Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучающихся следующих компетенций:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучающихся следующих компетенций:
· способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1).
· способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований (ПК-1);
· способностью составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом (ПК-10).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты:
ЗНАТЬ
| - основные понятия и категории, характеризующие сущность макроэкономической нестабильности;
- содержание методов государственного управления в трансформационных экономиках (ОК-1, ПК-1, ПК-10)
| УМЕТЬ
| - анализировать современные социально-экономические процессы в условиях макроэкономической нестабильности, применять полученные знания для разработки эффективных мероприятий по стратегии развития экономических систем
- исследовать, выявлять и предлагать конкретные пути повышения результативности деятельности экономических субъектов,
- определять и обосновывать направления повышения эффективности функционирования национальной экономики (ОК-1, ПК-1, ПК-10)
| ВЛАДЕТЬ*
| - навыками исследования макроэкономических процессов,
- современными методами сбора, обработки и анализа статистических данных для экономик переходного периода;
- методологией экономического исследования в рамках проблем переходных экономик;
|
4. Объём дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часов.
Количество часов по учебному плану
(очная форма обучения)
Всего 144 часа
Аудиторные занятия 40 часов, в том числе интерактивных занятий – 10 часов
Самостоятельная работа 104 часов
№
п/п
| Раздел, тема
| Виды учебной работы, трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации
| Всего
| Самостоят. работа
| Аудиторные занятия
| Всего
| Лекционные
| Групповые (семинары, практические)
| Лабораторные
| Конт. раб.
| Рефераты / эссе
| Курсов. раб/ проект
| Расчетно-графическая работа
| Контр. точки
| Зачет/дифф. зачет /итоговая контрольная работа(оставить нужное)
| Экзамен
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел 4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общая трудоемкость
| Итого часов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Всего часов
|
| | | | | | | | | | | | | | | | |
Содержание дисциплины
№
п/п
| Наименование разделов и
тем дисциплины
| Содержание темы
| Тема 1
| Макроэкономическая нестабильность: цикличность развития рыночной экономики, инфляция и безработица
| Определение предмета изучаемой дисциплины. Макроэкономика. Макроэкономическая нестабильность.
Содержание и общие черты экономического цикла.
Факторы, определяющие характер и специфику циклического развития Измерение и прогноз экономического цикла.
Инфляция и ее социально-экономические последствия.
Причинно-следственные связи современного инфляционного процесса.
Безработица и ее экономическое содержание.
Взаимосвязь инфляции и безработицы..
| Тема 2
| Основные теории экономического цикла
| Теоретические концепции цикличности
Интернальные и экстернальные теории.
Комбинирование элементов экстернальных и интернальных теорий.
Теория реального экономического цикла.
Денежная теория (Хоутри).
Теория нововведений (Шумпетер, Хансен)
Психологическая теория (Пигу).
Теория недопотребления (Гобсен, Фостер).
Теория чрезмерного инвестирования (Хаек, Мизес)Теория солнечных пятен – погоды – урожая (Джеванс, Мур).
| Тема 3
| Сущность и основные факторы инфляции. Типы и виды инфляции.
| - Инфляция — это сложное многофакторное явление, характеризующее нарушение воспроизводственного процесса и присущее экономике, использующей бумажно-денежное обращение.
-Основные причины инфляции.
Факторы вызывающие инфляцию.
Денежные и неденежные факторы.
Первичные и вторичные факторы инфляционного процесса.
-Основные типы инфляции.
- Ползучая (умеренная) инфляция.
- Галопирующая инфляция.
- Гиперинфляция.
- Открытая инфляция.
- Подавленная инфляция.
- Сбалансированная и несбалансированная инфляция.
- Ожидаемая и неожидаемая инфляция.
- Стагфляция.
| Тема 4
| Безработица и ее сущность. Естественная и вынужденная безработица
| Причины безработицы.
Основные типы безработицы
Фрикционная безработица
Структурная безработица
Циклическая безработица
Естественный уровень безработицы.
Закон Оукена.
| | | | |
Планы аудиторных занятий, применяемые образовательные технологии и перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине.
Раздел 1. Макроэкономическая нестабильность: цикличность развития рыночной экономики, инфляция и безработица
Цель: формирование у студентов экономического мышления и экономической культуры, усвоение теоретико-методологических основ данной дисциплины (ОК-1, ПК-1, ПК-10).
Вопросы для обсуждения:
1. Цикличность как способ существования экономической системы.
2. Понятие инфляции.
3. Безработица как фактор нестабильности.
Темы рефератов:
1. Сущность макроэкономической нестабильности.
2. Цикличность развития экономической системы.
3. Взаимосвязь инфляции и безработицы.
Образовательные технологии: семинар-диспут
Задание для самостоятельной работы студентов:
1. Содержание и общие черты экономического цикла.
2. Прогнозирование экономического цикла.
3.Особенности инфляции в современной России.
Формы контроля самостоятельной работы студентов:
защита реферата
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций:
устный опрос и обсуждение докладов
|