![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Различные виды рисков ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Поскольку на деятельность любой организации непосредственно либо потенциально влияют риски различной природы, необходима классификация рисков. Выделяют следующие основные виды рисков: · чистые риски; · производственные риски, которые связаны непосредственно с деятельностью предприятия; · коммерческие риски, вызванные неполной предсказуемостью действий потребителей и конкурентов; · финансовые риски; · риски, возникающие на уровне государства и Земли в целом. Чистые риски означают возможность получения отрицательного или нулевого результата. К этим рискам относятся следующие риски: природно-естественные, экологические, политические, транспортные и часть коммерческих рисков (имущественные, производственные, торговые). На принятие управленческих решений всегда влияет ряд факторов, изменить или ограничить действие которых невозможно. К числу таких факторов относятся налоговое законодательство, природно-географические условия, общественная мораль, социальные устои и др. Эти факторы порождают чистые риски.[8] Тем не менее, следует отметить, что одни и те же риски могут относиться к чистым или не входить в эту группу. Например, при иллюстрации характера проявления чистых рисков чаще всего предлагают рассмотреть природно-географические риски. Чистые риски обладают относительно постоянным характером проявления. Для их анализа и оценки широко используются методы математической статистики и теории вероятностей, поскольку их проявление, как правило, стабильно во времени или отличается определенной закономерностью. Производственные риски. К ним следует прежде всего отнести риски, связанные с выпуском дефектной продукции. Хорошо известно, что при массовом производстве невозможно обеспечить выпуск продукции без дефектов. Поэтому действуют отделы технического контроля (ОТК), службы (бюро) качества и другие подразделения, осуществляющие контроль качества продукции. Известно, что в машиностроении стоимость контрольных операций составляет в среднем около 10% от стоимости продукции. Часть риска компенсируется службами технического обслуживания продукции, уже находящейся у потребителя. Постоянно используемыми терминами в этой области являются «риск поставщика» и «риск потребителя». Вопросам управления качеством посвящена обширная литература. Одна из важных групп показателей качества – надежность. Другой вид рисков связан с осуществлением действующих технологических процессов. Речь идет об авариях различной степени тяжести, от незначительных нарушений технологических процессов до катастроф с человеческими жертвами. Здесь целесообразно обратить внимание на экологические риски, в частности, связанные с аварийными сбросами в реки технологических жидкостей, выбросами в атмосферу газов и взвешенных частиц и др. За подобные действия предприятия обычно обязаны платить штрафы согласно предписаниям экологических органов. Среди производственных рисков есть и социальные, связанные с теми или иными конфликтами. Здесь надо выделить конфликты между службами (отделами, цехами), с которыми можно бороться, оптимизируя организационную структуру предприятия. Далее - различного происхождения конфликты между менеджерами высшего звена; конфликты между профсоюзами и администрацией по поводу заработной платы или условий труда, и др. Современные методы управления персоналом позволяют заранее спрогнозировать многие из таких конфликтов и предложить пути их разрешения. Коммерческие риски. Речь идет о рисках, связанных с неопределенностью будущей рыночной ситуации в стране. В частности, о будущих действий поставщиков в связи с меняющимися предпочтениями потребителей. Напомним, например, о быстрых изменениях на рынке вычислительной техники в связи с появлением персональных компьютеров.[9] Мода в той или иной степени отражается на поведении потребителей во многих областях. Весьма существенны риски, связанные с деятельностью партнеров организации - участников экономической жизни (в том числе их законопослушностью как налогоплательщиков), в частности, с их деловой активностью, финансовым положением, отношением к соблюдению обязательств. Особенно надо отметить роль конкурентного окружения, от действий которого зависит многое в судьбе конкретного предприятия. В частности, важны информационные риски, связанные с промышленным шпионажем и возможностями проникновения конкурентов в коммерческие тайны и иного воздействия на внутренние дела организации, в частности, через компьютерные сети типа Интернет. К этому же типу можно отнести риски, связанные с социальными и административными факторами в конкретных регионах, с взаимоотношениями рассматриваемой организации с органами местной и региональной власти, как официальными, так и криминальными. Финансовые риски. Отметим прежде всего риски, связанные с колебаниями цен на товары и услуги (динамикой инфляции), ставки рефинансирования Центрального банка, норм банковских процентов по кредитам и депозитам, валютных курсов и других макроэкономических показателей, в том числе котировок государственных и частных (корпоративных) ценных бумаг. Часть этих рисков носит объективный, а часть – число спекулятивный характер. К этому же разделу можно отнести риски, связанные с нестабильностью законодательства и текущей экономической политики (т.е. с деятельностью руководства страны, министерств и ведомств). Дополнительные проблемы создает множественность нормативно-правовых актов, регулирующих хозяйственно-экономическую деятельность организации (порядка 104, если считать не только федеральные нормативно-правовые акты, но и нормативно-правовые акты субъектов федерации, например, г. Москвы[10]), зачастую противоречащих друг другу, что вызывает необходимость в участии в работе организации юристов, в том числе в судебных процессах. Процесс управления финансовыми рисками может быть разбит на шесть последовательных стадий: 1. Определение цели; 2. Выяснение риска; 3. Оценка риска; 4. Выбор метода управления риском; 5. Осуществление управления; 6. Подведение результатов. Риски, возникающие на уровне государства и Земли в целом. К этому типу отнесем риски, связанные с политической ситуацией в целом, действиями партий, профсоюзов, экологических и других организаций в масштабе страны.[11] Типичным примером являются риски, связанные с заметнымизменением курса страны в результате тех или иных выборов. Другой пример – российский кризис, начавшийся в августе 1998 г. и непосредственно вызванный решением трех чиновников. Большое значения имеют риски, связанные с социальной борьбой («рельсовая война», забастовки, массовые столкновения, терроризм, и др.). Внешнеэкономические риски, например, связанные с динамикой цены на нефть, крупномасштабными зарубежными финансовыми (в Юго-Восточной Азии) или военными (Югославия, Ирак) кризисами и т.д., могут оказать существенное воздействие на рассматриваемую организацию (предприятие). Природные и стихийные риски представляют собой риски, связанные с проявлениями стихийных сил природы: землетрясением, наводнением, бурей, пожаром, эпидемией и т.п. Типичным примером является погода, от которой зависят урожайность (а потому и цены на сельскохозяйственные товары), расходы на отопление и уборку улиц, доходы от туризма и др. Обратим внимание на риски, связанные с недостаточными знаниями о природе (например, нам неизвестен точный объем полезных ископаемых в том или ином месторождении, а потому мы не можем точно предсказать развитие добывающей промышленности и объем налоговых поступлений от ее предприятий). Нельзя забывать о рисках экологических бедствий и катастроф, типа ураганов, смерчей, землетрясений, цунами, селей и др. Классификация рисков разнообразна. Она так же может представлять собой следующую классификацию. Рис.1.4.1. Классификация рисков ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ В УСЛОВИЯХ РИСКА НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ " МЕГАФОН" 2.1. Общая характеристика компании «МегаФон» «МегаФон» - первый общероссийский оператор мобильной связи стандарта GSM 900/1800. Лицензионное покрытие компании охватывает всю территорию Российской Федерации с населением 145 млн. человек. «МегаФон» - одна из наиболее динамично развивающихся сетей мобильной связи. «МегаФон» строит свой бизнес, основываясь на принципах максимального удовлетворения потребностей абонентов, добросовестной конкуренции и информационной открытости. В сети «МегаФон» используются передовые технологии, открывающие абонентам новые возможности общения и работы с информацией. Уникальный для Российского телекоммуникационного рынка спектр услуг качественной мобильной связи адресован как массовому потребителю, так и корпоративным клиентам. ЗАО «Мобиком-Центр» - оператор сети «МегаФон» в Центральном регионе. Оказывает услуги мобильной связи в стандарте GSM 900/1800 на основании лицензии Министерства РФ. Лицензия ЗАО «Мобиком-Центр» охватывает Белгородскую, Брянскую, Владимирскую. Воронежскую, Ивановскую, Калужскую, Костромскую, Курскую. Липецкую. Нижегородскую. Орловскую, Рязанскую. Смоленскую, Тамбовскую. Тверскую. Тульскую и Ярославскую области. Владельцем 100% акций ЗАО «Мобиком-Центр» является ОАО «МегаФон».
ОАО «МегаФон», ранее носившее название ЗАО «Северо-Западный GSM», существует более 10 лет с даты его государственной регистрации и создано на неопределенный срок. Услуги сотовой связи общество начало предоставлять в 1995 году в Северо-западном регионе Российской Федерации. В августе 2001 года ОАО «Телекоминвест», Telia (Швеция), Sonera Holding В.У.(Нидерланды) и ООО «ЦТ-Мобайл» заключили соглашение об объединении компаний ЗАО «Северо-Западный GSM», ЗАО «Соник Дуо» и восьми других региональных сотовых операторов связи для создания национального сотового оператора под единой торговой маркой «МегаФон». ОАО «МегаФон» видит свою миссию в том, чтобы «объединить Россию, разрушая барьеры и развивая коммуникации, чтобы стать очевидным выбором каждого». Для того, чтобы остаться доминирующей силой на рынке и стать, по крайней мере, вторым оператором по доле рынка, стратегия «МегаФона» включает следующее: · Развитие целевого подхода в маркетинге и продажах, который основан на потребностях абонентов, а не на технологических возможностях оператора; · Предоставление клиентам обслуживания высочайшего в российской телекоммуникационной отрасли уровня, достижение тем самым обоснованной лояльности абонентов; · Достижение общенационального признания благодаря сбалансированной тарифной политике в сочетании с качеством и разнообразием услуг, а также уникальными преимуществами первой общероссийской сети мобильной связи. Создание крупнейшей в стране сотовой сети, совпадающей с границами Российской Федерации, с очевидными преимуществами для абонентов. За образцовое выполнение трудовых обязанностей, повышения эффективности и качества работы, улучшение качества продукции, продолжительную и безупречную работу, новаторство в труде и за другие достижения в работе применяются следующие меры стимулирования и поощрения персонала: [12] ü объявление благодарности; ü награждение ценным подарком; ü награждение почетной грамотой; ü выдача премии; ü представление к званию лучшего по профессии. Допускается одновременное применение к работнику нескольких поощрений. Поощрения объявляются приказом по предприятию, доводятся до сведения трудового коллектива и заносятся в трудовую книжку работника. С целью постоянного обновления профессиональных знаний и совершенствования профессиональных навыков каждого сотрудника предприятия проводится периодическое обучение персонала. Проводятся такие формы обучения: v ежегодное обучение руководителей и специалистов. Проводится для ознакомления с новой техникой и технологиями, эффективными приемами управления и анализа производства и в сфере управления человеческими ресурсами; v тематические семинары по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам предприятия. Работники предприятия проходят обучение в образовательных учреждениях повышения квалификации, в учебных центрах; v обучение при приеме на работу, впервые принятых на работу, проводится для изучения специфики деятельности предприятия, организации производства, технологии, условий труда, техники безопасности. Обучение при приеме на работу (первичное обучение) проводится после оформления документов для приема на работу.[13] Как правило, перечисленные виды обучения проходят в рабочее время и финансируются предприятием. 2.2. Управление в условиях риска в компании «МегаФон» Как и в работе любого предприятия, в работе ЗАО «Мобиком Центр» присутствуют риски. Одни из них могут быть прогнозируемыми, другие частично непрогнозируемыми, но все они в той или иной мере оказывают влияние на работу предприятия. Для данного предприятия характерна подверженность следующим видам риска. Риск конкуренции. Российский рынок мобильной связи характеризуется высокой концентрацией. По данным компании АС& М Consulting на 31 декабря 2006 г. число пользователей сотовой связи достигло 152 млн., увеличившись на 2.7 млн. с ноября 2006 г. и на 25.9 млн. с декабря 2005 г.; показатель проникновения вырос до 103% (рост 1% по сравнению с ноябрем 2006 г, и 20% - с декабрем 2005 г.). На 31 декабря 2006 г. в Москве и Петербурге на 100 жителей приходилось по 156 и 139 SIM-карт, соответственно. Три ведущих оператора мобильной связи - ОАО «МТС», ОАО «ВымпелКом» и ОАО «МегаФон» совместно обслуживают 85, 9% общего количества абонентов в стране. Как показано таблице 2.9, на 31 декабря 2006 г. доля МТС на совокупном российском рынке составляет 33, 7%, доля ВымпелКома - 31, 7% и доля МегаФона - 19, 5%. Оставшиеся 15, 1% делят между собой различные региональные операторы. В каждом из восьми российских макрорегионов «МегаФон» конкурирует, по меньшей мере, с двумя операторами мобильной связи. Конкуренция ведется, во-первых, в области тарифов и, во-вторых, в области сетевого покрытия и его качества, качества обслуживания клиентов, цен на услуги роуминга и ассортимента предлагаемых дополнительных услуг. Основными конкурентами Общества являются ОАО «МТС», ОАО «ВымпелКом» и некоторые региональные операторы. Финансовые риски. Высокая инфляция отражается на курсе рубля по отношению к доллару и Евро и может привести к увеличению ряда расходов Компании, выраженных в долларах и Евро. Такие расходы включают оплату труда и арендную плату, которые существенно зависят от общего повышения уровня цен в России. В ситуации жесткой конкуренции ОАО «МегаФон» не сможет поднять тарифы по своим услугам до уровня, обеспечивающего текущую норму операционной прибыли. Соответственно, высокий уровень инфляции в России по отношению к девальвации рубля, может увеличить расходы компании и снизить операционную прибыль. С целью минимизации данного риска ОАО «МегаФон» в большинстве случаев устанавливает тарифы на свои услуги в зависимости от изменения курса рубля по отношению к доллару США. В связи с этим критическим уровнем инфляции для ОАО «МегаФон» будет такой уровень (18% по оценкам коммерческого департамента ОАО «МегаФон»), который будет способствовать увеличению тарифов и, тем самым, серьезно снизит привлекательность услуг ОАО «МегаФон». В целом, поскольку большая часть расходов ОАО «МегаФон» номинирована в валюте, а доходы привязаны к валютному курсу, вероятность возникновения существенных финансовых рисков (которые бы сильно повлияли на изменение выручки, расходов и прибыли) невелика. Риск снижение объема реализации в результате падения спроса иди потребности на бренд (риск не востребованности). Данный риск существует из-за отклонений от нормальных условий в двух отраслях: производящей и реализующей продукцию, т.е. является разноотраслевым. В данном случае в деятельности компании присутствует риск реализующей продукцию. На возможность возникновения такого риска влияют внешнеэкономическая ситуация, информационная база, научно-технический уровень.[14] Риск потери качества товара, т.е. связи, а именно на стадии развития качества связи, что приводит к снижению цены на него. К причинам такого риска можно отнести некачественную установку вышек. Риск повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин отчислений, что приводит к снижению прибыли фирмы. Риск отказа партнера от заключения договора после проведения переговоров может возникнуть в случае необходимости изменения предварительных условий контракта, а также при недобросовестности партнера. Такой риск имеет место из-за вероятности «переключения» партнера на конкурирующие фирмы. Билайн, МТС, которые могут предложить лучшие условия сделки. Риски возникновения непредвиденных расходов возникают в случае увеличения рыночных цен на ресурсы (услуги), которые приобретает в процессе производственной деятельности, выше запланированного уровня. К причинам этого риска можно отнести изменение политики ценообразования у поставщиков ресурсов, с которыми у предприятия заключены долгосрочные договоры, предусматривающие возможности для пересмотра цен; уменьшение количества поставщиков. Так как производственно-хозяйственная деятельность Компании Мегафон непосредственно связана с компьютеризацией и автоматизацией, то это обстоятельство приводит к возможности потерь в результате сбоя компьютерной системы, сбоя вычислительной техники. Оценка риска является важнейшей составляющей общей системы управления риском. Она представляет собой процесс определения количественным или качественным способом величины (степени) риска. Также в деятельности Компании «Мегафон» присутствуют риски форс-мажорных обстоятельств (риск природных бедствий). Хочу заметить, что когда говорят о риске природных бедствий, то чаще всего говорят о наводнениях, бурях и подобных стихийных бедствиях. Но, например, к рискам форс-мажорных обстоятельств можно отнести сильную жару. Это приводит к массе малоприятных последствии. Возникают проблемы с кондиционированием, системами питания и т.п. Подобных обстоятельств обычно никто не предвидит. Риски, связанные с изменением правил таможенного контроля и пошлин. Поскольку большая часть приобретаемого оборудования для оказания услуг связи импортируется либо изготавливается из комплектующих иностранного производства, изменение правил таможенного контроля и пошлин может нести для ОАО «МегаФон» определенные риски, связанные с удорожанием приобретаемых основных средств, а также увеличением времени прохождения таможенных процедур. Вступление в силу с 01.01.2004 года нового Таможенного кодекса уменьшило риски ОАО «МегаФон», связанные с таможенным оформлением и таможенным контролем. Новый кодекс во многом опирается на положения обновленной редакции Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, устраняет противоречия и несоответствия положений действовавшего до 01 января 2004 года Таможенного кодекса гражданскому, налоговому и административному законодательствам. Влияние рисков сказывается на всех сторонах работы Компании, ухудшая его финансовое положение, производственные, сбытовые возможности, способность отвечать по своим обязательствам и другие аспекты. Из всего вышеперечисленного видна актуальность и необходимость наличия на предприятии эффективной системы управления риском и мониторинга среды. Проект организации системы управления риском Компании ОАО «Мегафон» предусматривает выделение в системе управления предприятием отдельного структурного подразделения –отдела по управлению риском и мониторингу среды. Необходимо чтобы отдел управления риском включал в себя следующие задачи: мониторинга среды предприятия и среды его функционирования, анализа рисков, планирования антирисковых мероприятий и управления в кризисных ситуациях, которые задействованы в процессе управления риском и связаны информационными потоками. Однако руководству предприятия должна принадлежать ключевая роль в решениях проблем управления риском. Отдел по управлению риском является логичным дополнением к организационной системе управления предприятием. Любое предприятие, заинтересованное в снижении возможных потерь, связанных с риском, должно решить для себя несколько проблем: v оценить возможные убытки, связанные с рисками; v принять решение о том, оставляет ли она у себя определенные риски, т.е. несет ли свою ответственность по ним сами, отказывается от них или передает часть или всю ответственность по ним другим субъектам; v по тем рискам или той части рисков, которые она оставит у себя, фирма должна разработать программу управления ими, основной целью которой является снижение возможных потерь. Одним из способов снижения рисков неисполнения хозяйственных договоров Компании ОАО «Мегафон» является использование страховых инструментов. Примером страхования такого рода рисков является заключение договоров страхования на случай невозможности в связи с оговоренными причинами. Риски вхождения в договорные отношения с неплатежеспособными партнерами также выражаются в заключении договоров на закупку ресурсов с поставщиками, которые не в состоянии выполнить свои обязательства из-за плохого финансового состояния. Данные риски также включают в себя оказание услуг неплатежеспособным покупателям. В этом случае возникает риск того, что понесенные затраты либо окупятся несвоевременно, либо предприятию нужно будет пересматривать сроки реализации уже имеющегося товара и идти на прочие дополнительные затраты. Мобильность рабочей силы. Высокий уровень жизни, развитая система социальных гарантий вызывают желание рабочей силы учиться, работать и повышать свою квалификацию, постигать опыт других Компаний. Дух конкуренции. Конкурентоспособность формируется там. где присутствует дух соревнования. Корпоративность Компании ОАО «Мегафон явилась основой так называемых общественных договоров, благодаря которым б значительной мере были достигнуты успехи в прошлом Все эти критерии позволяют обеспечить и повысить конкурентно способность Компании ОАО «Мегафон». Заключение Риск - это всепроникающий феномен, то, что присуще всем рыночным субъектам. Его основные характеристики сводятся к тому, что: o риск присутствует на всех этапах деятельности хозяйственных субъектов вне зависимости от сферы их функционирования; o полное устранение риска невозможно в силу целого ряда причин как объективного, так и субъективного характера (например, отсутствие полной информации, постоянное развитие как непосредственно конкретного рынка, так и более того, несмотря на значительный потенциал потерь, который несет в себе риск, он является источником возможной прибыли). Многообразие рисков в предпринимательской деятельности обусловило необходимость их классификации, которая представляет практический интерес для организации. На основе теоретических материалов, анализа основных показателей производственно-экономической деятельности был проведен анализ характера рисков в работе Компании ОАО «Мегафон» Рассмотрены аспекты управления риском на предприятии и выявлено отсутствие системы по управлению рисками. Результаты анализа показали, что для Компании ОАО «Мегафон» наиболее значимыми являются: - снижения объема реализации в результате падения спроса или потребности на бренд; - риск потери качества связи, в процессе его производства, имущественные риски; - риски, связанные с неисполнением хозяйственных договоров; - риски непредвиденных расходов. С учетом выводов, сделанных на основе анализа рисков и методов, используемых для их снижения, были разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления рисками, на основе создания одела по управлению рисками и мониторинга среды. Данный отдел должен работать на основании программы целевых мероприятий по управлению рисками. Таким образом, цель и задачи, поставленные в работе, были успешно выполнены: изучен теоретический материал, касающийся темы работы, проведено исследование управления в условиях риска для выбранной компании.
|