Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учет в монастырских хозяйствах, строительстве, промышленности и торговле ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Значительный вклад в развитие учета на русской земле внесли монастыри (в 1551 г. было издано постановление Стоглавого собора, предписывающее вести в монастырях имущественный учет). Монастырские хозяйственные книги дифференцировались по двум направлениям: 1) по назначению: • нормативно-распорядительные (окладные (отражали сбор феодальной ренты), порядные, кормовые книги, книги соборных приговоров и т.п.); • учетно-статические (описи, отводные, дозорные книги); • учетно-динамические (документы текущего учета - разновидности приходо-расходных, предполагающих отражение реального движения денег, натуральных запасов и товаров); 2) по стадии учетного процесса: • черновые книги - отражали обобщение сделанных черновых записей, допускали исправления; • беловые книги - содержали обобщенную и отредактированную информацию черновых книг, после проверки опечатывались и хранились в архивах с присвоением номеров. Деление на натуральный и денежный учет в монастырских книгах появилось лишь с XVII в. До этого периода была натуральная экономика (приходно-расходный учет). Приходо-расходные книги условно можно разделить по характеру содержавшихся в них сведений на три основных типа: 1) административно-управленческие; 2) торгово-распорядительные; 3) хозяйственно-промысловые.
По своему составу дошедшие до нас книги очень разнообразны. Часто встречаются черновые варианты книг. Сохранилось довольно много специализированных книг, которые велись в центральной монастырской усадьбе или в службах, но в описях не выделялись. Например, согласно архиву приходо-расходных книг Николо-Корельского монастыря помимо приходо-расходных книг казначеев велись отдельные книги сбора государственных и владельческих податей с крестьян, книги сбора арендной платы за сенокосы и рыбные ловли, книги найма казаков. Кроме денежных составлялись и натуральные приходо-расходные книги - выдачи одежды, изделий из железа, посуды, свечей, сукна и т.п. Монастырские приходо-расходные книги XVI-XVII вв. представляют собой рукописный сборник (кроме собственно приходных и расходных - денежных и натуральных - книг в него входят книги «памяти»). В содержании приходо-расходных книг XVII в. можно выделить регулярно повторяющиеся части: 1) заголовок - пишется на обложке книги и включает название монастырской службы (подразделения), в которой она составлялась, название самой книги, имя монастырского приказчика (составителя) и срок его службы; 2) вводная статья - включает сведения о назначении приказчика на службу, его имя и основные обязанности; 3) основной текст (часто с итогами). Основной текст приходо-расходных книг делится на статьи, каждая из которых пишется с новой строки и содержит указание на произведенную операцию - «куплено», «продано», «взято», «дано вкладом» и т.п., называет имя контрагента, количество и цену товара (при торговой сделке) и общий итог; 4) удостоверяющая часть - подписи составителей книги; 5) запись о проверке книги («счет») с подписями проверяющих. Специально выбранные счетчики проверяли книги. При наличии серьезных недостатков книга возвращалась приказчику, который на братском соборе в присутствии монастырской администрации подвергался «счету» (оценке итогов его деятельности и вынесению определенного решения). «Счетные списки» представляют собой проверки деятельности монастырских приказчиков, в том числе и их приходо-расходных книг. Сама проверка - так называемый счет - проводилась в монастыре специальной комиссией. Ход этой проверки записывался в «счетные списки». В беловике приходо-расходной книги производились записи о результатах проверки и ставились подписи проверяющих (в этом отличие белового варианта; черновики подписей не имеют). Проверенные книги подписывали игумен, келарь (казначей) и несколько соборных старцев. Затем приходо-расходные книги поступали на хранение в монастырскую казну. Наличие всех указанных частей соответствует официальному беловому варианту приходо-расходной книги. Составлялись приходо-расходные книги, как правило, после окончания срока службы приказчика, а проверка проходила иногда по прошествии нескольких лет (это снижало эффективность контроля).
|