Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объем дисциплины и виды учебной работы






ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ

Методические указания к самостоятельной работе

 

 

Красноярск

СФУ


УДК

ББК

Г

Составители: Ф.А. Гершкорон, И.И. Шошина, В.Т. Поэтова, Е.В. Инжеваткин

Ф…Физиология человека и животных: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост. Ф.А. Гершкорон, И.И. Шошина, В.Т. Поэтова, Е.В Инжеваткин. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. – 69 с.

 

В пособии представлены методические указания для самостоятельной работы студентов по следующим тематическим разделам: общая физиология возбудимых тканей и центральной нервной системы, физиология вегетативной нервной системы, роль центральной нервной системы в регуляции соматических функций, физиологии желез внутренней секреции, сенсорных систем, высшей нервной деятельности, висцеральных систем, обмена веществ и энергии, теплового обмена.

Предназначено для студентов специальности 020208.65 – «Биохимия».

Предложенные методические указания могут быть использованы преподавателями высшей школы при обучении студентов физиологии человека и животных.

 

 

ISBN

 

 

УДК

ББК

 

© Ф.А. Гершкорон

© И.И. Шошина

© В.Т. Поэтова

© Е.В. Инжеваткин

© Сибирский федеральный университет, 2012

 

Предисловие

 

Университетская подготовка студентов помимо приобретения теоретических знаний и практических умений в ходе аудиторных занятий, предполагает организацию и проведение самостоятельной работы. Настоящие методические указания позволят студентам более эффективно организовать свое рабочее время и освоить основные разделы физиологии человека и животных, предусмотренные государственным образовательным стандартом.

Настоящие методические указания включают: перечень контрольных вопросов для самостоятельной работы, перечень задач и заданий для самостоятельной работы, темы для самостоятельного теоретического обучения (с ссылкой на конкретный литературный источник), примерные темы рефератов, список рекомендуемой литературы, вопросы к экзамену по физиологии человека и животных, а так же список вопросов по курсу «Физиология», выносимых на государственный экзамен.

 

Авторы


1. ВВЕДЕНИЕ

Физиология человека и животных – наука о функциях и механизмах жизнедеятельности целостного организма. Цель преподавания курса «Физиология человека и животных» заключается в следующем: познакомить студентов с основными представлениями о функциях организма, с принципами системной организации, дифференциации, интеграции функций организма; сформировать у студентов представление о механизмах регуляции физиологических функций, о взаимодействии регуляторных систем и механизмов, поддерживающих постоянство внутренней среды организма и обеспечивающих адекватную реакцию организма на события в окружающем его мире.

Изучение дисциплины «Физиология человека и животных» должно помочь студенту в понимании современных проблем биологии, в пополнении знаний об истории и методологии биологии, в овладении методологическими основами современной науки.

Задачами изучения дисциплины «Физиология человека и животных» являются:

– изучение особенностей строения и функционирования основных систем организма человека и животных;

– формирование представлений о регуляторных механизмах обеспечения гомеостаза у человека и животных.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

– современное учение о клетке, иметь представление об единстве и многообразии клеточных типов,

– основные черты строения, метаболизма, закономерности воспроизведения, специализации клеток, клеточный цикл и его регуляцию, иметь представление о регуляторных механизмах и путях обеспечения целостной реакции клетки;

– основные черты строения, развития, функционирования и эволюции тканей животных и растений, типы тканей;

– особенности строения и функционирования основных систем органов животных и человека: пищеварительной, выделительной, кровеносной, нервной, системы органов дыхания, двигательной, эндокринной, сенсорной, репродуктивной; иметь представление о молекулярных механизмах физиологических процессов, о принципах регуляции обмена веществ, сравнительно-физиологических аспектах становления функций, о принципах восприятия, передачи и переработки информации в организме;

– анатомические и физиологические особенности организма человека, биосоциальные аспекты его жизнедеятельности;

– знать и уметь использовать регуляторные механизмы обеспечения гомеостаза живых систем иметь представление о формировании иммунитета;

– принципы формирования и функционирования надорганизменных систем, иметь представление об устойчивости и неустойчивости в существовании организмов и надорганизменных систем, о механизмах взаимосвязи организма и среды;

иметь представление:

– об особенностях морфологии, физиологии и воспроизведении, географическом распространении и экологии животных и человека; об основных этапах онтогенеза, морфологических, функциональных и биохимических изменениях в ходе развития у представителей различных таксонов;

– о фундаментальных принципах и уровнях биологической организации, регуляторных механизмах на каждом уровне;

владеть:

– навыками и методами анатомических, морфологических и таксономических исследований биологических объектов (приготовление объекта к исследованию, фиксация, резка, окраска, микроскопия, препарирование, зарисовка, работа с гербарием и коллекционным материалом и др.);

– методами световой микроскопии;

– методами выделения и исследования субмикроскопических структур, электрофизиологическими методами, методами работы с лабораторными животными;

– методами исследования и анализа живых систем, математическими методами обработки результатов.

