Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям
Уже первые месяцы деятельности Российского корпуса спасателей показали трудности его функционирования как государственно-общественной организации, недостаток полномочий для качественного выполнения возложенных на него задач. В связи с этим постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 июля 1991 г. № 1617-1 Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС РСФСР). Основными направлениями государственной политики, положенными в основу деятельности созданного ГКЧС РСФСР на период его становления, были: – разработка принципов построения Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях в условиях перехода к рыночной экономике и реформирования органов государственного управления Российской Федерации; – создание законодательной и нормативной базы защиты населения, окружающей среды и обеспечения устойчивости экономики при возникновении чрезвычайных ситуаций; – разработка государственных целевых и научно-технических программ, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, защиту населения при их возникновении, повышение устойчивости функционирования народного хозяйства; – создание аварийно-спасательных сил; – организация подготовки инженерных и научных кадров в интересах Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях; – организация международного сотрудничества Российской Федерации в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Одним из первых памятных событий в жизни нового ведомства и проверки его профессиональной готовности стала ликвидация угрозы обрушения аварийно накренившейся многометровой трубы на Уфимском нефтеперерабатывающем заводе в сентябре 1991 г., где семисоттонная верхняя часть трубы нависла над взрывоопасными сооружениями предприятия. Ликвидировать сложившуюся чрезвычайную ситуацию взялся ГКЧС России. Руководство операцией на месте работ было поручено начальнику отдела Госкомитета С. М. Кудинову. После тщательной проработки было решено вместо первоначального варианта подрыва всей трубы произвести подрыв только наклонившейся ее части направленным взрывом, сохранив при этом саму трубу и сведя до минимума возможный очаг разрушения. Точный расчет военных инженеров и мужество спасателей во главе с А. Н. Рожковым, заложивших взрывчатку на высоте 120 метров, позволили «положить» поврежденную часть трубы в запланированное место (позже эта операция была внесена в «Книгу рекордов Гиннеса»). Кроме того, в 1991 г. создаваемые ГКЧС РСФСР силы принимали участие в ликвидации последствий наводнения в ряде мест на Волге, в Бурятии и в Читинской области, землетрясения в Краснодарском крае. Событием, имеющем важнейшее значение для дальнейшего развития Чрезвычайной службы России, организации современной системы защиты населения, материальных и культурных ценностей в мирное и военное время явилось создание в соответствии с Указом Президента РСФСР от 19 ноября 1991 г. № 221 на базе ГКЧС РСФСР и Штаба гражданской обороны РСФСР Государственного комитета по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР. Одновременно Постановлением Правительства РСФСР от 28 ноября 1991 г. была упразднена Комиссия Совета Министров РСФСР по чрезвычайным ситуациям. На созданный Госкомитет были возложены: · координация деятельности органов государственного управления РСФСР по защите населения и национального достояния, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и применением противником современных средств поражения; · обеспечение создания Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях; · руководство работами по ликвидации последствий крупных аварий, катастроф и стихийных бедствий; · организация разработки и реализации государственных программ, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, защиту населения при их возникновении, повышение устойчивости функционирования народного хозяйства; · координация работ по созданию государственных чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов; · организация обучения и подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях; · осуществление государственного надзора на территории РСФСР за выполнением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовностью к действиям при их возникновении; · участие в международном сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. ГКЧС РСФСР было поручено создать при Госкомитете Штаб войск гражданской обороны для управления соединениями, воинскими частями и подразделениями гражданской обороны и региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Чите и Хабаровске, а также принять в установленном порядке от Министерства обороны СССР органы управления, соединения, воинские части и подразделения, учреждения и учебные заведения Гражданской обороны СССР, дислоцирующиеся на территории РСФСР, со всем личным составом, вооружением и материально-технической базой. В результате всех указанных реорганизаций образовался единый федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Разработанная организационно-штатная структура Госкомитета обеспечивала решение возложенных на него задач, позволяла на основе уже имеющегося опыта совершенствовать защиту населения и территорий при чрезвычайных ситуациях различного характера в мирное и военное время. Управления и отделы ГКЧС России возглавили хорошо подготовленные и имеющие большой практический опыт специалисты: Е. А. Козлов, В. М. Кульечев, С. М. Кудинов, Н. И. Бурдаков, С. А. Шилин, Г. В. Филатов, B. C. Кудлай, А. В. Дронов, М. А. Шахраманьян, А. А. Тюшин, А. Н. Карпов, В. А. Новожилов, Ю. Г. Шпаковский, Ю. П. Гущин, М. М. Дзыбов, В. А. Штейн, В. К. Владимирский, А. А. Воскресенский, А. П. Хоменко и др. Первым заместителем Председателя Госкомитета стал Ю. Л. Воробьев, а заместителями: В. А. Владимиров (вопросы предупреждения чрезвычайных ситуаций, планирования и развития РСЧС), А. И. Ткачев (он же начальник Главного управления гражданской обороны), В. В. Бенкевич (научно-технические проблемы) и Б. В. Шамов (экономические, кадровые и административно-хозяйственные проблемы). В первом полугодии 1992 г. в основном было завершено организационное становление ГКЧС России, формирование его центрального аппарата, региональных и территориальных структур, прием войск Гражданской обороны СССР от Министерства обороны СССР. 25 ноября 1992 г. Правительство Российской Федерации утвердило Положение о ГКЧС России, согласно которому Госкомитет стал федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевое регулирование вопросов в области гражданской обороны, защиты населения, территорий страны и объектов, являющихся национальным достоянием России, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и применением возможным противником средств поражения, а также координацию деятельности органов государственного управления Российской Федерации в этом направлении. Важное значение для дальнейшего развития и укрепления ГКЧС России имело также постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1992 г. № 968, которым Всесоюзный научно-исследовательский институт гражданской обороны был преобразован во Всероссийский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и определен головной организацией в стране по научному сопровождению работ в данных областях. Высшие центральные курсы Гражданской обороны СССР и Курсы гражданской обороны РСФСР были объединены и преобразованы в Академию гражданской защиты ГКЧС России. Происшедшее уточнение задач и функций ГКЧС России, накопление определенного опыта деятельности его структурными подразделениями, потребовало внесения некоторых изменений в организационно-штатную структуру центрального аппарата Госкомитета. Было создано самостоятельное управление экстренного реагирования (начальник С. М. Кудинов), главное управление защиты населения (начальник B. C. Кудлай), финансовое управление, управление капитального строительства, укреплен ряд других структурных подразделений. Большое внимание в течение 1992 г. было уделено совершенствованию связи, сбора и обработки информации о чрезвычайных ситуациях, что способствовало ускорению реагирования на них в случае возникновения. В этих целях по представлению ГКЧС России в марте 1992 г. было принято постановление Правительства Российской Федерации № 190 «Об организации в Российской Федерации обмена информацией о чрезвычайных ситуациях». Были активизированы работы по созданию автоматизированной информационно-управляющей системы для обеспечения деятельности ГКЧС России, отработке взаимодействия с Минсвязи России, Минобороны России, ФАПСИ и другими заинтересованными организациями по вопросам обеспечения своевременного предоставления каналов связи для обмена информацией о чрезвычайных ситуациях, вызова соответствующих аварийно-спасательных служб и других необходимых сил, а также для оповещения и информирования населения о грозящей возможной опасности.
|