Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические указания студентам
Учебно-методическое обеспечение дисциплины Литература
ОСНОВНАЯ
1 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. М., 2007. 2 Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. М., 2006. 3 Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. М., 2006
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1 Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999. 2 Комаров С.А. Общая теория государства и права: курс лекций. М., 1995. 3 Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: учебник. М., 2000. 4 Ленин В.И. Государство и революция // Полн. собр. соч. Т. 33. 5 Лившиц Р.З. Теория права: учебник. М., 1994. 6 Малько А.В. Новые явления в политико-правовой жизни России: вопросы теории и практики. Тольятти, 1999. 7 Мухаев Р.Т. Теория государства и права: учебник. М., 2007. 8 Протасов В.Н. Теория государства и права: учебник. М., 2001. 9 Ракитская И.Ф. Теория государства: конспект лекций. СПб, 1999. 10 Спиридонов Л.И. Теория государства и права: учебник. М., 1995. 11 Теория государства и права: курс лекций / под ред. М.Н. Марченко. М., 1996. 12 Теория государства и права: учебник / под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 2001. 13 Теория государства и права: учебник / под. ред В.Д. Перевалова. М., 2007. 14 Теория государства и права: учебник / под. ред. А.С. Пиголкина. М., 2006. 15 Теория государства и права: учебник / под. ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2006. 16 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. М., 1998. 17 Червонюк В.И. Теория государства и права: учебник. М., 2006. 18 Черданцев А.Ф. Теория государства и права: учебник. М., 1999. 19 Чиркин В.Е. Государствоведение: учебник. М., 1999. 20 Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. М., 1997.
7.2. информационное обеспечение На кафедре теории и истории государства и права ПГУ имеются: § данная рабочая программа; § учебники и учебные пособия, монографии и статьи, входящие в список рекомендованной литературы; § требованию к порядку оформления и прохождению дипломных работ (могут быть использованы при написании рефератов и курсовых работ); § выдержки из трудов классиков теории права; Эти материалы взяты из общедоступных источников, либо отсканированы усилиями студентов и преподавателя. Для удобства применения в учебном процессе они систематизированы по темам. Преподавателю рекомендуется предоставить эти материалы студентам для личного использования (достаточно одного CD на группу для копирования файлов по цепочке). Коммерческое распространение электронных материалов запрещается. Означенное обстоятельство позволяет говорить о стопроцентной обеспеченности студентов учебной и дополнительной литературой, поскольку компьютерная база университета дает каждому доступ к электронной информации. Ссылки на то, что данное учебное пособие недоступно для студентов этих условиях можно считать не состоятельными. Некоторые интернет-порталы, содержащие электронные версии учебных материалов: auditorium.ru; law.edu.ru; lawfac.bip.ru; tarasei.narod.ru; philosophy.ru; lawbook.ru; pravoeup.ru; allpravo.ru; ufalaw.narod.ru; ikhtik.ru.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ Содержание курса направлено на достижение указанных целей. В лекциях рассматриваются прежде всего проблемы, отличающиеся сложностью понимания и не получившие однозначного освещения в учебниках. Принципиальная важность посещения лекций диктуется тем, что в ходе их лектор стремится снять противоречия и неясности, имеющиеся в учебниках, познакомить студентов с новейшими разработками ученых в области теории государства и права. Чтение учебной и научной литературы не может заменить в полной мере лекций. В свою очередь, нельзя ограничиваться только материалами лекций, для освоения курса следует использовать учебную и научную литературу, рекомендуемую настоящими указаниями. Кроме чисто учебных целей содержание курса должно способствовать решению задач воспитания высоких нравственных качеств, в том числе необходимого уровня профессиональной нравственности, правосознания и культуры.
Семинарские занятия – важнейший способ закрепления знаний, полученных в лекциях и при чтении учебников и иной литературы Они позволяют в свободной обстановке обменяться мнениями, до конца уяснить проблемный вопрос, связать теоретические положения с практикой. Вопросы, указанные в планах семинарских занятий, являются основными в соответствующей теме. К ним надо готовиться самым тщательным образом. Раскрывая тот или иной вопрос, студент должен четко сформулировать теоретические положения, раскрыть значение изучаемого явления, привести аргументы в пользу выдвигаемых теорий и против отвергаемых концепций. Начинать подготовку к семинару следует с чтения конспекта лекций и соответствующего раздела учебника. Затем надо детально проработать отдельные вопросы темы по литературе, приведенной в списке, в необходимых случаях используя нормативные акты и памятники права. Активное поведение студентов на семинарах позволяет, помимо прочего, использовать эту форму учебного процесса как своеобразную школу мастерства устных выступлений, что немаловажно для будущих юристов.
Курсовые работы по теории государства и права, как и по другим предметам, пишутся по одной из тем, приведенных в списках настоящих указаний. По согласованию с научным руководителем может быть выбрана и иная тема. Работа должна представлять собой углубленное изложение теоретического материала. Студент должен в ней проявить не только умение пользоваться статьями и монографическими исследованиями по избранной проблеме, но и показать способность анализировать позиции различных авторов по затронутым вопросам, определить свою точку зрения, аргументировать ее. После выбора темы следует, прежде всего, ознакомиться с существующей литературой по вопросу, затем составить план и согласовать его с преподавателем, являющимся научным руководителем работы, тщательно изучить журнальные статьи и монографии по теме. В случае выбора темы с практической направленностью необходимо, кроме того, изучить нормативный материал, судебную и иную правоприменительную практику, статистику и т.д. При этом необходимо делать ксерокопии, соответствующие выписки с точным указанием выходных данных источников и страниц или статей нормативных актов. Это даст возможность в последующем делать точные ссылки. Только после этого следует приступать к написанию работы в соответствии с планом, который в процессе написания может быть и скорректирован. В окончательном варианте план предшествует работе и помещается вслед за титульной страницей. Работа должна быть, как правило, напечатана и правильно оформлена: цитаты заключаются в кавычки, в подстрочечных замечаниях (или в конце работы) необходимо указать источники, откуда взяты цитаты, а также все использованные фактические данные выводы и положения с обозначением всех выходных данных издания и страницы. В случае использования данных из глобальных сетей необходимо указать электронный адрес. Объем работы должен составлять 20 – 25 страниц стандартного машинописного текста (или соответствующее количество рукописных).
Результат усвоения материала оценивается по итогам 1-го семестра устным зачетом, а за учебный год – письменным экзаменом. Кроме того, в ходе учебного процесса возможны письменные контрольные работы и тестирование, которые проводятся по решению преподавателя. При зачете по результатам 1-го семестра учитывается активность на семинарах и итоги контрольных и тестов. В ходе письменного экзамена студентам предлагается ответить на два вопроса. Формулировки вопросов могут отличаться от помещенных в настоящем издании, но вопросы в любом случае соответствуют программе. Преподаватель в праве предложить дополнительное задание в виде задачи или в иной форме. Результат экзамена оценивается по пятибалльной системе, при этом учитываются полнота и правильность ответов, понимание связей между анализируемыми явлениями и понятиями, наличие аргументов в обосновании той или иной позиции. В отдельных случаях с разрешения кафедры может быть проведена замена письменного экзамена устным.
Об учебниках и учебных пособиях. На сегодняшний день их издано достаточно и большинство из них могут быть использованы для подготовки к семинарам, зачету и экзамену. Предпочтение следует отдать учебникам, учебным пособиям и курсам лекций, вышедшим за последние 4-5 лет. Среди них стоит назвать прежде всего несколько изданий курса лекций «Теория государства и права» под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько, учебник «Теория государства и права» под ред. В.Д. Перевалова, курс лекций «Теория государства и права» под ред. М.Н. Марченко, учебник «Общая теория права» под ред. А.С. Пиголкина и др. Среди авторских учебников можно рекомендовать учебник и учебные пособия, написанные С.А. Комаровым, В.В. Лазаревым, М.Н. Марченко, Л.И. Спиридоновым, В.М. Сырых, А.Ф. Черданцевым, В.И. Червонюк. Отдельного упоминания заслуживает учебник, написанный А.Б. Венгеровым. По многим разделам он может быть назван как один из лучших. Особо необходимо упомянуть изданный под редакцией проф. М.Н. Марченко трехтомник «Теория государства и права. Академический курс», который содержит подробное изложение практически всех важнейших проблем теории государства и права, сделанный на высоком научном и методическом уровне. Следует с известной осторожностью подходить к учебникам и учебным пособиям с пометкой «начальный курс» или даже не имеющим такой пометки, но по существу являющимся упрощенным изложением курса. Примером является многократно издававшееся учебное пособие В.И. Хропанюка. Их можно рекомендовать только для предварительного знакомства с проблемой. В отличие от упомянутого, другое пособие этого автора с тем же названием представляет собой хрестоматию, где собраны редкие произведения русских юристов. Его следует всячески рекомендовать для подготовки к семинарам. Самостоятельная работа студентов охватывает не только написание письменных работ; она выражается также в дополнительном изучении ими научной и учебной литературы, современных периодических изданий, в подготовке к семинарским занятиям и контрольным занятиям, в участии в деятельности студенческого научного общества, в написании научных статей и выступлений на конференциях.
|