Для успешного освоения предлагаемого курса в полном объеме студентам, прежде всего, необходимо овладеть знаниями об анатомическом строении всех органов и систем, на базе которых протекают физиологические процессы и реализуются адаптивные реакции организма на изменение состояния внешней и внутренней среды организма. Для изучения физиологии человека и животных необходимо знание биологии, химии, естествознания, физики (термодинамики), биохимии. Дисциплина «Физиологии человека и животных» является основной для изучения таких дисциплин как: «Биохимия и молекулярная биология», «Экологическая физиология», «Экология человека», «Физиология высшей нервной деятельности», «Спортивная физиология», «Патофизиология» и др. Знания физиологии человека и животных необходимы для выполнения курсовых работ, подготовки дипломных работ, тематика которых связана с изучением физиологических основ функционирования и механизмов регуляции органов и систем организма, а также проведения большого практикума.

 

Структура и содержание дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов (зачетных единиц) Семестр
   
Общая трудоемкость дисциплины      
Аудиторные занятия:      
Лекции      
лабораторные занятия      
другие виды аудиторных занятий (коллоквиумы)      
промежуточный контроль      
Самостоятельная работа:      
изучение теоретического курса (ТО)      
Реферат      
Вид итогового контроля(зачет, экзамен)   Зачет Экзамен

ГРАФИК

 

самостоятельной работы студентов по дисциплине «Физиология человека и животных» образовательной программы специальности 020208.65 Биохимия Института фундаментальной биологии и биотехнологии 3 курса на 5 семестр

 

Недели учебного процесса семестра
                               
ВЗ   ВЗ   ВЗ   ВЗ   ВЗ   ВЗ   ВЗ   ВЗ  
ВРФ                              
                            СРФ  
ВЗ                           СЗ  
ВЗД                           СЗД  

 

Условные обозначения: ВЗ – выдача тем для самостоятельного изучения; РФ – реферат, ВРФ – выдача темы реферата, СРФ – сдача реферата; З – задачи, ВЗ – выдача задач, СЗ – сдача задач; ЗД – задания, ВЗД – выдача заданий, СЗД – сдача заданий.

 

ГРАФИК

 

самостоятельной работы студентов по дисциплине «Физиология человека и животных» образовательной программы специальности 020208.65 Биохимия Института фундаментальной биологии и биотехнологии 3 курса на 6 семестр

 

Недели учебного процесса семестра
                             
ВЗ   ВЗ   ВЗ   ВЗ   ВЗ   ВЗ   ВЗ   ВЗ
ВРФ                            
                            СРФ
ВЗ                           СЗ
ВЗД                           СЗД

 

Условные обозначения: ВЗ – выдача тем для самостоятельного изучения; РФ – реферат, ВРФ – выдача темы реферата, СРФ – сдача реферата; З – задачи, ВЗ – выдача задач, СЗ – сдача задач; ЗД – задания, ВЗД – выдача заданий, СЗД – сдача заданий.

 

Самостоятельное изучение теоретического материала включает разбор лекционного курса с использованием учебной и методической литературы, указанной в общем списке основной и дополнительной литературы по дисциплине. – 25 ч.

Написание рефератов, объемом до 10 страниц, осуществляется по темам, предлагаемым преподавателем во время лабораторного занятия в начале 5 семестра. Для выполнения работы рекомендуется литература, указанная в списке основной и дополнительной литературы по дисциплине, также студентам рекомендуется осуществлять самостоятельный подбор литературы, включая научную. – 13 ч.

Темы рефератов выдаются преподавателем в начале 5 и 6 семестров. Сдача рефератов производится преподавателю в конце 5 семестра и 6 семестров.

Содержание дисциплины


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал