Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






М.И.Глинка – основоположник русской классической музыки.

Мелодия - одноголосно выраженная музыкальная мысль. Главный голос музыкальной ткани.

Основа мелодии – мелодическая линия и ритмический рисунок.

Мелодия может двигаться - вверх, вниз, поступенно, скачкообразно.

 

Ритм - чередование длинных и коротких длительностей (звуков).

 

Лад - система звуковысотных связей, объединенных центральным звуком (созвучием). Лад – окраска настроения музыки (мажор - радостный, минор - грустный).

 

Метр — порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма.

Метр – пульс музыки.

 

Темп – скорость звучания музыки.

 

Динамика – сила (громкость) звучания музыки.

 

Регистр – высота звучания музыки (высокий, средний, низкий).

 

Тембр – окраска голоса человека, инструмента.

Тембр в музыке - это качество звука (его окраска), позволяющее различать звуки одинаковой высоты, исполненные на различных инструментах или различными голосами.

 

Гармония - объединение тонов в созвучия. Основной тип созвучия — аккорд (одновременное звучание нескольких звуков).

 

Интервал - соотношение двух звуков по высоте. Если звуки берутся поочередно, интервал называется мелодическим, если одновременно, — гармоническим.

 

 

Фактуранасыщенност ь звучания. Способ изложения музыки.

 

Интонация - звуковое воплощение музыкальной мысли: мельчайший мелодический оборот, выразительный интервал. Интонация — носительница музыкального содержания. Интонация – часть музыкальной фразы.

 

Музыкальный образ - обобщённое художественное отражение действительности, преломлённое через сознание композитора.

 

Музыкальная драматургия - развитие музыкальных образов. Принципы драматургии: контраст, сопоставление, варьирование.

 

Стили в музыке: Возрождение, барокко, рококо, классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм, модерн, авангард, неоклассицизм, неоромантизм.

 

 

Композиторы, представители стилей:

Возрождение: Орландо Лассо, Палестрина.

Барокко: Арканджело Корелли (1653 — 1713), Антонио Вивальди (1678 — 1741), Георг Фридрих Гендель (1685 – 1759), Иоганн Себастьян Бах (1685 - 1750).

Венская классическая школа: Франц Йозеф Гайдн (1732-1809), Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791), Людвин ван Бетховен (1770-1827).

Романтизм: Зарубежные композиторы – Франц Петер Шуберт (1797-1828), Фредерик Шопен (1810-1849), Ференц Лист (1811-1886), Никколо Паганини (1782-1840), Рихард Вагнер (1813-1883), Э́ двард Хагеруп Григ (1843 – 1907), Иога́ ннес Брамс (1833 - 1897)

Реализм: Джузеппе Верди (1813-1901), Жорж Бизе (1838 - 1875)

 

М.И.Глинка – основоположник русской классической музыки.

Могучая кучка - творческое содружество русских композиторов, сложившееся в кон. 1850-х — нач. 1860-х гг.; известно также под названием Балакиревский кружок. Участники: Балакирев (руководитель), А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский и Н. А. Римский-Корсаков.

Русские композиторы 19 века:

Глинка, Даргомыжский, Римский - Корсаков, Балакирев, Кюи, Бородин, Мусоргский, Чайковский.

Русские композиторы 20 века:

Рахманинов, Скрябин, Стравинский, Прокофьев, Шостакович, Свиридов, Хачатурян, Щедрин, Шнитке.

 

Оркестр - большой коллектив музыкантов-инструменталистов. Виды оркестра:

1. Симфонический оркестр - большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения. В нём 4 группы инструментов:

струнно – смычковые (скрипка, альт, виолончель, контрабас). (Перечисление инструментов от высокого к низкому)

деревянные духовые (флейта, кларнет, гобой, фагот)

медные духовые (труба, тромбон, валторна, туба)

ударные (тарелки, барабаны, литавры)

2. Камерный. В нём 2 группы инструментов: струнно – смычковая, деревянные духовые

3. Оркестр народных инструментов. В нём 4 группы инструментов:

Струнно – щипковые (домры, балалайки, гусли)

Духовые (свирель, жалейка, рожки)

Пневматические язычковые (баяны, гармоники)

Ударные (бубны, барабаны)

4. Духовой. В нём 3 группы инструментов: деревянные духовые, медные духовые, ударные

5. Эстрадный. Группы инструментов: струнных, духовых (в том числе саксофонов), клавишных, ударных и электромузыкальных инструментов.

6. Джазовый. Группы инструментов: трубы, саксофоны, кларнеты (иногда), тромбоны и " ритм–секция" (банджо, гитара, контрабас, ударные и фортепиано).

Тутти - одновременное звучание всех инструментов оркестра.

Музыкальный цикл — ряд отдельных музыкальных произведений или музыкальных альбомов, концертов и т. д. посвященных какой-либо теме или образу.

Жанр – это разновидность произведений, имеющих общие черты, признаки и назначение. Простые жанры: песня, танец, марш.

Жанры:

Симфония – произведение для симфонического оркестра из 4-х частей

Концерт – инструментальное произведение для солирующего инструмента и оркестра

Кантата - крупное вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра. Состоит из нескольких частей, разных по характеру, но объединённых одной идеей.

Оратория - крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты — бо́ льшими размерами и разветвлённостью сюжета.

Соната - музыкальный жанр, произведение для одного или нескольких инструментов, написанное в форме сонатного цикла.

Форма сонатного аллегро. Первая часть сонаты, симфонии, квартета, концерта. Состоит из трёх разделов: экспозиция, разработка, реприза.

Сюита – инструментальное произведение из нескольких самостоятельных, контрастирующих между собой частей, объединённых общим художественным замыслом.

 

Балет - музыкальный спектакль. Балет - это вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-пластических образах. Синтетический вид искусства, включает в себя музыку, литературу, ИЗО, хореографию.

Номера в балете: Вариация (1), Па – де – де (2), Па – де труа (3), Па-де-катр (4), Кордебалет - ансамбль танцовщиков и танцовщиц (массовые танцевальные номера). Виды танца: классический, характерный, пантомима, современный танец.

Опера - музыкальный спектакль, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки. Синтетический вид искусства, включает в себя музыку, литературу, ИЗО, вокал. Номера в опере: ария(1), дуэт (2), три (3), квартет (4), ансамбль (несколько), хор.

Ария ( итал. aria), законченный по построению эпизод (номер) в опере, оперетте, оратории или кантате, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра. Для арии характерны напевность, широта мелодического дыхания.

Речитатив (декламировать), род вокальной музыки, приближающийся к естественной речи при сохранении фиксированного музыкального строя и регулярной ритмики. Применяется в опере, оратории, кантате.

Вокальные голоса:

Женские – сопрано (высокий), меццо – сопрано (средний), контральто (низкий).

Мужские – тенор (высокий), баритон(средний), бас (низкий).

Хор:

1) певческий коллектив (от 12 человек; женский, мужской, детский или смешанный).

2) Музыкальное произведение для хорового исполнения.

Либретто - краткое содержание оперы, балета, оперетты

Увертюра - оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю и т. п.

Пролог – хоровое вступление к опере.

Антракт -1) перерыв между актами (действиями) сценического представления, отделениями концерта. 2) Инструментальное вступление к какому-либо акту (кроме 1-го) в опере, балете, драматическом спектакле.

Аккомпанемент – инструментальное сопровождение песни

Вокализ – пьеса для голоса без слов, из одних гласных звуков.

А капелла – пение (как правило, хоровое) без инструментального сопровождения

Фуга (бег) – полифоническая пьеса, в которой все голоса равны.

Полифония (многоголосие) - вид многоголосия, основанный на одновременном звучании двух и более мелодических линий или мелодических голосов.

Музыкальные формы: Куплетная (песня), Двухчастная: А – В, Простая трёхчастная: А – В – А (первая и третья одинаковые), Рондо (движение по кругу) – рефрен (основная тема) чередуется с различными эпизодами: А- В- А- С – А – Е –А, Вариации - (изменение) - это форма музыкального произведения, в котором звучит тема, и различные её повторения.

Родина композиторов:

Вивальди, Паганини, Верди, Россини – Италия, Гендель, Бах, Бетховен, Брамс, Вагнер – Германия, Моцарт, Гайдн, Шуберт, Штраус – Австрия, Шопен – Польша, Григ – Норвегия, Лист – Венгрия, Бизе, Равель, Сен – Санс, Дебюсси – Франция.

Произведения зарубежных композиторов:

Вивальди: Концерт «Времена года» (Шторм)

Гендель: «Музыка на воде», оратория «Мессия».

Бах «Токката и фуга ре минор», «Бранденбургские концерты», «Шутка», «Страсти по Матфею»

Моцарт: оперы «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро», Симфония №40, «Реквием» (Лакримоза), Маленькие ночные серенады»

Бетховен: Увертюра «Эгмонт» (на текст Гёте), сонаты «Аппассионата», «Патетическая», «Лунная» (№14), симфонии «Героическая» (№3), 5-я «Так судьба стучится в дверь», 9 – я «Финал Ода к Радости на текст Шиллера», Рондо «Ярость по поводу утерянного гроша»

Шуберт: «Неоконченная симфония», баллада «Лесной царь», цикл «Прекрасная мельничиха», песни «Аве Мария», «Серенада», «Баркаролла», пьеса «Музыкальный момент»

Лист: «Венгерские рапсодии», Ноктюрны «Грёзы любви», «Утешение»

Шопен: «Революционный этюд» (№12), прелюдии, мазурки, вальсы, этюды. Шопен писал только для фортепиано.

Паганини «Каприсы», «Кампанелла»

Штраус «Марш Радецкого», полька «Трик – трак», оперетта «Летучая мышь»

Кальман: оперетты «Принцесса цирка», «Сильва»

Вагнер: оперы «Лоэнгрин», «Валькирия» (Полет Валькирий)

Равель «Болеро» (в форме вариации)

Дебюсси «Послеполуденный отдых Фавна», «Лунный свет»

Бизе: опера «Кармен»

Верди: оперы «Аида», «Риголетто», «Травиатта», «Отелло»

Сен – Санс: зоологическая фантазия «Карнавал животных»

Григ: сюита «Пер Гюнт»

Произведения русских композиторов:

Глинка: оперы «Иван Сусанин» (Жизнь за царя), «Руслан и Людмила». Симфонии «Камаринская», «Вальс – фантазия», «Ночь в Мадриде», «Арагонская хота», романсы «Я помню чудное мгновенье, «Жаворонок»

Даргомыжский опера «Русалка»

Бородин: опера «Князь Игорь», «Богатырская симфония», баллада «Спящая княжна»

Римский – Корсаков: оперы «Снегурочка», «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»

Мусоргский: оперы «Хованщина», «Борис Годунов», фортепианный цикл «Картинки с выставки» (Избушка на курьих ножках, Богатырские ворота, Гном, Балет невылупившихся птенцов)

Чайковский: оперы «Евгений Онегин», «Пиковая Дама», «Иоланта», балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», фортепианный цикл «Времена года», кантата «Москва», симфония №1 №Зимнее утро»

Рахманинов: концерт №2», «Вокализ», литургия «Всенощное бдение», поэма «Колокола», опера «Алеко»

Скрябин «Поэма Огня» (Прометей)

Стравинский: балеты «Петрушка», «Жар Птица», «Весна священная»

Прокофьев: балеты «Золушка», «Ромео и Джульетта», кантата «Александр Невский», опреы «Любовь к трём апельсинам», «Война и мир», музыка к к/ф «Иван Грозный»

Хачатурян: музыка к драме Лермонтова «Маскарад», балеты «Гаяне», «Спартак»

Шостакович: симфония №7 «Ленинградская» (тема Нашествия в форме вариации)

Свиридов: музыка к к/ф «Время, вперёд!», Вокально-симфоническая поэма «Памяти С. А. Есенина», «Патетическая оратория» на слова В. В. Маяковского, Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель», Маленькая кантата для хора и оркестра «Деревянная Русь» на стихи С. А. Есенина, «Пушкинский венок» концерт для хора.

Гаврилин: балет «Анюта» (по рассказу Чехова «Анна на шее».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Типы данных Си
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал