![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сенатор – реформатор пожарно-страхового дела в России
Сам он всегда стоял в центре этой работы, помогая русскому народу, «как бы ни были велики трудности и препятствия», почерпнуть в себе «достаточной силы и бодрости духа для укрощения бичующего наши города и села недуга». Служение этому благородному делу он начал еще в январе 1881 г. Сразу же после окончания курса в Императорском Александровском лицее для Михаила Остроградского началась настоящая, естественная жизнь, требующая напряжения ума, воли, мускулов. Первые шаги в государственной службе он сделал в Департаменте общих дел МВД, а через шесть лет перешел в Министерство финансов, где вскоре назначен был начальником отделения Департамента окладных сборов. С 1894 г. Михаил Александрович берет в свои руки в Хозяйственном департаменте сложный отдел народного хозяйства – страховое дело. М. А. Остроградский с самого начала своей деятельности в должности управляющего страховым отделом МВД проявил большую энергию и работоспособность не только в совершенствовании страхового дела, но и в развитии добровольной пожарной охраны. Важным результатом деятельности отдела явился разработанный им «Нормальный устав городских добровольных пожарных обществ», утвержденный 23 января 1986 г. Вскоре при содействии страхового отдела последовало утверждение и «Нормального устава» для сельских пожарных дружин. Уставы эти имели громадное значение в деле развития добровольных пожарных организаций. Они устранили многие формальности, с которыми сопряжено было возникновение и открытие этих организаций. Местной власти – губернаторам – предоставлено было право утверждать уставы добровольных пожарных организаций, согласованные с «нормальными», и это значительно упростило процедуру их утверждения. «Нормальными уставами» впервые частично были удовлетворены возбуждавшиеся ходатайства об урегулировании отношений полиции к распоряжению на пожарах. По прежде действовавшим уставам добровольные пожарные общества подчинялись всякому чину полиции, включительно до городовых, не говоря уже об урядниках. По «Нормальным» же уставам (§ 74 и 44) право распоряжения на пожарах предоставлено лишь «начальствующим лицам по полиции», а низшим чинам полиции предписывается «не вмешиваться в распоряжения». В заслугу М. А. Остроградскому ставили «выработанный и утвержденный в законодательном порядке проект изменения примечания к ст. 114. Положения взаимных страховых обществ» – в смысле предоставления Министерству в неземских губерниях по примеру земских расходовать часть прибылей страховых операций на противопожарные меры. Наконец, не без участия Михаила Александровича, стали выдаваться из имперского пожарного капитала «пособия и ссуды городам, Императорскому и местным пожарным обществам, а на средства, образованные нотариальным и коробочным сбором, был учрежден ряд пожарных команд в 100 местечках Юго-Западного края». В то же время нельзя не отметить роль Михаила Александровича в разрешении нежелательных явлений, наметившихся в ряде городов, по замене полицейских пожарных команд общественными. Для более определенного выяснения прав и обязанностей городов и полиции по пожарному делу утверждались для каждого города особые временные правила, сущность которых сводилась к тому, что заведование пожарной командой как в хозяйственном, так и административном отношениях передавалось городским управлениям, а за администрацией осталось право общего распоряжения на пожарах и производство осмотров пожарного обоза. Такие правила были утверждены примерно для 100 городов, в число которых вошли: Вологда, Нижний Новгород, Казань, Самара, Курск, Калуга, Киев и мн. др. Относительно же больших городов (Петербург, Москва, Одесса и др.) Министерство ввиду категорических протестов местной администрации вынуждено было придерживаться иного взгляда и даже отклонять возбуждаемые ходатайства. Приступая к осуществлению выдвинутых V Рижским пожарным съездом пожарных вопросов общего характера, Совет Общества организовал целый ряд комиссий и комитетов. В это же время при активном участии М. А. Остроградского были подготовлены и внесены на рассмотрение Государственной Думы такие законодательные предположения, как: 1) об установлении определенных законом требований организации повсеместной пожарной помощи с передачей на этот предмет в ведение городов и земств части страховых пошлин и 2) об учреждении общественного контроля за страховыми оценками и ликвидацией пожарных убытков в целях сокращения злоумышленных поджогов. Затем с участием М. А. Остроградского было разработано законодательное предположение «об установлении общественного контроля за страховыми операциями в целях сокращения числа преувеличенных страховых сделок, а следовательно и побудительных причин к самоподжогам» и др. Но отдельно взятые вопросы не меняли дела. У М. А. Остроградского все настойчивее пробуждалось сознание необходимости пожарной реформы, «для осуществления которой кроме устранения общих причин нашего экономического неблагополучия необходима реорганизация существующих высших и низших исполнительных органов, так или иначе причастных к противопожарному делу, постановка которых представляется крайне неудовлетворительной и не отвечающей современному положению пожарного вопроса, а главное разработка и проведение в жизнь обстоятельно составленного пожарно-страхового и строительного законодательства». Самое тесное общение сенатора М. А. Остроградского и других членов Совета Российского пожарного общества с народными представителями 4-го созыва Государственной Думы «прочно установило в сознании народных представителей общегосударственное значение пожарного вопроса». Реформирование пожарного дела в России было осознано и правительством. Под председательством сенатора М. А. Остроградского создается специальная комиссия для разработки жизненно необходимых законодательных предположений. В состав комиссии вошли все члены Совета Общества, члены Государственной Думы: Л. А. Велихов, К. П. Григорович-Барский, М. Д. Калугин, И. С. Петров и Л. В. Половцев, представители страховых, технических и архитектурных обществ и отдельные лица, известные своим опытом по пожарно-страховым вопросам. Всего в состав комиссии вошли 84 человека. Первое заседание этой образованной при ИРПО комиссии состоялось 17 февраля 1913 г. На этом заседании постановили для более оперативной и качественной разработки законопроектов разделить комиссию на три подкомиссии: городскую, сельскую и юридическую. Председателем городской подкомиссии был утвержден инженер и председатель Технического комитета при ИРПО Н. Ф. Савельев. Задачей этой подкомиссии была разработка пожарного и строительного уставов в городах. Сельскую подкомиссию возглавили член Государственного Совета С. И. Зубчанинов, член Государственной Думы и Совета ИРПО Ввиду того что пересмотром Строительного устава занималось уже Министерство внутренних дел, председатель комиссии М. А. Остроградский первостепенной задачей поставил разработку пожарных уставов, включив в эту работу городскую и сельскую подкомиссии. Что же касается юридической подкомиссии, то признано было, что «программа ее наиглавнейшим образом сводится к пересмотру уголовного законодательства в области, касающейся как разного вида поджогов, так и вообще неправомерных деяний, вызывающих пожарную опасность». Работа по составлению названных законопроектов по пожарному делу «закипела». Тогда ничто еще не предвещало тех чрезвычайных событий, которыми с 1914 г. будет охвачено наше Отечество. 3 марта 1913 г. Совет ИРПО уже ознакомил вновь назначенного министра внутренних дел Н. А. Маклакова с ходом работ по реформированию пожарного дела. Н. А. Маклаков, выслушав с большим интересом сообщения депутации и их просьбу взять руководство пожарным делом в ведение Министерства внутренних дел, заявил, что он «придает весьма важное значение улучшению борьбы с пожарами в Империи», и выразил полную готовность оказать Императорскому Российскому пожарному обществу возможное содействие в осуществлении его полезной деятельности. Труды комиссии сенатора М. А. Остроградского были рассмотрены на заседаниях VII съезда членов Императорского Российского пожарного общества, который постановил: «Принести председателю комиссии сенатору М. А. Остроградскому и всему составу ее, а также канцелярии глубокую благодарность за понесенные труды, каковые передать заинтересованным правительственным, общественным, пожарным и страховым учреждениям для ознакомления». Жизнь внесла изменения в ранее разработанное законодательство по пожарному делу, но «необходимая нить и канва» для обсуждения и разрешения вопросов, связанных со столь необходимым пожарным законодательством, сохранились. Сформированным после Октябрьской революции органам по руководству пожарным делом не потребовалось «вновь затрачивать силы и годы на подготовительные изыскания и предварительные размышления», а можно было «обратиться к окончательному составлению законодательных предположений». Проект специального законодательного акта, который был приведен в соответствие с новой действительностью, опубликован в начале апреля 1918 г. в журнале «Пожарное дело» для всеобщего обсуждения. Он-то и составил основу принятого Советом народных комиссаров декрета «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Но это было сделано уже без участия Михаила Александровича Остроградского...
|