Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Введение - 2 часа

Основная литература.

1. Гарин В.М., Кленова И.А., Колесников В.И. Экология: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2001. - 382 с.

2. Кияшова Н.Н., Филоненко Ю.Я. Расчет величины предотвращенного экологического ущерба от загрязнения окружающей природной среды: Учебное пособие. - Липецк: ЛЭГИ, 2000. - 80 с.

3. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. - Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2007. - 576 с.

4. Кудинова Л.И., Филоненко Ю.Я. Экология: Учебное пособие. – Липецк: Изд-во ЛЭГИ, 2001, 56 с.

5. Стадницкий Г.В. Экология: Учебник. – СПб.: Химиздат., 2001. –288 с.

Дополнительная литература

1. Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. пособие. - СПб.: ДЕАН. 2000. 224 с.

2. Валова (Копылова) В.Д. Основы экологии: Учеб. пособие. – М.: Изд. Дом «Дашков и К», 2001. – 220 с.

3. Киселев В.Н. Основы экологии: Учеб. пособие. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 2000. - 383 c.

4. Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Экология. - М.: Изд-во ПРИОР, 1999. - 304 с.

5. Потапов А.Д. Экология: Учебник. – М.: Высш. шк., 2000. – 446 с.

6. Филоненко Ю.Я., Закарян Г. А., Филоненко В. Ю. Основы промышленной экологии: Учеб. пособие. – Липецк: Изд-во ЛЭГИ, 2003, 79 с.

7. Шилов И.А. Экология: Учебник. - М.: Высш. шк., 1997. - 512 с.

8. Экология и безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для вузов/Под ред. Л.А.Муравья. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000. - 447 с.

9. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Э.В.Гирусова. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998. - 455 с.

10. Экономика и экология: Учебник /Под ред. Н.Н.Агапова. – М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2000. – 174 с.

11. Экология, охрана природы, экологическая безопасность. Учебное пособие/Под общей редакцией проф. А.Т. Никитина, проф. МНЭПУ С.А.Степанова - М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. – 648 с.

 

1. Экология и краткий исторический обзор ее развития

Буквальное толкование термина «экология», происходящего от греческих слов «ойкос» - дом и «логос» - наука, означает наука о доме. Заслуга введения этого термина принадлежит немецкому биологу Эрнсту Геккелю (1866).

Экология – наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают.

В истории развития экологии можно выделить 3 этапа.

Первый этап – зарождение и становление экологии как науки (до середины 19 века). Самым древним из известных письменных источников, имеющих прямое отношение к экологии, является (иероглифическая) надпись на пирамиде Хеопса: «Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира».

Свой вклад в эту науку внесли и ученые античности. В трудах Аристотеля (384-322 гг. до н. э.), Плиния старшего (23-79 гг.н. э.) и других, обсуждается значение среды обитания в жизни организмов и приуроченность их к определенным местообитаниям.

Вопросам взаимоотношения человека и среды уделяли Леонардо да Винчи (связь организма человека с водой), М. Ломоносов (взаимоотношения человека с воздухом и теплом). В этот же период Ж.-Б. Ламарк и Мальтус впервые предупреждали человечество о возможных катастрофических последствиях воздействия человека на природу. Приведу одну цитату из Ламарка (1820): «Можно, пожалуй, сказать, что предназначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания».

На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения.

Второй этап – оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (середина 19 века до середины 20 века).

Начало этапа ознаменовалось выходом работ русского ученого К. Ф. Рулье (1814-1858), впервые обосновавшего ряд принципов и понятий экологии, которые не утратили своего значения и до нашего времени.

Неоценимый вклад в развитие основ экологии внес Ч. Дарвин, вскрывший основные факторы эволюции органического мира. То, что Дарвин назвал «борьбой за существование», с эволюционных позиций можно трактовать как взаимоотношения живых существ с внешней средой и между собой. Немецкий биолог Геккель (1834-1919) первым понял, что это самостоятельная и очень важная область биологии и назвал ее экологией.

Как самостоятельная наука экология окончательно оформилась в начале 20-го столетия. В это время один из крупнейших русских ученых 20 века В. Н. Вернадский создает фундаментальное учение о биосфере.

В 30-40-е годы экология поднялась на более высокую ступень развития в результате нового подхода к изучению природных систем. Сначала Тэнсли (1935) выдвинул понятие об экосистеме, а несколько позже В. Н. Сукачев (1940) обосновал близкое этому представление о биогеоценозе.

Во второй половине 20-го века в связи с прогрессирующим загрязнением окружающей среды и резким усилением воздействия человека на природу экология приобретает особое значение.

Начинается третий этап (50-е годы 20-го века до настоящего времени) – превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающей человека среды.

2. Предмет и задачи экологии

Предметом экологии является совокупность или структура связей между организмом и средой. Главный объект изучения в экологии – экосистемы, т. е. единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания. Кроме того, изучение отдельных видов организмов (организменный уровень), их популяций, т. е. совокупностей особей одного вида (популяционно-видовой уровень) и биосферы в целом (биосферный уровень).

Задачи экологии. В общетеоретическом плане к ним относятся:

1. разработка общей теории устойчивости экологических систем;

2. изучение экологических механизмов адаптации к среде;

3. исследование регуляции численности популяций;

4. исследование продукционных процессов;

5. исследование процессов, протекающих в биосфере с целью поддержания ее устойчивости;

6. моделирование состояния экосистем и глобальных биосферных процессов.

Основные прикладные задачи:

1. прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий в окружающей природной среде под влиянием деятельности человека;

2. улучшение качества окружающей природной среды;

3. сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;

4. оптимизация инженерных, экологических, организационно-правовых, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития.

Стратегической задачей экологии является развитие теории взаимодействия природы и общества на основе нового взгляда, рассматривающего человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы.

3. Структура современной экологии

Основной, традиционной частью экологии как биологической науки является общая экология, которая изучает общие закономерности взаимоотношений любых организмов и среды (включая человека как биологическое существо). В составе общей экологии выделяют следующие основные подразделения:

- аутэкология (экология особей) – раздел экологии, изучающий взаимоотношения отдельных особей с окружающей средой, их морфофизиологические реакции (то есть внешние и внутренние изменения в организмах) на изменение среды;

- популяционная экология (демэкология), изучает естественные группировки особей одного вида, то есть популяций, описывает колебания их численности, устанавливает причины этих колебаний;

- синэкология (биоценология) – изучает ассоциации популяций различных видов растений, животных, микроорганизмов, образующих сообщества (биоценозы), пути их формирования и развития, их структуру и динамику, взаимодействие их с различными физико-химическими факторами среды.

Для всех этих направлений главным является изучение выживания живых существ в окружающей среде. Их задача – изучить закономерности адаптации организмов и их сообществ к окружающей среде, саморегуляцию, устойчивость экосистем и биосферы.

С точки зрения объекта исследований различают экологию человека, животных, растений и микроорганизмов.

Существует также классификация по отраслям знаний, на которые она опирается (химическая экология, географическая, инженерная, математическая, с.-х., космическая и т. д.).

В последнее время на первый план вышли проблемы взаимодействия человека с окружающей природной средой. Актуальность и многогранность этой проблемы, вызванной обострением экологической обстановки в масштабах всей планеты, привела к «экологизации» многих естественных, технических и гуманитарных наук.

Экологическими проблемами Земли занимается глобальная экология, основным объектом изучения которой является биосфера как глобальная экосистема.

Социальная экология изучает взаимоотношения в системе «человеческое общество – природа», и ее часть – экология человека (антропоэкология) рассматривает взаимодействие человека как биосоциального существа с окружающим миром.

Современная экология тесно связана с политикой, экономикой, правом, психологией и педагогикой, так как только в союзе с ними можно выработать новый тип экологического сознания, коренным образом меняющим поведение людей по отношению к природе.

С научно-практической точки зрения экологию делят на теоретическую и прикладную. Теоретическая экология вскрывает общие закономерности организации жизни. Прикладная экология изучает механизмы разрушения биосферы человеком, способов предотвращения этого процесса и разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов. Научную основу прикладной экологии составляет система общеэкологических законов, правил и принципов.

4. Место экологии в системе естественных и гуманитарных наук.

Изначально экология развивалась как составная часть биологической науки. В настоящее время экология вышла за рамки сугубо биологической науки и превратилась в междисциплинарную науку, изучающую сложнейшие проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Тем самым экология прошла сложный и длительный путь к осознанию проблемы «человек – природа», опираясь на исследования взаимодействий в системе «организм – среда». Актуальность этой проблемы, вызванной обострением экологической обстановки в масштабах всей планеты, привела к «экологизации» всех наук и других отраслей человеческой деятельности, то есть к обязательному учету ими законов и требований экологии.

В 21 веке экология возведена в ранг обобщающей науки, которая включает в себя экологические направления самых различных наук.

Мировое сообщество не может существовать без экологической культуры, поскольку без нее трудно рассчитывать на выживание человечества в условиях экологического кризиса. Поэтому одним из ведущих международных проектов ООН в области культуры, науки и образования является программа «Экологическая культура». Правила «не повреди» и «думать глобально, действовать локально» обязательны для всех людей.

Первые природоохранные акты на Руси известны с IX-ХII вв. (например, свод законов Ярослава Мудрого «Русская Правда», в которых были установлены правила охраны охотничьих и бортничьих угодий). В XIV-XVII вв. на южных границах существовали «засечные леса», охраняемые территории, на которых были запрещены хозяйственные рубки. Известно более 60 природоохранных указов Петра 1. При нем же началось изучение природных ресурсов России. В 1805 г. в Mоскве было основано общество испытателей природы. В конце XIX - начале ХХ в. возникло движение за охрану редких объектов природы. Трудами выдающихся ученых В. В. Докучаева, К. М. Бэра, С. В. Завадского и других были заложены научные основы охраны природы. ­

Начало природоохранной деятельности Советского гocударства связано с «Декретом о земле» от 26.10.1917 г., который заложил основы природопользования. В этот период зарождается и получает законодательное выражение основной вид природоохранной деятельности - охрана природы.

В период 30-40-х гг., в связи с эксплуатацией природных богатств, вызванной ростом масштабов индустриализации в СССР появился новый вид природоохранной деятельности - рациональное использование пpиродных ресурсов.

В 50-е г. развитие производительных сил, усиление негативного влияния человека на природу обусловили необходимость создания еще одной формы, регулирующей взаимодействие общества и природы, - охраны среды обитания человека. В этот период принимаются законы об охране природы, которые провозглашают комплексный подход к природе не только как источнику природных ресурсов, но и как к среде обитания человека. К сожалению, тогда основной подход определялся словами И. В. Мичурина - не ждать милости от природы.

В 60-80-е гг. в СССР принимались постановления об усилении охраны природы (об охране бассейна Волги и Урала, Азовского и Черного морей, Ладожского озера, Байкала, промышленных городов Кузбасса и Донбасса, Арктического побережья), продолжался процесс создания природоохранного законодательств.

Эти постановления и принятые законы не дали необходимых результа­тов - антропогенное воздействие нa природу продолжалось. В 1986 г. на Чернобыльской АЭС произошла крупнейшая за всю историю развития человечества экологи­ческая катастрофа. Сегодня Россия продолжает находиться в сложной экологической ситуации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность, виды и документальное оформление депозитных операций | Тема 1. Введение в финансовый менеджмент
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал