Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Базовая культура личности.
1. Понятия «личность» в педагогической и психологической науки 2. Основные факторы формирования и развития личности 3. Характеристика базовой культуры личности Известно, что в процессе жизнедеятельности человек изменяется не только внешне, но и внутренне: происходит его развитее, он формируется как личность, приобретает опыт, необходимый для социализации. Процесс этот длительный, многофакторный, сложный, поэтому одной их ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности, ее развития, формирования и со-циализации. Чтобы лучше разобраться в ней, нам представляется необходимым рассмот-реть ведущие понятия, которыми мы будем пользоваться в дельнейшем. Такими понятиями, на наш взгляд, являются понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность», «развитие», «формирование», «социализация». Воспользуемся определениями, предложенными доктором пед. наук, проф. Л.П. Крившенко в учебнике «Педагогика» (Издательство «Проспект». М., 2005).
1. Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, спо-собностью создать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического и духовного, природного и социального, наследст-венного и приобретенного. 2. Личностью принято считать человека как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированы и конкретно – историче-скими условиями жизни общества. 3. Понятие индивид предполагает принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик.
4. Индивидуальность обозначает совокупность унаследованных и выработан-ных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличаю-щих данного индивида от остальных. По мнению большинство ученых индивидом рождаются, личностью стано-вятся, индивидуальность отстаивают. 5. Развитие – это процесс количественных и качественных изменений в орга-низме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленной влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Морфологические, физиологические, психические изменения, происходя-щие в человеке, обычно связываются с понятием развитие (это процесс естест-венный, менее управляемый). Изменения в нравственной, духовной сферах обозначают термином форми-рование. 6. Социализация – это взаимодействие человека с обществом, усвоение им ценностей, норм. установок, образцов поведения, присущих в данное время дан-ному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. В процессе социализации происходит интеграция личности в социальную среду, приспособление (адаптация) к ней. Из сказанного выше ясно, что человек постепенно, в результате воздействия ряда факторов становится личностью, при этом важно подчеркнуть, что его раз-витие и формирование предполагает диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных личностных характеристик. Итак, на развитие и формирование личности оказывает воздействие ряд факторов (фактор – от латинского factor, - делающей, производящий – движущая сила. причина какого-либо процесса, явления). Педагогическая наука выделяет два главных, наиболее значимых фактора: биологический (генетический, наслед-ственный) и социальный (средовой, связанный с воздействием окружающей сре-
ды). Невозможность на современном уровне развития научных знаний с абсолют-ной точностью определить степень влияния этих факторов на развитие и форми-рование личности привела к появлению нескольких концепций, по-разному трак-тующих эти важные процессы. Назовем 3 концепции, имеющих наибольшую по-пулярность у представителей различных философских и педагогических течений. Это биологическая (биологизаторская), социологическая и биосоциальная кон-цепции. Сторонники биологической (биологизаторской) концепции абсолютизиру-ют природные, врожденные, передающиеся по наследству факторы и считают, что развитие и формирование личности предопределено заранее (есть расхожде-ние только по вопросу о том, что или кто предопределяет это развитие: Бог, при-рода, фатум и т.д.) В соответствии с этой концепцией человек – сугубо природное существо, духовные свойства его имеют биологическую основу и что-либо изме-нить в естественном ходе его развития невозможно: и черты характера, и тем бо-лее способности, и болезни передаются по наследству и развиваются на генетиче-ском уровне. В XV веке аналогичный взгляд нашел свое отражение в преформизме – наиболее, на наш взгляд, уродливой модификации биологической концепции. Преформисты утверждали, что в процессе развития количественные изменения не переходят в качественные и что взрослый человек – точная копия ребенка в уве-личенном масштабе. Понятно, что такой подход к процессам развития и форми-рования личности сводит на нет роль воспитания, отрицает возможность любого организованного воздействия на человека в целях его совершенствования. Сторонники социологической концепции считают, что человек, рождаю-щийся как существо биологическое, не обременен влиянием наследственности (основоположники концепции утверждали, что душа ребенка подобна чистой доске – “tabula rasa”), а развитие под влиянием социума: окружающая среда явля-ется решающим фактором формирования личности. при этом определенная роль
отводится представителями этой концепции воспитанию: оно, по их мнению, при-звано корректировать влияние среды. Представители биосоциальной концепции не фетишизируют ни наследст-венные, ни социальные факторы и признают их в развитии человека, воспринимая последнего и как биологическое, и как социальное существо. По их мнению, био-логическую природу имеют психические процессы (речь идет об ощущениях, восприятии, мышлении и т.д.), в то время как интересы, направленность, способ-ности формируются как явления социальные под воздействием социальной среды. Ознакомление с перечисленными концепциями очень важно, прежде всего, потому, что предоставляет возможность понять отношение их авторов к воспитанию, к базовой категории педагогики. И если одни (биологизаторы) отри-цают его роль в развитии и формировании абсолютизируя наследственные факто-ры, другие (представители социологической концепции) напротив, не признают наследственную передачу базовых характеристик личности и утверждают, что их развитие полностью зависит от влияния среды в целом и воспитания – в частно-сти (их лозунг «Воспитание может все»), то третьи придерживаются мнения о равном сочетании влияния наследственности, среды и воспитания в процессе личностного становления человека. На наш взгляд, именного эта позиция заслуживает право на признание, и ее жизненность и обоснованность подтверждает практика. Выдающиеся отечествен-ные педагоги в своих педагогических теориях опирались на эту точку зрения, обогащая биосоциальную концепцию весьма ценными новыми идеями. Так, К.Д. Ушинский, изучив человека как «предмет воспитания», подчеркнул, что лично-стью человек становится не только под влиянием наследственности, среды и вос-питания, но и в результате собственной жизненной активности, самодеятельно-сти, которая изменяет окружающей человека мир и обеспечивает формирование и совершенствование собственных личностных качеств. Современная отечественная педагогика исходит их признания личности как феномена, в котором биологическое не просто неотделимо от социального, но и
теснейшим образом взаимодействует с ним, создавая причудливые узоры индиви-дуальной неповторимости. Биологические и социальные факторы действуют на человека, как правило, одновременно и в комплексе, причем с разной интенсив-ностью, уровень которой зависит от различных обстоятельств: от возраста, от конкретной ситуации, от физического состояния и т.д. Следует отметить, что со-временная педагогическая наука особую роль в развитии личности отводит вос-питанию, рассматривая его как совокупность, систему целенаправленных форми-рующих воздействий, с помощью которых можно нейтрализовать негативное влияние наследственных и средовых факторов и отобрать те позитивные компо-ненты, которые помогут успешно решить воспитательные задачи. Итак, процесс и результаты развития человека детерминированы, обуслов-лены как биологическими, так и социальными факторами. Однако фетешизиро-вать их было бы неправильным. Ибо есть третий фактор – воспитание, роль кото-рого рассматривается наукой если не в качестве решающей, то в качестве веду-щей силы в формировании личности, в социализации человека. Базовая культура личности. Среди основных факторов становления и развития личности педагогическая наука особое внимание уделяет воспитанию. И это правильно: учитывая его целе-направленность, подвластную человеку управляемость, можно еще раз убедиться в том, насколько прав был Я.А. Коменский, утверждая, что человек становится человеком только благодаря воспитанию. Однако зададим вопрос: каким же должно быть содержание воспитания, в каком или каких направлениях должно «действовать» воспитание, чтобы получить желаемый результат? Педагогика от-вечает на этот вопрос: воспитание направлено на формирование базовой культуры личности, (О.С. Гариан) которую можно определить как систему норм, убежде-ний, принятых человеком ценностных ориентиров, стиля жизни и поведения. Ба-зовая культура предъявляет определенные требования к содержанию и техноло-
гии воспитания, представляя их как комплекс целей, задач воспитания, социаль-ных ценностей и идеалов в единстве со средствам их достижения и реализации. Итак, базовая культура личности предполагает, что воспитание должно осуществляться по отдельным, но взаимосвязанным направлениям, ряд которых представляется нам открытым для пополнения (в истории педагогической мысли случаи расширения воспитательных направлений известны). Сегодня педагогической теорией и практикой актуализированы следующие направления: 1. формирование мировоззрения; 2. духовно-нравственное воспитание; 3. гражданское воспитание 4. трудовое воспитание и профессиональная ориентация; 5. эстетическое воспитание; 6. экономическое образования воспитание; 7. экологическое воспитание; 8. физическое воспитание и формирование здорового образа жизни. Каждое из этих направлений имеет свои цели, которые реализуются в со-держании воспитательного процесса с помощью рекомендуемых педагогической наукой воспитательных технологий. Коротко определим суть каждого из направлений, воспользовавшись педа-гогическим словарем и учебниками педагогики. 1. Мировоззрение – система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые фор-мируют, воссоздают в сознании человека общую картину мира и определяют на-правленность его жизнедеятельности. Закон РФ «Об образовании» подчеркивает, что содержание образования должно обеспечить формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний, но допускается свободный выбор взглядов и убеждений, учет
различных мировоззренческих подходов. Но современная российская школа со-риентирована на формирование у учащихся научно-материалистических взглядов. 2. Нравственное воспитание педагогика рассматривает как процесс форми-рования комплекса моральных качеств личности. Нравственным человеком при-нято считать такого индивида, для которого нормы, правила и требования приня-той обществом морали выступают как его собственные взгляды, убеждения, как привычные для него нормы поведения (современная педагогическая наука ориен-тирована на нормы общечеловеческой морали). Стало быть, нравственное воспи-тание – это педагогическая деятельность по формированию у подрастающего по-коления правильного поведения, нравстве6нных знаний, убеждений и мотивов деятельности. В последние годы термин «нравственное воспитание» часто употребляется в сочетании со словом «духовный» и интерпретируется как «духовно-нравственное воспитание». Следует заметить, что понятие «духовный» как пра-вило не связывается с религией, хотя религиозная, в частности, христианская, нравственность имеет место и влияние в современном обществе. В светском по-нимании термин «духовно-нравственный» означает высшею степень нравствен-ного совершенства, к достижении. которой воспитатель, естественно, должен стремиться. 3. Гражданское воспитание является одним из актуальнейших направлений воспитательного процесса, ибо имеет своей целью воспитание гражданина – сына отечества, его рачительного хозяина и защитника. Поэтому гражданское воспита-ние предполагает формирование таких качеств, которые необходимы человеку как члену определенной социально-политической системы, как члену государст-ва. Трудно перечислить все эти качества, поэтому назовем главные: политическая и правовая культура, патриотизм и культура межнационального общения. В со-временных условиях формирование патриотизма и культуры межнационального общения (интернационализма) представляется нам особо значимым, востребован-ным и своевременным.
4. Трудовое воспитание вязано с воспитанием человека-труженика, кото-рый воспринимает труд не только как необходимость, человеческую обязанность, но прежде всего как норму жизни, который с уважением относятся к людям труда и которые честно, профессионально исполняет свои трудовые обязанности. С трудовым воспитанием тесно связан процесс профессиональной ориента-ции учащихся – процесс, помогающей молодому поколению выбрать профессио-нальный ориентир и безболезненно включиться в трудовую деятельность, из-бранную в соответствии со способностями, склонностями и возможностями рын-ка труда. 5. В связи с переходом на новые экономические рельсы, к новой, рыночной экономике потребовалась некоторая переориентация мышления как взрослого, так и подрастающего поколений. Экономика и экономические знания стали ре-альными спутниками нашей жизни, поэтому экономическое воспитание прочно вошло в арсенал базовой культуры личности. Сегодня экономическое воспитание помогает познать элементарные основы экономической жизни общества, учит умению соотносить доходы и расходы, сознательно подходить к выбору образо-вательного и профессионального пути, прогнозировать возможности профессио-нального роста. Экономические знания необходимы и для того, чтобы правильно оценить сущность и динамику экономических процессов в стране и мировом про-странстве. 6. Эстетическое воспитание – это процесс формирования у подрастающего поколения способности правильного восприятия и понимания прекрасного, выра-ботки эстетических знаний, вкусов и в конечном итого – умения «жить по законам красоты» и в соответствии с ними переделывать мир. Поэтому цель эстетического воспитания – это формирование эстетической культуры, которая включает в себя такие компоненты как эстетическое воспитание, эстетические чувства, потребно-сти, вкусы и идеалы. 7. Экологическое воспитание, столь востребованное в современном обще-стве, имеет целью формирование экологической культуры, суть которой – осоз-
нание необходимости ответственного, бережного, гуманного отношения к приро-де, находящейся в критическом состоянии вследствие бездумной варварской хо-зяйственной деятельности человека. 8. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни на-правлено на сохранение здоровья подрастающего поколения, способности актив-но жить и поддерживать работоспособность. Физическое воспитание трактуется педагогикой как процесс организации оздоровительной и познавательной дея-тельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку ги-гиенических навыков и здорового образа жизни – жизни без вредных привычек (курение, сексуальная неразборчивость и распущенность), без алкоголя и нарко-тиков. Напомним, что решение проблемы формирования здорового образа жизни не терпит отлагательств в связи с тенденцией усиления негативных явлений в ок-ружающем нас социальном пространстве. Мы рассказали о некоторых (нам представляются они наиболее актуальны-ми компонентами базовой культуры личности) направлениях воспитательной ра-боты, сознавая, что они варьируются в разных учебных пособиях и их актуализа-ция зависит от условий, сложившихся в конкретном регионе, районе, учебном за-ведении.
|