протесты против землеустроения на таких условиях, которые казались крестьянами несправедливыми (закон требовал укрепления земель за всяким желающим крестьянином даже в случае отказа сельского общества вынести необходимый приговор). Другой точкой сосредоточения протеста было так называемое «отграничение» общинных и помещичьих земель в ходе землеустроительных работ (помещичьи и общинные земли часто имели сложную границу, вплоть до чересполосности, которую при разверстании общинной земли землеустроители старались упростить), будоражившее старые претензии к помещикам[66]. Предоставление крестьянам реальной свободы хозяйственной деятельности, внезапный переход от традиционной модели существования к образу жизни с множеством возможных вариантов поведения — остаться в общине, выйти на хутор, взять кредит и купить землю, продать имеющийся надел — привел к созданию конфликтной обстановки в деревне и множеству личных трагедий[67]. Судьба реформ Столыпина после 1911 года[править | править вики-текст] Реформы Столыпина, вопреки распространённому мнению, начали приносить свои главные плоды как раз после 1911 года — благодаря законодательным актам 1911 г. (см. раздел «Закон о землеустройстве 1911 года») реформа обретает второе дыхание. Коротко суммируем здесь сведения из предыдущих разделов, и данные официальной статистики землеустройства, издававшиеся ГУЗиЗ (Главным управлением земледелия и землеустройства РИ), проанализированные в докладе «Динамика землеустройства в ходе Столыпинской аграрной реформы. Статистический анализ»[68]. Объём землеустроительных работ по разверстанию земель, количество земли, закрепляемой в собственность крестьян, количество земли, продаваемой крестьянам через Крестьянский банк, объём кредитов крестьянам стабильно росли вплоть до начала Первой мировой войны (и не прекратились даже во время ПМВ): Буквально по всем стадиям землеустройства средние показатели 1912—1913 гг. превосходят — и весьма значительно — аналогичные показатели 1907—1911 гг. Так, в 1907—1911 гг. в среднем ежегодно подавалось 658 тысяч ходатайств об изменении условий землепользования, а в 1912—1913 гг. — 1166 тыс., закончены подготовкой в 1907—1911 гг. дела 328, тыс. домохозяев на площади 3061 млн десятин, в 1912—1913 гг. — 774 тыс. домохозяев на площади 6740 млн десятин, утверждено землеустроительных проектов в 1907—1911 гг. для 214 тыс. домохозяев на площади 1953 млн десятин, в 1912—1913 гг. — 317, тыс. домохозяев на площади 2554 млн десятин. Это касается как группового, так и индивидуального землеустройства, в том числе и единоличных выделов из общины. За 1907—1911 гг. в среднем за год по России хотели выделиться 76 798 домохозяев в год, а в 1912—1913 — 160 952, то есть в 2, 9 раза больше. Ещё выше рост числа окончательно утвержденных и принятых населением землеустроительных проектов единоличных выделов — их число увеличилось с 55 933 до 111 865 соответственно, то есть в 2, 4 раза больше в 1912-13 гг., чем в 1907—1911 гг.[68]. Принятые в 1907—1912 гг законы обеспечили быстрый рост, например, кооперативного движения даже во время ПМВ: с 1914 г. по 1 января 1917 г. общее число кооперативов выросло с 32975 до почти 50 000 к 1917 году[69], то есть более чем в 1.5 раза. К 1917 г. в них состояло 13.5-14 миллионов человек. Вместе с членами семей получается, что до 70-75 млн граждан России (около 40 % населения) имели отношение к кооперации[ источник не указан 1349 дней ]. Итоги реформы[править | править вики-текст] Итоги реформы в численном выражении оказались следующими: · ходатайства о закреплении земли в частную собственность были поданы более чем 6 миллионами домохозяйств из существовавших 13, 5 млн[70]. · из 13, 5 млн крестьянских домохозяйств выделилось из общины и получило землю в единоличную собственность 1, 436 млн (10, 6 %)[71]; · из 119 миллионов десятин надельных земель в 47 губерниях Европейской России было размежевано (и передано в собственность крестьян, товариществ и сельских обществ) на начало 1916 года 25, 2 млн десятин (21, 2 %), ещё на 9, 1 млн десятин (7, 6 %) было не окончено оформление документов. По-видимому, к моменту Февральской революции землеустроительные работы были фактически проведены на 37—38 млн десятин (около 31 % надельных земель)[72]. · при посредничестве Крестьянского Поземельного банка, выдавшего кредиты на 1, 04 млрд руб, крестьяне приобрели 9, 65 млн десятин (дополнительно 8, 1 % к размеру надельных земель). · около половины[73] крестьянских домохозяйств, ходатайствовавших о закреплении земли в собственность, выбрало единоличную форму собственности, в том числе — 1, 8 млн домохозяйств пожелало выделиться на хутора и отруба. · помещичьи хозяйства как массовое явление утеряли хозяйственную значимость, крестьяне в 1916 году засевали (на собственной и арендуемой земле) 89, 3 % земель и владели 94 % сельскохозяйственных животных[74]. Оценки реформы[править | править вики-текст] Реформа, затронувшая важнейшие социальные и демократические интересы, породила в дореволюционный период обширную литературу. Оценка реформы современниками не могла быть беспристрастной. Отзывы о реформе прямо зависели от политических позиций. Учитывая большой вес критиков правительства в общественной и научной жизни того времени, можно считать, что негативное отношение преобладало над позитивным. Народническая, а в дальнейшем эсеровская и кадетская, точка зрения на аграрный вопрос подразумевала акцентуацию страданий и эксплуатации крестьянства, представления о позитивной роли общинного землевладелия и общую антикапиталистическую тенденцию, надежды на положительный эффект отчуждения помещичьих земель, обязательную критику любых начинаний правительства. Правые, подчеркивавшие позитивную роль дворянского землевладения, были раздражены политикой поощрения покупки помещичьих земель. Октябристы и националисты, поддерживавшие правительство в Думе, старались повысить собственную значимость путем затягивания рассмотрения всех законопроектов путем внесения в них множественных мелких, малозначительных изменений. При жизни Столыпина борьба политических амбиций мешала многим дать положительную оценку его деятельности; мнения о Столыпине заметно смягчились после его трагической смерти[75]. Отношение советской исторической науки к столыпинским реформам оказалась полностью зависимой от резких оценок, данных Столыпину Лениным в самый разгар политической борьбы, и выводов Ленина о том, что реформа полностью провалилась. Советские историки, проделавшие большую работу, не имели возможности заявить о своем несогласии с ленинскими оценками, и были вынуждены подгонять свои выводы под заранее известный шаблон, даже если это противоречило содержащимся в их работам фактам. Парадоксальным образом, критиковать следовало как общинное землевладелие, так и реформы, разрушавшие общину[76]. Также высказывалось мнение о том, что хотя и наблюдалась положительная динамика в развитии сельского хозяйства, это было просто продолжением процессов, имевших место до начала реформ, то есть реформы просто не произвели значимого эффекта[77]. Среди литературы советского периода выделяются яркие книги А. Я. Авреха[78], по активно выражаемому отвращению к Столыпину и общей эмоциональности приближающиеся к жанру памфлета[79]. В 1991 году закончил свою работу, посвящённую данной теме, А. М. Анфимов, давший ей название «Реформа на крови» — «очень точное», «поскольку реформа была вызвана первой русской революцией и проводилась после её подавления», - отмечает историк В. П. Данилов[80]. Особняком стоят работы, созданные в 1920-х годах группой экономистов, карьера которых в Советской России вскоре окончилась эмиграцией или репрессиями — А. В. Чаяновым, Б. Д. Бруцкусом, Л. Н. Литошенко. Данная группа учёных относилась к столыпинским реформам крайне позитивно, что и определило в большой степени их судьбу. Современные российские историки, при большом диапазоне мнений, в целом склонны позитивно относиться к реформам Столыпина, и в особенности, к аграрной реформе. Два обширных специальных исследования на данную тему — В. Г. Тюкавкина и М. А. Давыдова — изданные в 2000-х годах, безоговорочно считают реформу полезной и удачной. Оценку реформ Столыпина затрудняет то обстоятельство, что реформы никогда не были осуществлены полностью. Сам Столыпин предполагал, что все задуманные им реформы будут осуществлены комплексно (а не только в части аграрной реформы) и дадут максимальный эффект в долговременной перспективе (по словам Столыпина, требовалось «двадцать лет покоя внутреннего и внешнего»). Характер инициированных реформой перемен, как институциональных (повышение качества права собственности), так и производственных (переход на 7-9 летние севообороты), был постепенным, долговременным и не давал оснований ожидать существенного эффекта за 6-7 лет активного хода реформы (считая реальное развертывание реформы в 1908 году и приостановку её хода с началом войны в 1914 году). Многие наблюдатели 1913—1914 года полагали, что страна наконец подошла к началу стремительного аграрного роста; однако, данное явление было заметным не в основных показателях сельскохозяйственной статистики, а в косвенных проявлениях (бурное развитие низового сельскохозяйственного образования, столь же бурное увеличение спроса на современное сельскохозяйственное оборудование и специальную литературу и т. п.). При достигнутых в 1913 году темпах землеустроительных работ (4.3 млн десятин в год) землеустроительная деятельность была бы завершена к 1930-32 году, а учитывая нарастание скорости — быть может, к середине 1920-х годов. Война и революция не дали осуществиться этим широким планам. См. также[править | править вики-текст] · Столыпин, Пётр Аркадьевич · Кофод, Андрей Андреевич · Лыкошин, Александр Иванович · Сельское общество · Чересполосица Тексты законодательных актов[править | править вики-текст] · Высочайший Указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования» от 9 ноября 1906 года · Закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» от 14 июня 1910 года · Закон «О землеустройстве» от 29 мая 1911 года · Текст закона · Правила об участии в землеустроительных действиях владельцев, кредиторов и тяжущихся Примечания[править | править вики-текст] ↑ Показывать компактно 1. ↑ Совещания под разными названиями последовательно сменяли друг друга, см. ниже. 2. ↑ Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. — СПб., 1908. — Т. XXV. 1905 год., № 25853. 3. ↑ См. обширный сборник: Приговоры и наказы крестьян Центральной России 1905-1907 гг. Сборник документов / Авт.-сост. Л.Т.Сенчакова. — М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 416 с. — ISBN 5-8360-0051-4.. 4. ↑ Убытки от волнений в Саратовской губернии составили 9, 5 млн руб, около 30 % от убытков по всей стране, см. Архангельский П.Г. Очерки по истории земельного строя России. — Казань: Госиздат, 1921. — 328 с., стр. 225. 5. ↑ Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. — СПб., 1908. — Т. XXV. 1905 год., № 26656. 6. ↑ Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. — СПб., 1908. — Т. XXV. 1905 год., № 26803. 7. ↑ Подробнейшее изложение прохождения земельных законопроектов через Думу содержится в книге: Обзор деятельности Государственной Думы третьего созыва. 1907-1912. Часть вторая. Законодательная деятельность / Сост. Канцелярией Гос. Думы. — СПб.: Гос. тип., 1912. — 708 с., глава VIII. 8. ↑ Там же, табл. 17. 9. ↑ Данныепереписи населения 1897 года, Тюкавкин В.Г. Великорусское крестьянство и столыпинская аграрная реформа. — М.: Памятники исторической мысли, 2001. — 304 с. — ISBN 5-88451-103-5., стр. 32. 10. ↑ Грегори П. Экономический рост Российской империи (конец XIX - начало XX вв.). Новые подсчёты и оценки / Пер. с англ.. — М.: РОССПЭН, 2003. — 254 с. — ISBN 5-8243-0291-X., таблица 5, 6. 11. ↑ Волков Е.З. Динамика народонаселения СССР за восемьдесят лет. — М.-Л.: ГИЗ, 1930. — 271 с., стр.33. 12. ↑ Данные по источнику: Статистика землевладения 1905 г. Свод данных по 50-ти губерниям Европейской России / Центральный Статистический Комитет М.В.Д.. — СПб.: Тип.-лит-я М.Я.Минкова, 1907. — С. 272. 13. ↑ Данные переписи приведены по книге: Рубакин Н.А. Россия в цифрах. Страна. Народ. Сословия. Классы. — СПб.: Вестник знания, 1912. 14. ↑ Тюкавкин В.Г. Великорусское крестьянство и столыпинская аграрная реформа. — М.: Памятники исторической мысли, 2001. — 304 с. —ISBN 5-88451-103-5., стр. 32. Разумеется, не все эти крестьяне были домохозяевами, полность оставившим свой надел. У многих из них хозяйство в деревне вели другие члены семьи. 15. ↑ Статистика землевладения 1905 г. Свод данных по 50-ти губерниям Европейской России / Центральный Статистический Комитет М.В.Д.. —СПб.: Тип.-лит-я М.Я.Минкова, 1907. — С. 272., таблица III. 16. ↑ Гурко В.И. Черты и силуэты прошлого. Правительство и общественность в царствовании Николая II в изображении современника. — М.: Новое Литературное Обозрение, 2000. — ISBN 5-86793-109-9., часть II, глава 2. Министр внутренних дел В. К. Плеве был настолько поражен тем, что чиновник Гурко знаком с этими обстоятельствами (известными подавляющему большинству тогдашнего населения России), что это привело к назначению Гурко на должность начальника Земского отдела МВД, отвечавшего за разработку аграрного законодательства. 17. ↑ Данная тема подробнейшим образом рассматривается в многочисленных работах известного деятеля в сфере землеустройстваА. А. Кофода, наиболее доступна книга: Кофод К. А. 50 лет в России (1878—1920) / Пер. с дат. М.: Права человека, 1997. 18. ↑ Подробное описание выборных крестьянских учреждений и государственного надзора над крестьянами: Настольная книга земского начальника и волостного правления / Сост. Н.Г.Яновский. — Ромны: Тип. бр.Дельберг, 1894. — 512 с. 19. ↑ Эти цифры, однако, относятся только к размеру надельной земли крестьян. На праве частной собственности к 1900 году крестьянам принадлежало еще 24.5 млн десятин, см. Батуринский Д.А. Аграрная политика царского правительства и Крестьянский поземельный банк. — М.: «Новая деревня», 1925. — 144 с., стр. 84. 20. ↑ См. данные исследований П. Грегори, приводимые выше в разделе «Сельское хозяйство России к 1905 году». 21. ↑ Обработанные статистические сведения по книге: Ермолов А.С. Наш земельный вопрос. — СПб.: Тип. В.Киршбаума, 1906. — 291 с.. Так как Ермолов по должности министра имел полный доступ ко всей земельной статистике, его сведения представляют собой хорошую обработку официальных статистических данных, учитывающую различные малозаметные нюансы статистического учёта. 22. ↑ Данные на 1903—1904 годы, количество хозяйств увеличивалось из-за семейных разделов и к 1916 году достигло 13.5 млн. 23. ↑ Отрезки составляли от 4 % (нечерноземная полоса) до 23 % (черноземная полоса) от дореформенной крестьянской запашки, см. Батуринский Д.А. Аграрная политика царского правительства и Крестьянский поземельный банк. — М.: «Новая деревня», 1925. — 144 с., стр. 8. 24. ↑ Данные С. Дубровского в обработке Т. Шанина, по книге: Шанин Т. Революция как момент истины. 1905-1907 → 1917-1922 гг. / Пер. с англ.. — М.: «Весь мир», 1997. — 560 с. — ISBN 5-7777-0039-Х., стр.280-287. 25. ↑ Живое описание беспорядков можно найти в книге: Архангельский П.Г. Очерки по истории земельного строя России. — Казань: Госиздат, 1921. — 328 с., стр. 220—225. 26. ↑ Как резюме работы Совещания (со значительным влиянием личных взглядов автора) можно принять книгу: Витте С.Ю. Записка по крестьянскому делу. — СПб.: Тип. В.Ф.Киршбаума, 1904. — 101 с. 27. ↑ Детальный обзор предложений с мест (поданный с кадетской точки зрения) можно найти в книгах: Прокопович С.Н. Местные люди о нуждах России. — СПб.: Изд. Е.Д.Кусковой, 1904. — 274 с., Общий обзор трудов местных комитетов / Высочайше учрежденное особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности. Сост. С.И.Шидловский.. — СПб.: Тип. В.Ф.Киршбаума, 1905. — 421 с. 28. ↑ Г. М. Дейч указывает, что ликвидая Совещания произошла с подачи Трепова и его единомышленников [1]. 29. ↑ Подробный рассказ о работах в Земском отделе: Гурко В.И. Черты и силуэты прошлого. Правительство и общественность в царствовании Николая II в изображении современника. — М.: Новое Литературное Обозрение, 2000. — ISBN 5-86793-109-9., часть II, глава 2. 30. ↑ Гурко В.И. Черты и силуэты прошлого. Правительство и общественность в царствовании Николая II в изображении современника. — М.: Новое Литературное Обозрение, 2000. — ISBN 5-86793-109-9., часть II, глава 2. 31. ↑ Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. — СПб., 1908. — Т. XXV. 1905 год., № 26053. 32. ↑ Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. — СПб., 1908. — Т. XXV. 1905 год., № 26871, 26872. 33. ↑ Озеров И.Х. Основы финансовой науки. Бюджет. Формы взимания. Местные финансы. Кредит / (переиздание 1906 года). — М.: Изд. ЮрИнфор-Пресс, 2008. — 622 с., стр. 601. 34. ↑ Приведены данные о сборе налогов за 1900 год как последний спокойный год до начала аграрных волнений, источник: Отчёт Государственного контроля по исполнению государственной росписи и финансовых смет за 1900 год. — СПб., 1901., страница 27. 35. ↑ Право собственности сельских общин и владельцев подворных участков никаким образом и ни в каком случае не было полным (в отличие от некрестьянского частного землевладения), однако его ограничения носили столь специфический и плохо проработанный в юридическом смысле характер, что не могут быть сведены к четкому определению с терминах современного права. Даже юристы XIX — начала XX века вели оживленную профессиональную полемику, безуспешно пытаясь сформулировать правовые основы крестьянского землевладения. Примером может служить книга: Изгоев А.С. Общинное право. — М.: Тип. «Надежда», 1906. — 160 с., в которой анализу различных теорий посвящена глава IV. 36. ↑ Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. — СПб., 1909. — Т. XXVI. 1906 год., № 27478. 37. ↑ Все цитаты в данном разделе приведены по книге: Столыпин П.А. Нам нужна великая Россия. Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете (1906-1911). — М.: Молодая гвардия, 1991. — 416 с. — ISBN 5-235-01576-2. 38. ↑ Именно эту речь Столыпин закончил запомнившимися словами: «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». 39. ↑ Речь, произнесенная 5 декабря 1908 года. 40. ↑ Речь, произнесенная 15 марта 1910 года. 41. ↑ Речь, произнесенная 26 марта 1910 года. 42. ↑ Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. — СПб., 1909. — Т. XXVI. 1906 год., № 28528. 43. ↑ Данные требования не содержались в тексте Указа, но следовали из того, что предшествовавшие законоположения не теряли в данной части своей законной силы. 44. ↑ Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. — СПб., 1913. — Т. XXX. Отделение первое. 1910 год., № 33743. 45. ↑ Источник: ГА РФ. Ф.1291. Оп.120. 1910 г. Д.53. Л.1-1 об; цитируется по rusinst.ru. 46. ↑ Перейти к: 12 Комитет по землеустроительным делам. Краткий очерк за десятилетие 1906-1916 / По распоряжению министра земледелия. — СПб.: Т-во Р.Голике и А.Вильборг, 1916. — 100 с., прилагаемая таблица. 47. ↑ Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. — СПб., 1914. — Т. XXXI. Отделение первое. 1911 год., № 35370. 48. ↑ Источником данных для данного раздела является книга: Комитет по землеустроительным делам. Краткий очерк за десятилетие 1906-1916 / По распоряжению министра земледелия. — СПб.: Т-во Р.Голике и А.Вильборг, 1916. — 100 с., и ежегодные «Отчёты о деятельности Землеустроительных комиссий» в изложении и обработке М. А. Давыдова (Давыдов М. А. Всероссийский рынок и железнодорожная статистика в конце XIX — начале XX вв. РГГУ. СПб., Алетейя, 2010. — 830 с. (без карт), приложение 2.).
|